Сейчас внешняя реставрация храма почти окончена, недостает лишь колокольни, работы по возведению которой только начинаются. Пока уцелевший Трехсвятительский колокол установлен на временной звоннице с юга от собора. Внутренняя отделка храма еще продолжается. Собор передан в 1994г. вместе с рядом других монастырских строений братии возобновленного мужского монастыря, и в северной части основного объема проводятся богослужения.
Заключение.
Воскресенский собор, построенный по образцу храма Гроба Господня в Иерусалиме, представляет собой образец начала новых традиций середины XVII в. Новые исторические задачи настойчиво требовали от правительства России укрепления международного авторитета, к чему и призывала теория «Москва - третий Рим». Русские мастера смогли создать вдохновенное произведение, отразивший народные представления о «красоте неизглаголенной» и запечатлевшее мирские стремления к праздничным, нарядным формам. В отличии от прообраза храма в его облике как бы материализованы мечты о райской красоте, о светлой счастливой жизни.
Светское начало проникшее и в культовые постройки, архитектурные формы которых отражают общие тенденции и народности, обогащению декоративных средств присутствует как на фасаде, так и во внутреннем убранстве Воскресенского собора.
Иллюстрации.
1679–1685. План. 1870-е гг.НИЖНИЙ ЭТАЖ
1 – Святой Гроб, 2 – Придел Ангела, 3 – Гробы Иосифа и Никодима, 4 – Придел Марии Магдалины, 5 – Придел Сошествия Святого Духа, 6 – Собор Воскресения Господнего, 7 – Царская арка, 8 – Главный алтарь, 9 – Придел Рождества Богородицы, 10 – Церковь Гевсимания, 11 – Темница Господня, 12 – Придел Лонгина сотника, 13 – Придел преподобного Иулия и великомученицы Екатерины, 14 – Придел Разделения риз Господних, 15 – Придел Тернового венца, 16 – Церковь Царицы Елены, 17 – Придел Утоления печали, 18 – Место для придела Святого Кириака, 19 – Колодец, где обретен Голговский крест, 20 – Авраамова палатка, 21 – Темница Иоанна Предтечи, 22 – Церковь Иоанна Предтечи, 23 – Гроб патриарха Никона, 24 – Жалостный путь, 25 – Придел Архангела Михаила, 26 – Святые врата, 27 – Церковь Марии Египетской, 28 – Камень повития, 29 – Колокольня с приделом всех святых, 30 – Придел Святого Николая Чудотворца, 31 – Придел Святой Праведной Анны, 32 – Лестница на хоры и ризницу, 34 – Кладезь церковный, 35 – Лестница на хоры.
ГОЛГОФА
36 – Чертог царицы Елены, 37 – Церковь Страстей Господних, 38 – Гора Голгофа, 39 – Алтарь, 40 – Три палатки кладовых, 41 – Лестница из соборного алтаря на Голгофу.
Список используемой литературы.
1. Грабарь Игорь Эммануилович. История русского искусства.Т2.Архитектура.История архитектуры. (допетровская эпоха).
2. Зодчие Москвы XV-XIX вв. (Сост. Ю.С.Яралов) М.: Московский рабочий, 1981
3. История русской архитектуры. Под редакцией С.В. Безсонова.
4. История русской архитектуры. Под редакцией Ю.С.Ушакова, Спб. 1994.
5. История русского искусства. Т. 5. – М.: Изд-во Академии наук СССР, 1959.
[1]История русской архитектуры. Под редакцией Ю.С.Ушакова, Спб. 1994.
[2]История русской архитектуры. Под редакцией С.В. Безсонова.
[3]История русской архитектуры. Под редакцией Ю.С.Ушакова, Спб. 1994.
[4]Грабарь И.Э. История русского искусства.Т2.Архитектура.История архитектуры. (допетровская эпоха).
[5]История русской архитектуры. Под редакцией Ю.С.Ушакова, Спб. 1994.
[6]История русской архитектуры. Под редакцией С.В. Безсонова.
[7]Зодчие Москвы XV-XIX вв. (Сост. Ю.С.Яралов) М.: Московский рабочий, 1981.