2. Содержание и закономерности развития культуры
Уже в первоначальном значении язык выразил существенную особенность культуры — содержащееся в ней человеческое начало, единство культуры, человека, его способности и деятельности. Культура всегда — творение человека. Исходной формой и первоисточником развития культуры является человеческий труд, способы его осуществления и результаты. Не может быть культура “до” или “вне” человека, как не может быть человека “до” и “вне” культуры; культура, как отмечалось, — сущностное, родовое свойство человека, который сам есть феномен культуры.
Способности человека понимаемые как реализация естественных задатков в процессе собственного жизненного пути — источник всех свершений культуры. Все созданное людьми, все продукты их деятельности могут рассматриваться как объективация этих способностей. Ценности же культуры есть опредмеченные деятельностью способности людей. Потенциально содержащиеся в них миры, возможно, актуализируются, осуществляются посредством культуры. Мир культуры, представленный как ценность, есть наличный мир развернутых человеческих способностей, опредмеченной деятельности.
Культура, с одной стороны, является аккумулятором общественно значимого опыта, накопленного народами в ходе исторического развития, с другой, — связана с целеполаганием, то есть постановкой социально значимых целей и интенций их достижения. Поэтому культура включает институты, учреждения и механизмы, обеспечивающие, во-первых, сохранность, во-вторых, преемственность базовых ее элементов и образцов, в-третьих, формирование и “творение” новых ценностей и моделей.
Любой факт культуры представляет собой единство материального и идеального, духовного бытия и отношения, объективного существования и субъективного осмысления и полагания. Культура включает в себя как предметные и иные результаты деятельности людей, так и субъективные человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности. Культура есть то, что возникает вследствие порыва человека из тьмы материального мира к свету метафизического существования. Культура — свет и дух, природа — материя и тьма. В культуре человек избавляется от страха собственной смерти, им проживаются такие сроки, такие жизни, что смерть теряет значение личной катастрофы. Более того, именно культура придает его недолгому пребыванию в материальном мире духовное содержание. “Душа в заветной лире мой прах переживет и тленья убежит”, — строками А. Пушкина можно ответить на неотвратимость смерти./3/ (Мильдон В.И. Природа и культура // Вопросы философии. 1996, № 12. С. 67, 73)
К духовной культуре относится сфера творчества, благодаря которому создаются новые артефакты духовного производства, никогда не существовавшие прежде и обретшие свое бытие и его конкретные формы в ходе созидательной деятельности творца. Культура, понимаемая как ценность и способ деятельности, есть не замкнутая, а открытая система. В основе ее развития лежат открытые, “взламывающие”, корректирующие алгоритмы. Культура — диалектическое единство традиции и новации, сохранения и преодоления, порожденной и порождающей деятельности. Развивающаяся культура невозможна без творчества, без порождающей новое созидательной (креативной) активности.
Материальная и духовная культура находятся в органичном единстве друг с другом, разграничение же их носит функциональный характер. Так элементы материальной культуры являются результатом воплощения определенных идей, материализации знания (мост через реку, океанский лайнер, космический аппарат, высотное здание, компьютер), а духовная культура объективируется с помощью материальных средств (картина, фильм, музыкальное произведение, спектакль, скульптура).
3. Современные представления о цивилизации.
В понимании природы и сущности процессов, связанных с цивилизацией, в XX веке конкурировали несколько основных методологических подходов:
1. Цивилизационный (на основе упоминавшегося локально-исторического).
2. Историко-стадиальный:
а) формационный (марксистский); согласно ему любая цивилизация проходит в своем развитии пять общественно-экономических формаций — первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, коммунистическую;
б) технократический (теория постиндустриального общества (см. ниже).
3. Всемирно-исторический. Его представители (К. Ясперс, Д. Уилкинс) считают, что только на определенном этапе развития отдельных цивилизаций возникает феномен всемирной истории и начинается процесс становления единой цивилизации. К. Ясперс таким этапом считает “осевое время” — период между 800 и 200 гг. до н.э., когда независимо друг от друга в разных местах — в Индии, Китае, Персии, Палестине и Древней Греции — возникает универсальная интеллектуально-нравственная основа всего человечества, появляются духовные движения, сформировавшие тот тип человека, который существует и поныне.
В последней четверти XX века наиболее значительным и доминирующим подходом является теория постиндустриального общества (Д. Бэлл, Г. Кан, О. Тоффлер, Ж. Фурастье, А. Турен). Она вполне адекватна потребностям времени, открыта для совершенствования и вместе с тем методологически близка марксизму, что может оказаться весьма полезным для российского обществоведения. Ее авторы выделяют следующие стадии:
– аграрную (доиндустриальную);
– промышленную (индустриальную);
– постиндустриальную.
Аграрная цивилизация (до XVIII века) характеризуется примитивным сельскохозяйственным производством, иерархической социальной структурой и властью, принадлежащей земельным собственникам, церковью и армией как главными социальными институтами. (Важнейший аспект социальной связи — имитация действий других).
Индустриальная цивилизация (XVIII век — 50-е гг. XX века) отличается интенсивным развитием промышленности, широким внедрением достижений науки и техники, ростом инвестиций в индустрию, увеличением доли квалифицированного труда, изменением структуры занятости, преобладанием городского населения. (В системе личностных взаимоотношений доминирует усвоение знаний и возможностей прошлых поколений).
Постиндустриальная цивилизация представляет собой общество, основанное на высоких технологиях, доминировании сферы услуг, производстве товаров массового потребления, но особенно теоретического знания и информации. Социум оказывается управляемым не стихией рынка, а решениями, принимаемыми научной элитой. (Межличностные взаимоотношения становятся в полной мере комплексными).
Заключение.
Итак, из всего сказанного можно сделать ряд выводов. Культура это набор качеств и структур, имеющий во многом ценностную основу, привязанный к некоторой нации либо стране и определяющий ментальность входящих в нее людей. Культуры имеют локальный характер, что означает отсутствие общей направленности исторического процесса и бессмысленность самого понятия человечества. Понять культуру можно, выявив ее стиль, который, в свою очередь, возникает из идейной основы, первичного символа "прафеномена".
Цивилизация исход и завершение этих поисков, последняя стадия развития. Она характеризуется ослаблением влияния традиций, упадком религиозности, ростом городов, распространением причинно-следственных (природных) взглядов на мир.
Немецкий мыслитель путем ряда аналогий с культурами прошлого доказывает неизбежную гибель Западной культуры. "...Падение Западного мира представляет собой ни более ни менее как проблему цивилизации". Европа давно уже перешла в цивилизационную стадию, и ее окончательная гибель только вопрос времени. Глубокая эрудированность, смело проводимые параллели, широта рассматриваемых вопросов и почти поэтическая напряженность повествования делают обоснование высказанной в "Закате Европы" концепции чрезвычайно убедительным (и зачастую маскируют недостатки аргументов).
Литература
1. Ахиезер А.С. Социокультурные проблемы развития России. — М., 1992.
2. Бердяев Н.А. Смысл истории. — М., 1990.
3. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. — М., 1991.
4. Ильенков Э.В. Философия и культура. — М., 1991.
5. Кертман Л.Е. История культуры стран Европы и Америки. — М., 1987.
6. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. — СПб., 1994.
7. Ортега-и-Гассет X. Философия культуры. — М., 1991.
8. Россия: духовная ситуация времени. — М., 1999.
9. Самосознание европейской культуры XX века. — М., 1991.
10. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. — М., 1992.
11. Тойнби А. Постижение истории. — М., 1991.
12. Философия и культура. — М., 1987.
13. Шпенглер О. Закат Европы. — М., 1993.
14. Ясперс К. Смысл и назначение истории. — М., 1991.