Смекни!
smekni.com

Древнерусская культура 2 (стр. 4 из 4)

Магическое преодоление страха смехом, мертвенности – радостным возрождением, свобода, вольность, устремленность в будущее – всеобщие черты народных игрищ и зрелищ.

Новогодне-святочный цикл сохранил ряд таких интересных моментов как гадание, считалось, что открытое по святочному гаданию обязательно сбудется.

Новогодний цикл обрядности завершался христианским праздником крещения. В центре рождественского крещенского цикла крестьянского календаря стояли древние аграрно-магические обряды, направленные на достижение желаемого урожая, увеличение производительных сил природы, здоровья людей.

Подобное мы можем видеть и других христианских праздниках как-то
Пасха, Великий пост, а так же в летних и осенних праздниках.

Явно языческое понимание места и роли святых просматривается в следующих поговорках вошедших в народный календарь: «Пришёл Федул – теплом подул», «На святого Пуда – доставай пчёл из-под спуда»,
«Стефан Савваит ржице – матушке к земле кланяться велит», «Святой Тит
– последний гриб растит», «Иван Предтеча гонит птицу за море далече».

«Двоеверие», сначала явное, затем скрытое, было преодолено русским православием, но преодоление это оказалось в значительной степени формальным. Достигла его церковь ценой компромисса, путём приспособленчества. Византийское христианство не устранило славянское язычество из сознания и повседневного обихода народов нашей страны, ассимилировало его, включив языческие верования и обряды в свой вероисповедный культовый комплекс.

Такая ассимиляция стала возможной потому, что христианство (в том числе и принесённый на Русь византийский вариант) содержит в себе многие элементы дохристианских верований и культов, языческих по своей религиозной сущности. Это родство христианства с язычеством создало основу для христианско-языческого синкретизма (слияние верований и обрядов разных религий), составляющего религиозную сущность русского православия.

Языческое наследие и высокая культура стран христианства – два источника, обеспечившие развитие славянского мира. Сочетание столь несхожих религий привело к тому, что христианство у славян обогатилось многими чертами, неизвестными Западной Европе, а от язычества сохранились лишь самые поэтические мифы и образы.

3. Тестовые задания к теме:

а) Памятники письменности и литературы Древней Руси это…

1) Азбуковники;

2) Летописи;

3) Сказания;

4) Былины.

б) Назовите служителей языческих культов в культуре древних славян:

1) жрецы;

2) монахи;

3) послушники;

4) волхвы.

в) Кто из русских мыслителей называл русскую икону «умозрением в красках»?

1) Ф.Достоевский;

2) Н.Федоров;

3) Н.Рерих;

4) Е.Трубецкой.

г) Какое стремление преобладало в русском культурном архетипе?

1) жить среди людей;

2) быть как все;

3) быть не хуже других;

4) быть личностью.

4. Словарь понятий и персоналий к теме.

Антропоморфный –человекообразный, уподобленный человеку.

Двоеверие– явление старинной русской народной жизни, заключающееся в сочетании верований христианских и языческих; Двоеверие живет и поныне в народных массах. Характерны для определения Двоеверия старинные памятники литературы: “Слово Христолюбца” XIV в. и “Слово о полку Игореве”, откуда видно, как элементы язычества в древней Руси слиты с новыми христианскими воззрениями, прививаемыми церковью.

Идол (от греч. éidolon, буквально — образ, подобие), материальный предмет, являющийся объектом религиозного поклонения. Культ идола – идолопоклонство – возник в глубокой древности. По представлениям поклонявшихся идолу, он изображал (замещал) или вмещал божество либо сам являлся им. В современных религиях идолы продолжают бытовать в форме икон, распятий и т. п. В переносном смысле идол – предмет особенного, слепого, безрассудного поклонения.

Капище – языческое культовое сооружение.

Культ – лат., почитание; а) форма общественного поклонения, почитания богам; б) форма богослужения.

Культура (от лат . cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание), исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Понятие "культура" употребляется для характеристики определенных исторических эпох (античная культура), конкретных обществ, народностей и наций (культура майя), а также специфических сфер деятельности или жизни (культура труда, политическая культура, художественная культура); в более узком смысле - сфера духовной жизни людей. Включает в себя предметные результаты деятельности людей (машины, сооружения, результаты познания, произведения искусства, нормы морали и права и т. д.), а также человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности (знания, умения, навыки, уровень интеллекта, нравственного и эстетического развития, мировоззрение, способы и формы общения людей).

Летопись –Вид русской повествовательной литературы II —17 вв.: погодная запись исторических событий.

Магия – совокупность считающихся чудодейственными обрядов и заклинаний, призванных воздействовать на природу, людей, животных и богов.

Миссионер – духовное лицо, посылаемое церковью для распространения своей религии среди иноверцев; вообще человек, распространяющий среди других учение какой-нибудь религии, секты..

Миф – древнее народное сказание о легендарных героях, богах, о явлениях природы.

Обряд –совокупность действий (установленных обычаем или ритуалом) в которых воплощаются какие-нибудь религиозные представления, бытовые традиции.

Теизм – (от греч . theos - бог), религиозное мировоззрение, исходящее из понимания Бога как абсолютной личности, пребывающей вне мира, свободно создавшей его и действующей в нем. Признание потусторонности Бога отличает теизм от пантеизма, признание непрерывной активности Бога - от деизма. Наиболее характерен для генетически связанных между собой религий - иудаизма, христианства и ислама. Термин впервые употреблен Р. Кедвортом.

Тотем –упервобытных народов: обожествляемое животное (иногда явление природы, растение, предмет), считающееся предком рода.

Тотемизм –первобытный культ тотемов.

Фетишизм –у первобытных народов: культ неодушевлённых предметов, наделяемых сверхъестественными свойствами.

Фольклор –народное творчество; совокупность народных обрядовых действий.

Христианство – одна из трёх мировых религий, основанная на культе Сына Божия Иисуса Христа как Богочеловека и спасителя мира, возникшая в начале Ι в. н.э. в Римской империи и существующая в трёх основных направлениях: православии, католицизме и протестантизме.

Этнос – исторически сложившаяся этническая общность – племя, народность, нация.

Язычество –общее название первобытных нетеистических религий, основанных на многобожии.

Литература:

1.) Большой иллюстрированный словарь иностранных слов: 17000 слов. – 2.)

М.:АСТ: Астрель, 2006. – 957,[3] с.

2.) Болотов В.В. «Лекции по истории древней церкви», под редакцией Бриллиантова А.Р., М. Спасо-Преображенский монастырь, 1994, ориг.1907.

3.) Носова Г.А. «Язычество в православии», М. Наука, 1975.

4.) Рыбаков Б.А «Язычество древних славян», М. Наука, 1994, 2-е издание.

5.)http://slovari.yandex.ru

6.) http://www.i-u.ru/biblio/archive/jaroslavceva_russ/

7.)http://www.vedu.ru/ExpDic/