Министерство образования Российской Федерации
Новосибирская Государственная Архитектурно-Художественная академия
Кафедра ОАПИАиГ
Тема:
Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря.
Выполнила:студентка 311 гр.
Ерохина А.А.
Проверил: Туманник А. Г.
Новосибирск 2009.
Содержание:
1. Архитектура централизованного Русского государства XVII в.
2. Архитектура Московского государства.
3. Многообразие культовых зданий и их региональные черты.
4. Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря.
5. Заключение.
6. Иллюстрации.
7. Список используемой литературы.
Архитектура централизованного Русского государства XVII в.
17 век в Русском государстве богат историческими событиями. Указ о пятилетнем сыске беглых хлопов (1597) завершил закрепощение крестьян. В общественную деятельность втягиваются более прогрессивные слои посадского населения. Ослабевает влияние церкви на мировоззрение людей. Противоречива и сложна жизнь на Руси в XVII в : тяга к просвещению и церковный раскол, переводные научно- технические руководства и страстные проповеди ревнителя старой веры – протопопа Аввакума, проникновение в религиозную живопись реалистических тенденций, и многое другое отражают борьбу светской и церковной идеалогий, говорят о наростании противоречий между новым и старым.[1] Это век смуты, восстаний, появления самозванца, вторжения иноземцев, но вместе с тем век прославлен необыкновенной стойкостью и способностью русского народа к возрождению. Многочисленные потрясения России в начале XVII в., ее вступление в эпоху Нового времени сказалось и на культуре, главной особенностью которой стал отход от церковной каноничности. Во всех областях культуры шла борьба между старыми церковными и новыми светскими формами, которые постепенно побеждали, что привело к дальнейшему усилению реалистических тенденций в искусстве.
Формирование общерусских рыночных отношений не могло не отразиться на росте городов, их развитии за счет новых свобод и включения в городскую сферу влияния близлежащих сел и деревень. В середине столетия количество городов достигло 254. Менялся так же и архитектурный облик городов. Почетное место в городе занимали воеводные дворы, приказные избы, хоромы должностных лиц. По соседству с собором ставится гостиный двор, у реки выростают шеренги амбаров для хранения товаров и теснятся мелкие ремесленные мастерские.
В крупных торговых городах среди множества деревянных построек красуются пока еще редкие каменные палаты богатых купцов. Увеличение городской территории вынуждает строить колокольни более высокими и делать выразительными силуэты других вертикальных ориентиров – воторных и крепостных башен. . Развитие старых городов шло в рамках уже сложившейся планировки, а в новых городах-крепостях пытались внести регулярность в планировку улиц и форму кварталов. В связи с развитием артиллерии, города окружались земляными валами с бастионами. На юге и в Сибири строились и деревянные стены с земляной засыпкой, имевшие башни с навесным боем и низкими шатровыми крышами. Каменные стены среднерусских монастырей в то же время теряли свои старые оборонительные устройства, становились более нарядными.
Архитектура Московского государства.
Архитектура Москвы, наследуя черты зодчества наиболее развитых феодальных княжеств, обретает и свой самобытный стиль, в котором переплетаются традиции зодчества домонгольской Руси, и градостроительные достижения Новгорода и Пскова, а также находят отражение идеи объединения и освобождения земель, централизации государства и образования единой нации.
Архитектура Московского государства отличалась сравнительным постоянством основных типов строительства, характерных для феодального уклада. Это—жилые дома и хозяйственные постройки, церкви и звонницы, палаты и монастырские здания, крепостные сооружения, однако структура зданий и сооружений, их стилевой характер развивались вместе с изменением жизненных реалий, социальных и идеологических условий, оборонительных требований. Изменялись конструкции и строительные материалы, а вместе с ними — архитектоника зданий и сооружений. Наряду с каменными огромное значение имели деревянные постройки, которые на Руси всегда оставались основным видом массового строительств, оказывая влияние на развитие каменных зданий к сооружений.[2]
Многообразие культовых зданий и их региональные черты.
Светское начало проникает и в культовые постройки, архитектурные формы которых отражают общие тенденции и народности, обогащению дакоративных средств и включению заподноевропейских ордерных деталей.
Возросшая политическая и экономическая сила посада сказалась на увеличении количества каменных приходских церквей, строившихся на «сборные» деньги и во во многом воплощавших художественные идеалы посадского люда Более того, основным типом церковных зданий становится бесстолпный приходской храм с кокошниками. Известный и впрежние времена, этот тип церкви приобретает новые черты.
Все более увеличивается разрушение тектонической взаимосвязи декоративных форм с объемно – пространственной композицией. Архитектурные членения фасадов свободно размещаются на плоскости, не отвечая конструктивной структуре здания.[3]
Планы монастырей стали регулярнее. Укрупнение масштабов Москвы вызвало надстройку ряда кремлевских сооружений. При этом больше думали выразительности силуэта и нарядности убранства, чем об улучшении оборонительных качеств укреплений. Сложный силуэт и богатую белокаменную резьбу карнизов, крылец и фигурных наличников получил теремной дворец, построенный в Кремле. В церквах на протяжении XVII в. Происходила эволюция от сложных и асимметричных композиций к ясным и уравновешенным, от живописного кирпичного «узорочья» фасадов к четко размещенному на них ордерному убранству. Для первой половины XVII в. типичны бесстолпные с сомкнутым сводом «узорочные» церкви с трапезной, приделами и колокольней. Они имеют пять глав, главки над приделами, шатры над крыльцами и колокольней, ярусы кокошников и навеянные жилой архитектурой карнизы, наличники, филированные пояски. Своим дробным декором, живописным силуэтом и сложностью объема эти церкви напоминают многосрубные богатые хоромы, отражая проникновение в церковное зодчество светского начала и утрачивая монументальную ясность композиции.
Общий подъем национальной культуры, вызванный укреплением русского национального государства, получил выражение и в развитии архитектуры. Ко второй половине XVII в. относится сооружение ряда замечательных памятников архитектуры: царского дворца в Коломенском, грандиозного и оригинального комплекса архитектурных сооружений так называемого Нового Иерусалима в подмосковном Воскресенском монастыре, церквей Грузинской Божьей Матери в Москве и Покрова в Филях. Свойственное русской архитектуре XVII в. стремление к пышности и нарядности получает яркое выражение в украшении монументальных кремлевских башен шатрами, имеющими чисто декоративное значение, а также в украшении белых стен Покровского собора на Красной площади (храм Василия Блаженного) пестрым и ярким орнаментальным узором.[4]
Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря.
Одним из интереснейших историко-архитектурных памятников Подмосковья является Воскресенский Новоиерусалимский монастырь. Он расположен в живописной местности на высоком холме, который с трех сторон огибает река
В некоторых местах возвышенность была искусственно подсыпана, а своей восточной частью она примыкала к городу, который разросся рядом с монастырем и ранее назывался Воскресенском. В 1939 году он был переименован в город Истра по названию протекающей здесь реки.
Основателем монастыря был честолюбивый патриарх Никон, один из крупнейших деятелей Руси XVII века. В целях демонстрации величия и могущества церкви, ее приоритета над светской властью он задумал создать под Москвой дивный монастырь – свою новую резиденцию, который превзошел бы и затмил своим величием царские усадьбы. Воскресенский монастырь – колоссальный по тем временам архитектурный ансамбль – должен был стать новым центром православия.
Новые исторические задачи (объединение в одном государстве западнорусских, украинских и белорусских земель) настойчиво требовали от правительства России укрепления международного авторитета, к чему и призывала теория «Москва - третий Рим». Архитектурным воплощением ее и стал Новоиерусалимский монастырь - любимое детище Никона. Патриарх лично выбрал место для него в 50 км от Москвы, на высоком холме, с трех сторон огибаемом речкой Истрой. Монастырь был заложен в 1656 г. на землях села Воскресенского (некоторые источники называют его также Сафатовым). При этом Никон, стремясь во всем уподобить новую обитель Святой Земле, переименовал все окрестные места в соответствии с библейской топонимикой: реку Истру - в Иордан, впадающий в нее ручей - в Кедрон; холм, где построили монастырь, назвали горой Сион; два других холма получили названия Фавор и Ермон. На возвышенности, названной горой Елеон, был основан женский монастырь Вифания. Березовую рощу в окрестностях обители назвали Гефсиманским садом. Даже близлежащие деревни не обошла общая участь - село Микулино назвали Преображенским, а деревня Зиновьева Пустошь получила наименование Капернаум.
Работы по строительству монастыря потребовали немалой подготовки: выбранный холм был очищен от леса, его укрепили и подсыпали. Уже через год здесь возвышалась временная деревянная Воскресенская церковь, освященная в присутствии самого царя. Главным храмом обители должен был стать собор во имя Воскресения Господня, построенный по образцу храма Гроба Господня в Иерусалиме.[5]