Смекни!
smekni.com

Общекультурологический аспект взаимодействия общества и природы (стр. 20 из 23)

Основные идеиэпохи Просвещения

Термин «просвещение» впервые встречается у французских мыслителей (в частности у Вольтера), но окончательно утверждается после статьи великого немецкого философа Эммануила Канта «Что такое Просвещение». (1784 года). Эта эпоха в Западной Европе характеризуется верой во всесильность человеческого разума. Исторический прогресс - одна из идей века Просвещения. Вольтер возлагал надежды на «просвещенного монарха»; Монтескье пропагандировал конституционную монархию с обязательным осуществлением принципа разделения властей на законодательную, исполнительную, судебную. Просветители верили в то, что каждый человек рождается свободным, что первобытное общество было наиболее правильным. Их идеалом было царство Разума. Характерен Общественный договор Руссо, в котором он говорит, что, избавившись об сословности, люди создадут общество, в котором каждый ограничит свою свободу ради общественного согласия. Государство станет носителем общей воли.

Эпо́ха Просвеще́ния (фр. siècle des lumières, нем. Aufklärung) — одна из ключевых эпох в истории европейской культуры, связанная с развитием научной, философской и общественной мысли. В основе этого интеллектуального движения лежали рационализм и свободомыслие. Начавшись в Англии, это движение распространилось на Францию, Германию, Россию и охватило другие страны Европы. Особенно влиятельными были французские просветители, ставшие «властителями дум». Принципы Просвещения были положены в основу американской Декларации независимости и французской Декларации прав человека и гражданина. Интеллектуальное и философское движение этой эпохи оказало большое влияние на последовавшие изменения в этике и социальной жизни Европы и Америки, борьбу за национальную независимость американских колоний европейских стран, отмену рабства, формирование прав человека. Кроме того, оно поколебало авторитет аристократии и влияние церкви на социальную, интеллектуальную и культурную жизнь.

«Рассуждение о методе» Декарта

Собственно термин просвещение пришел в русский язык, как и в английский (The Enlightenment) и немецкий (Zeitalter der Aufklärung) из французского (siècle des lumières) и преимущественно относится к философскому течению XVIII века. Вместе с тем, он не является названием некой философской школы, поскольку взгляды философов Просвещения нередко существенно различались между собой и противоречили друг другу. Поэтому просвещение считают не столько комплексом идей, сколько определенным направлением философской мысли. В основе философии Просвещения лежала критика существовавших в то время традиционных институтов, обычаев и морали[1].Относительно датировки этого направления единого мнения не существует. Одни историки относят начало этой эпохи к концу XVII в., другие — к середине XVIII в.[2]. В XVII в. основы рационализма закладывал Декарт в своей работе «Рассуждение о методе» (1637 г.). Конец эпохи Просвещения нередко связывают со смертью Вольтера (1778 г.) или с началом Наполеоновских войн (1800—1815 гг.)[3]. В то же время есть мнение о привязке границ эпохи Просвещения к двум революциям: «Славной революции» в Англии (1688 г.) и Великой французской революции (1789 г.)Во взглядах мыслителей этой эпохи много противоречий. Американский историк Генри Мэй ( Henry F. May) выделял в развитии философии этого периода четыре фазы, каждая из которых в какой-то степени отрицала предыдущую.

\ Классици́зм (фр. classicisme, от лат. classicus — образцовый) — художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве XVII—XIX вв.В основе классицизма лежат идеи рационализма, которые формировались одновременно с таковыми же в философии Декарта. Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное — в каждом явлении он стремится распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки. Эстетика классицизма придаёт огромное значение общественно-воспитательной функции искусства. Многие правила и каноны классицизм берет из античного искусства (Аристотель, Гораций).Классицизм устанавливает строгую иерархию жанров, которые делятся на высокие (ода, трагедия, эпопея) и низкие (комедия, сатира, басня). Каждый жанр имеет строго определённые признаки, смешивание которых не допускается.Как определенное направление сформировался во Франции, в XVII веке. Французский классицизм освобождал человека от религиозно-церковного влияния, утверждая личность как высшую ценность бытия. Русский классицизм не просто воспринял теорию западноевропейскую, но и обогатил ее национальными особенностями.

Основные направления вискусстве первой половины XX века и ихспецифика: футуризм, экспрессионизм, сюрреализм

Футуризм от лат. futurum – будущее Разрушение кyльтypныx cтepиoтипoв, взaмeн - возвышение тexники и ypбaнизмa кaк глaвныx пpизнaкoв нacтoящeгo и гpядyщeгo. Отрицание традиционной культуры с ее нравственными и художественными ценностями. Провозглашение культа машинной урбанизированной цивилизации - больших мегаполисов, высоких скоростей, движения, силы и энергии

Экспрессионизм от лат. expressio – выражение провозглашал целью искусства не передачу впечатлений от действительности, а пропущенное через личность писателя изображение ее трагической и хаотической, враждебной человеку сути отказ от ясности и гармо ничности формы, тяготение к иррационализму, абстрактному обобщению и обостренной выразительности Человек изображен в универсальной ситуации, сущность выражает эмоционально. Субъективная интерпретация действительности

Сюрреализм Само слово "сюрреализм" ("надреализм") было заимствовано из фарса "Груди Тиресия". На формирование сюрреализма сыграл дадаизм. Основная задача - противопоставление реализму. В основе - теории Шопенгауэра и Фрейда. Основные черты: монтаж, ассоциативность, большое внимание миру подсознательному, в том числе и сновидениям. Считали что истинное сознание челове4ка просыпается в состоянии наркотического или алкогольного опьянения, полу-сумасшествия. Творчество построено на сюрреалистической, ошеломляющей метафоре, сближении непохожих объектов. Их столкновение рождает свет нового образа.

Идеология модернизма.

1. Историко-философские проблемы определения модернизма

При первом приближении к проблеме модернизма становится очевидным вопрос о

хронологических рамках этого течения. Понятие модернизма связано большей частью с

искусствоведением, поэтому само по себе нуждается в более точном философском и

историческом понимании и определении. По большому счету, можно выделить

хронологические системы, которые предлагает нам историческая наука, основывающаяся

на политической истории и художественная истории. Первая кладет в основу принципы

социально-экономического развития и политические изменения, поэтому традиционными

предметами рассмотрения для исторической науки являются взаимоотношения личности и

общества, социальные революции и изменения, социальное устройство и общественные

отношения, формы производства, которые определяют эти социальные связи. Вторая

традиция принимает за точку отсчета смену художественных стилей и эстетических

представлений. В данном случае уже не политические и социальные события оказываются

предметом исторического исследования (хотя они непосредственно влияют на историю

искусств), а изменения в художественной сфере. В результате социальная и политическая

история не знает таких "эпох", как "возрождение", "барокко", "романтизм", "авангард" и

пр., столь прочно вошедших в обиход историков искусства. С другой стороны, история

искусств предлагает более мелкое хронологическое дробление, что связано с развитием

искусств и увеличением количества художественных стилей в 18 - 19 веках. Это

несоответствие хронологических систем затрудняет анализ некоторых общекультурных

феноменов, общий как для художественной, так и для интеллектуальной жизни Европы.

Однако разграничение и критика этих и других хронологических принципов не является

предметом настоящего рассмотрения и заслуживает отдельного разбирательства, которое,

несомненно, последует.

Основные теории возникновениякультуры

Орудийно-трудовая теория, Ф.Энгельс.

Труд – единственный первоисточник материальной и духовной культуры общества объяснение явлений культурной жизни с помощью категории трудовой деятельности. Коллективный характер труда как условие выживания вида. В процессе трудовой деятельности появилась необходимость организовать и согласовать совместные усилия (коллективный характер труда как обязательное условие выживания вида) возникла потребность в средстве общения – языке.Однако орудийно-трудовая теория не способна объяснить некоторые факты, касающиеся возникновения культуры. Содержание культурных ценностей, норм, традиций, верований, произведений искусства у разных народов различны, хотя при этом характер трудовых операций, орудия труда, их функции практически одинаковы или даже полностью совпадают.Натуралистическая теория, Ч.Дарвин, Г.Спенсер, К.Лоренц.