Огромное количество праздничных мероприятий проводится в канун Рождества и Пасхи. Во Львове интересен весенний театральный и музыкальный "Фестиваль Виртуозов" (май). 28 августа проводится величественное религиозное паломничество в Почаевский монастырь. В сентябре в Косове (Ивано-Франковская область) проводится Международный гуцульский фестиваль.
Изготовление оберегов
Мистическое представление древнего человека о существовании злых сил, создало ряд обрядов, направленных на изготовление предметов, способных защитить его.
Обереги были предназначены как для бытовых, так и для военных целей. Для изготовления оберега берётся любой предмет, который дорог человеку, который преподноситься в подарок и т. д. В лунную ночь в доме или же на природе при наличии алтаря: в доме - стол, стул, тумбочка; на природе - холм, камень, пенёк; и другого инструментария проводится ритуал наложения необходимых охранных качеств для данного человека. В этот ритуал входят обряды по очистке и защите территории вокруг алтаря, подключение к духам Луны, Земли, Огня и передача их качеств в предмет. Ритуал, проводимый на природе, представляет собой красочную мистерию в лучших традициях язычества.
Мой дом - моя крепость
В системе родовой обрядности славян очень четко прослеживаются ритуалы и обряды, связанные при строительстве нового дома. Строительство жилья издавна было одним из важнейших событий, связанных с надеждой на счастливую и обеспеченную жизнь. Желание обеспечить надежность, крепость, и уверенность защищенности новой постройки - выразилось в обрядах и ритуалах. Родовые обряды по правильному выбору места застройки и проверки выбранного места, закладки фундамента, цоколя, выгонки стен, закладки из волока и крыши, окончания строительства с постановкой защиты и применением оберегов передавались от деда к внуку на протяжении более 300 лет.
Новоселье
От правильности проведения обряда новоселья (входын) зависит дальнейшее счастливое и обеспеченное проживание в доме. Ритуал представляет собой народное представление с песнями, застольем, тостами и чествованием членов семьи, как будущих жильцов этого дома, так и родителей и других членов рода, способствовавших постройке дома или усадьбы.
Славянские боевые искусства
Неотъемлемой частью славянской культуры и истории являются боевые искусства. На протяжении всей истории формирования Киевской Руси происходили военные конфликты с приграничными государствами. Будь это военный поход или оборонительные действия, происходившие довольно часто в то время, от воинов требовалось определенное ратное мастерство. Тысячелетиями от отца к сыну, от деда к внуку передавались навыки рукопашного боя. Записи и описание приёмов не велись, так как это было глубоко переплетено с традициями, обычаями и самим жизненным бытом славян.
До наших дней, не смотря на войны и смены идеологий, боевые элементы сохранились в народных танцах, обрядах, дедовских рассказах. Энтузиастам приходилось практически по крупицам восстанавливать древние знания.
На территории Николаева уже более 10 лет работает группа энтузиастов, восстанавливая и систематизируя такую казацкую боевую науку как "Спас". Ежемесячно происходят семинары и костюмированные показательные выступления. "Спас" - древняя наука выживания, включающая в себя физические, психологические и даже духовные аспекты. Занимаясь боевой системой "Спас", имеется возможность прикоснуться к своим историческим и духовным корням.
Древняя система знаний - "Спас"
Исторически так сложилось, что появление Украинского казачества стало необходимым фактором для сохранения не только, и не столько границ державы, сколько для сохранения самого народа. Было естественным, что казачество искало более эффективные формы и методы, как выживания, так и сохранения того пространства, в котором зародилось. И здесь древняя система знаний "Спас", как и в дохристианские времена, снова была востребована. Волхвы, а затем и характерники несли в казачью среду не только знания боевых техник, но и способность жить гармонично с природой, народную мудрость. В период Украинского казачества наступает расцвет "Спаса", особенно его боевых техник и методов сохранения здоровья и жизней. Свою целостность система знаний "Спас" утратила в период гонения за казачеством. В истории Украины "Спас" появляется мозаично, в разных регионах, в разное время, что и приводит к его разночтению сегодня.
Сегодня мы говорим, что: "Спас" - это система расширения представлений и возможностей человека для наиболее полного и гармоничного воздействия с миром.
Являясь историко-культурным явлением "Спас" был и остается системой развития личности в ее стремлении к самореализации. Создавая условия для успешного развития личности, система "Спас" позволяет приобрести ряд физических и психологических качеств, необходимых для адаптации в конкретных условиях проживания человека, а также развить внутреннюю готовность к наиболее вероятным экстремальным и чрезвычайным ситуациям.
Развивая чувственно - образное восприятие "Спас" позволяет формировать новые индивидуальные качества в заданном направлении. Человек приобретает способность самостоятельно, с наименьшими затратами, достигать наибольших результатов своей деятельности.
Украинский костюм, народный и современный
Традиционный наряд каждого народа является одним из наиболее массовых видов его художественного творчества. Народная одежда отличается простотой форм, стройностью силуэта, богатством и разнообразием украшений, насыщенным колоритом. В нем ярко проявляется умение народных мастеров с помощью простых, логических средств органично сочетать практичность и красоту. Народный наряд включает в единый художественно-практического ансамбля искусство кроя, ткачество, вышивку, аппликацию, плетение, обработку кожи, металла и т.д.
Много творческой изобретательности и фантазии вложил в создание одежды украинский народ. Словно самую прекрасную природу Украины переносили в отделка костюма, в его радостную гамму народные умельцы на протяжении веков. Работа над нарядом была в определенной степени проявлением мечты о прекрасном, попыткой отойти от той тяжелой действительности, окружавшей трудящихся до Великой Октябрьской социалистической революции. Скажем, вышивание - это было не просто ремесло, это проявление таланта народного, мастерства, одаренности. Это был один из немногих моментов в жизни крестьянки, когда она могла почувствовать радость созидания, выразить в гамме цветов свою веру в лучшее будущее, оптимизм.
Колорит наряд многих районов Украины был светлый, белый, обогащенный яркими цветами шерстяных плахт, запасок, поясов, венков, красного ожерелья и лент. Колорит с преимуществом красно-черно-синего отделка характерен для Центрального Поднепровья. Интересные ярко украшенные богатой вышивкой рубашки Киевщины, Черкащины. Рубашки Полтавщины в основном вышитые вырезанием, мережкой, нитками белого или серого цвета, на Подолье и Буковине преобладала красно-черная, желтая и синяя вышивка. Затканные красным рубашки Волыни прекрасно сочетались с красно-желто-зелено-мы андарак и ярко расшитыми Кусан. При всем разнообразии кроя, колористических решений, характерных для отдельных районов Украины, очень отчетливо проявляется подчинения отдельных локальных видов одежды и отделки едином художественном ансамбля, характерном для украинской народной одежды. Много рациональных художественных решений народного кроя и отделки используется в комплексах одежды, сформировавшийся на традиционной основе на Украине за годы Советской власти. Мы имеем прекрасные образцы одежды в разных районах нашей республики, где органично переплелись традиционные формы и декор с новыми материалами.
Современные художники-модельеры постоянно обращаются к лучшим образцам народной одежды. Орнамент, колористика, вышивка, кружево, конструктивные формы народной одежды находят отражение в современном искусстве моделирования костюма, своеобразном и неповторимом в каждой республике. И это не простое отображение, повтор прошлых форм, его пропорций и цветовых сочетаний, а творческая наследственность прогрессивных традиций в нарядах с учетом современного уровня развития промышленности, техники и нового, принципиально отличного от прошлого быта советского народа. Интересно, что сейчас расширились географические границы бытования украинских традиционных дополнений к одежде. Почти по всей нашей стране включаются сегодня в ансамбль одежды узорчатые варежки, узороплетени сумки, украшения из дерева, бусы, браслеты, броши, пуговицы, пояса, изготовленные украинскими мастерами. Образцы украинской народной одежды хранятся в музеях нашей республики. Над его историей и развитием работают ученые и этнографы. Это неисчерпаемый источник для модельеров, которые с успехом используют традиции украинского костюма в современной одежде.
БУКОВИНА. Конец XIX - начало XX в.
Девичий костюм. Рубашка со сплошными широкими рукавами, пришитыми по основе, украшенная полихромной вышивкой. Безрукавка вышитый цветными узорами цветной шерстью. Опинка, что окутывает бедра, с домотканой шерстяной ткани, заткана нитками желтого и оранжевого цветов. Головной убор - «ход» - сделанный из картона, обшитого тканью, украшенный бисером, цветами, лентами. Сверху прикреплен пучок опилок (ковыля). Разноцветное стеклянные бусы обильно покрывает бюст и шею. Кожаные ботинки желтого цвета, на пуговицах, красиво орнаментированы.
Холостяцкий костюм. Длинная туниковидная рубашка из домотканого полотна, одевалась поверх брюк, подпоясанная широким кожаным поясом. Безрукавка и сердак украшенные аппликацией из кожи, сукна и вышивкой. Узкие «штанины»-брюки из белого полотна вышиты на штанине. Одежда была колоритнейшим, многие украшался разноцветной вышивкой, плетением, аппликациями из кожи, металлическими пистонами. Холостяцкие шляпы были украшены цветами, разноцветными лентами, пером и др. Лапти «морщени», «заклебучени», привязанные к ноге «волоками».