Смекни!
smekni.com

Рынок спирта история, перспективы, прогнозы (стр. 3 из 4)

В состав Тамбовского спиртоводочного предприятия “Талвис” наряду с ликероводочным производством входит четыре завода по производству спиртов “Экстра” и “Люкс”.

Одно из лидирующих мест в рейтинге производителей занимает “Татспиртпром”. Это торгово-промышленное объединение всех спиртовых заводов республики Татарстан, общая производительная мощность которых составляет 6,1 млн дал спирта в год. В объединение входят пять ликероводочных заводов, способных произвести более 9,6 млн дал алкогольных напитков в год и винодельческий завод в Казани, производящий натуральные тихие и игристые вина из высококачественного натурального сырья из Румынии и Краснодарского края.

В филиалах “Татспиртпрома” производится этиловый ректификованный спирт трех сортов (“Высшей очистки”, “Экстра” и “Люкс”), при производстве используется только продовольственное зерно.

Почти такую же долю, как и “Татспиртпром”, в рейтинге занимает “Сармаковский спиртодрожжевой комбинат”, расположенный в селении Сармарково Кабардино-Балкарской Республики.

На “Сармаковском спиртодрожжевом комбинате” вырабатывается спирт этиловый ректификованный из зернового сырья (пшеницы выращенной без использования ГМИ) сортов “Люкс”, “Экстра”, высшей очистки, а также спирт-сырец. Объем производства продукции “Сармаковского спиртодрожжевого комбината” за 2005 год вырос в 11,8 раза по сравнению с 2004 годом.

Картина основных производителей спирта со временем может измениться не один раз. Например, раньше сильными производителями спирта были тульские предприятия. Теперь основными производителями являются тамбовское, брянское, мордовское, северо-осетинское объединения. Новые условия создали предпосылки для слияний и поглощений. Мелким компаниям трудно конкурировать с согласованными действиями крупных игроков. По прогнозам экспертов, со временем они или сольются с более крупным участником рынка, или просто исчезнут, не выдержав испытания конкуренцией. В регионах остается много мелких локальных производителей. О существовании нелегального рынка спирта знают все, но точных подсчетов его масштабов по понятным причинам сделать невозможно.

“Множество заводов по России работает на треть своих мощностей, причина практически одна: остановить завод — значит оставить без зарплаты местных жителей, большинство которых работают на этом предприятии, — говорит Василий Кононенко. — На значительном количестве заводов требуется тотальная переустановка всего оборудования — с советских времен осталось много старых производств, на которых по-прежнему действует оборудование. Многие предприятия вымирают, не выдержав конкуренции, их “давят” крупные”.

Воспользовавшись тем, что прежние механизмы отменили, на рынок спирта хлынули недобросовестные игроки, а предприятия фармацевтической, химической, оборонной, пищевой промышленности, где также используется спирт, новым порядком вообще не контролируются.

Впрочем, аналитики рынка видят и положительные перспективы для новых производителей спирта. Бизнес укрупняется, объединяется, слабый должен уйти — такова тенденция. А новые игроки более энергичны и нацелены на успех и прибыль, поэтому они стараются всесторонне развиваться, в отличие от старых. Большие шансы у компаний “полного цикла” — тех, которые нацелены на производство спирта (первичное сырье), производство вторичного сырья (зерно для спирта), производство водки, а также имеют собственные розничные структуры и свою дистрибьюторскую систему. Нужно добавить, что, по мнению отечественных специалистов, ряд западных компаний кровно заинтересован в строительстве в России огромных комплексов по производству синтетического этанола.

Будет ли создан Госалкоконтроль

Сегодня координацию деятельности на алкогольном рынке осуществляют шесть ведомств — Министерство финансов, Министерство сельского хозяйства, Министерство экономического развития и торговли, Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба и Роспотребнадзор. Такое впечатление, что все сделано как будто для того, чтобы виновных не нашлось... Понятно, что за текущий кризис в отрасли никто ответственности нести не хочет. Создание единого органа, контролирующего деятельность всех сегментов алкогольного рынка, вероятно, будет лучшим выходом из ситуации. Разговоры о создании в России Федерального агентства по управлению алкогольным рынком (Госалкоконтроль) появились после высказываний чиновников ряда министерств и ведомств, а также депутатов Госдумы.

Союз участников алкогольного рынка (СУАР) предложил создать единый государственный орган с рабочим названием Федеральное агентство по управлению алкогольным рынком, на который будет возложена координация законодательной и фактической деятельности алкогольного рынка. Похоже, с данной постановкой вопроса согласен и министр сельского хозяйства РФ Алексей Гордеев. В недавнем интервью он заявил, что пока правительство не решит, какой орган власти персонально несет ответственность за работу алкогольной отрасли и “является главным мотором развития нормативной базы в этой сфере, мы не придем к эффективной системе”. Но как скоро в России будет создан Госалкоконтроль и будет ли он создан вообще — неясно. Пока же можно констатировать, что, по словам одного из чиновников Минфина, которые цитирует “Коммерсант”, Владимир Путин не поддержал эту идею, дав отрицательное заключение на подготовленный депутатами Юрием Медведевым и Валерием Драгановым законопроект, предусматривающий создание такого органа.

Ситуация с “Росспиртпромом”

В советское время более трети годового дохода государства составляла выручка от торговли водкой. 1 октября 1923 г. были образованы управления Госспирта, к которому перешло право продажи вина и спирта. Таким образом, была установлена государственная монополия на продажу вина и спирта. Позже спиртовые заводы вместе с ликероводочными были объединены в Главк союзного подчинения и предприятия начали управляться через тресты, подчиненные Главспирту, который входил в систему бывшего Наркомпищепрома СССР. Спиртовые заводы и производство водки приносили государству колоссальную прибыль.

Приход к власти Михаила Горбачева поставил крест не только на водочной госмонополии, но и на самом производстве национального напитка. Из бюджета страны пропала одна из самых доходных статей. Фактическая ликвидация водочного производства пошли на пользу, прежде всего, иностранным производителям, начавшим сразу после развала СССР ввоз в страну большого количества низкосортных алкогольных продуктов, что повлекло массовые отравления населения в результате ее употребления. Затем госмонополия была восстановлена.

7 июня 1992 года Президент России Борис Ельцин издал указ, снова отменивший государственную монополию на водку. Продлилось действие указа всего год — в июне 1993 года вышел указ о восстановлении государственной монополии. Однако все вернуть назад оказалось невозможно. Финансовое положение государства резко ухудшилось, большинство ликероводочных заводов оказалось на грани банкротства. При президенте Путине, в 2000 году, было учреждено Федеральное государственное предприятие “Росспиртпром” для контроля над производством и увеличением прибыли государства от производства и реализации алкогольной продукции.

Цели и задачи, поставленные Правительством перед предприятием, были следующими: противодействие нелегальному производству и теневому обороту алкогольной продукции, жесткий контроль качества производимой продукции, увеличение поступлений в бюджеты всех уровней.

Однако это предприятие ожиданий своих создателей до сих пор не оправдало. 20 июня 2006 г. по распоряжению премьера Михаила Фрадкова лишился своего поста гендиректор крупнейшего алкогольного холдинга страны ФГУП “Росспиртпром” Петр Мясоедов, который руководил ФГУПом четыре года.

Причина увольнения такова: государственное предприятие фактически не приносит прибыли (она составляет в среднем всего 8 руб. с бутылки водки). Подчиненные “Росспиртпрому” предприятия дают значительный объем производства и продаж, но деньги большей частью уходят в карман руководителей. Исполняющим обязанности гендиректора ФГУПа назначен первый заместитель Мясоедова Игорь Чуян.

Разговоры о возможности акционирования “Росспиртпрома” и продажи части его активов частным компаниям высокопоставленные чиновники начали еще в конце 2002 года, а через два года “Росспиртпром” был включен в план приватизации госпредприятий на 2005 год. Количество убыточных неэффективных предприятий под управлением “Росспиртпрома” только росло, региональные чиновники ставили барьеры федеральным производителям, а доля контрафактной продукции падала медленнее, чем ожидало правительство.

Впрочем, в 2005 году приватизации “Росспиртпрома” не произошло. По всей видимости, не произойдет она и в этом году. Аналитики рынка предполагают: вряд ли возможна приватизация такого одиозного актива и в предвыборные 2007-2008 годы. Так что пока судьба “Росспиртпрома” повисла в воздухе.

Итоги

Ясно, что на рынке спирта существует ряд проблем, многие из которых появились достаточно давно. Новый порядок привел к росту цен на спирт, значительному удорожанию производства, что отразилось на цене готового алкоголя. Это создает разные возможности для махинаций. Прежде всего, речь идет о нелегальном рынке спирта для нужд алкогольной промышленности, ведь сегмент крепких алкогольных изделий больше всего переживает сокращение легального производства из всей алкогольной продукции.