Выпускная квалификационная работа
Тема:«Становление и развитие гитарного
исполнительства в г. Челябинск»
Диплом защищён
Протокол ГАК №____________ от «_____»___________________2007г.
С оценкой__________________
Челябинск 2007
Содержание
Глава I Истоки и предпосылки гитарного исполнительства в г.Челябинске. 5
1.1История развития гитарного исполнительства в России. 5
1.2Этапы становления и развития гитарного исполнительства в г.Челябинске 13
Глава II Известные гитаристы г.Челябинска. 19
2.1 Становление и развитие творческого пути «Трио гитаристов Урала». 20
2.2 Портретная галерея исполнителей на гитаре в г.Челябинске. 29
Гитара – самый массовый музыкальный инструмент. Людей, играющих на гитаре, пусть хотя бы на уровне нескольких аккордов, - гораздо больше, чем играющих на любом другом инструменте. И наверно, ещё больше тех, кто хотел бы научиться играть на ней. Гитара – самый распространённый инструмент. На первый взгляд может показаться, что массовость и распространённость – одно и то же. Это не так. Например, в некоторых европейских странах губную гармонику можно считать массовым и очень популярным инструментом, но остальной мир относится к ней довольно прохладно. А гитара распространена на всех континентах, включая теперь уже и Антарктиду. Гитара успела побывать даже в космосе. Наверно, со временем там побывают и другие инструменты, но первенство навсегда останется за гитарой.
В России гитара развивалась в двух направлениях: как семиструнная, так и шестиструнная. В отличие от семиструнной гитары, её шестиструнная разновидность развивалась в России XVIII – XIXвеков почти исключительно как профессионально-академический инструмент и была мала ориентирована на передачу русской народной песни и бытового романса.
С середины XIXвека значительно возросла просветительская роль шестиструнной гитары. Концертные выступления отечественных гитаристов-шестиструнников, таких как Н.П. Макаров и М.Д. Соколовский, становились важным средством музыкального просвещения многочисленных поклонников инструмента в России.
Также, в первые годы XXвека приобрели значит. Роль различные кружки гитаристов. Получает широкую известность деятельность видных гитаристов-исполнителей и педагогов В.А. Лебедева, А.П. Соловьёва, В.П. Успенкого, В.М. Юрьева.
Со второй половины 1950-х годов существенно активизируется концертная деятельность гитаристов: А.М. Иванова-Крамского, Б.П. Хлоповского, Л.А. Менро, Л.Ф. Андронова, Я.Г. Пухольского.
С 1950-80 г.г. открываются классы гитары в музыкальных школах и среднеспециальных учебных заведениях, а затем и в высших. Появляются талантливые исполнители, композиторы, проводятся различные конкурсы и фестивали исполнителей, появляется нотная литература для гитары.
Многие российские исполнители на народных инструментах активно занимаются пропагандой своего творчества, много концертируют и тем самым завоёвывают признания у публики. Челябинские (Уральские) гитаристы так же входят в их число.
В начале третьего тысячелетия весьма активизировалась фестивальное и конкурсное движение по специальности гитара. В Челябинске прошло 10 фестивалей «Классическая гитара на Урале»; в Екатеринбурге регулярно проходит единственный в мире фестиваль гитарных концертов с симфоническим оркестром; в Перми; в 2005 году в Каменск-Уральске родился новый фестиваль «Каменские встречи»; в Магнитогорске проходит особенный фестиваль памяти музыкального мастера Ивана Кузнецова, который объединяет классику, эстраду и исполнителей бардовской песни.
Тем самым можно сказать, что гитара в крупных уральских городах в настоящее время испытывает заметный подъём, а значит можно ожидать появление новых интересных исполнителей и композиторов, которые смогут достигнуть новых творческих высот в музыке для гитары.
В дипломной работе будет как можно подробнее рассказано о наших челябинских музыкантах-исполнителях на гитаре, рассказано об их достижениях, победах на конкурсах, репертуаре, о творческих планах на будущее.
Я считаю, что актуальность темы дипломной работы состоит в необходимости изучения развития гитарного исполнительства в г. Челябинске (на Урале) с целью повышения интереса к их искусству, выявление новых талантливых исполнителей и композиторов в Челябинске.
Объектом изучения в дипломной работе будет являться исполнительство гитаристов г. Челябинска сначала XXвека до настоящего времени.
Предметом изучения будет являться творчество исполнителей на гитаре данного периода.
Гипотезу в дипломной работе можно определить следующим образом: творчество наших современных исполнителей на гитаре соответствует мировому уровню при использовании исполнительского опыта своих предшественников и того, что нового они внесли в развитие гитарного искусства нашей страны при влиянии различных гитарных школ в России, педагогики и исполнительства.
Цель исследования: изучить исполнительство отечественных и современных гитаристов г. Челябинска.
Отсюда задачи исследования:
1. Изучение влияния различных отечественных школ на становление и развитие гитарного исполнительства в г. Челябинске;
2. Изучение творческого пути современных челябинских исполнителей и определения этапов становления их творчества;
Основными методами исследования являются: анализ печатных материалов книг, статей в журналах и газетах, беседы с исполнителями.
Теоретическая значимость заключается в следующем: будут освещены вопросы становления и развития исполнительства на гитаре в г. Челябинске и определены его этапы.
Практическая значимость заключается в исследовательской работе над творчеством музыкантов, биографических сведениях, концертной деятельности.
Базой исследования является творчество исполнителей на гитаре г. Челябинска.
Глава I Истоки и предпосылки гитарного исполнительства в г.Челябинске
1.1 История развития гитарного исполнительства в России
Шестиструнная гитара в России XIXв.
В отличие от семиструнной гитары, шестиструнная гитара развивалась в России XVIII-XIXвеков почти исключительно как профессионально-академический инструмент и была мало ориентирована на передачу русской городской песни и бытового романса. Первыми её распространителями в отечественной культуре были иностранцы, итальянские композиторы при дворе Екатерины II – Джузеппе Сарти и Карло Каннобио. В начале XIXвека появляются школы и пособия для шестиструнной гитары, например И. Гельза, И.А. Березовского – здесь большей частью обнаруживается опора на испанскую и итальянскую классику – гитарные произведения М. Джулиани, М. Каркасси, Л. Леньяни, Ф. Карулли, Ф. Сора. Немалую роль в распространении в России шестиструнной гитары играли гастроли выдающихся зарубежных гитаристов – в 1822 году в Петербурге проходили выступления итальянца М. Джулиани, 1823 в Москве – испанца Ф. Сора и т.д.
Наиболее крупными русскими исполнителями, пропагандистами шестиструнной гитары были Николай Петрович Макаров (1810 – 1890 г.г.) и Марк Данилович Соколовский (1818 – 1883 г.г.). Н.П. Макаров снискал известность уже в конце 1830 – 40 годах во многих странах мира как великолепный гитарист-виртуоз, но главной его заслугой явилась организация в 1856 году в Брюсселе Первого международного конкурса «На лучшие сочинения для гитары и наилучшие сделанные гитары». В 1874 году выходят его «Несколько правил высшей гитарной игры» – советы по усовершенствованию гитарной техники (исполнение трелей, флажолетов, хроматических гамм и т.д.).
Ещё более значительный вклад в искусство гитары внёс М.Д. Соколовский. Гастроли этого музыканта, начавшиеся с 1841 года по городам России, затем в различных европейских странах и ставшие триумфальными, принесли ему славу одного из крупнейших исполнителей-гитаристов (аккомпанировал – Н.Г. Рубин-штейн). Последний публичный концерт М.Д. Соколовского состоялся в Петербурге в 1877 году, а затем музыкант поселяется в Вильнюсе, где занимается педагогической деятельностью.
Итак, шестиструнная гитара уже с самого начала своего бытования в России утвердилась в общественном сознании преимущественно как инструмент академический. С середины XIXвека значительно возросла просветительская роль шестиструнной гитары. Концертные выступления отечественных гитаристов-шестиструнников, таких как Н.П. Макаров и М.Д. Соколовский, становились важным средством музыкального просвещения многочисленных поклонников инструмента в России.
Развитие гитарного искусства в России XXв.
Определённую просветительскую направленность в первые годы XXвека приобрели также различные кружки гитаристов. Получает широкую известность деятельность видных гитаристов-исполнителей и педагогов В.А. Русанова (1866-1918 г.г.), В.П. Лебедева (1867-1907 г.г.), А.П. Соловьёва (1856-1911 г.г.), В.Г. Успенского (1879-1934 г.г.), В.М. Юрьева (1881-1962 г.г.).
Роль В.А. Русанова, который являлся также композитором, видным историографом и пропагандистом семиструнной гитары, представляется особенно значительной. Именно он организовал издание всероссийского журнала «Гитарист», существовавшего в течение 1904-1906 годов, создал ряд очерков – «Гитара и гитаристы», «Гитара в России», «Катехизис гитары» и др. Большую роль в развитии гитары в России начала XXстолетия сыграл и А.П. Соловьёв, высокообразованный музыкант, исполнитель, педагог. Созданная и опубликованная им в 1896 году «Школа для семиструнной гитары» стала важным вкладом в развитие методики обучения игре на инструменте.