После завоевания Греции в Рим ввозились в огромном количестве греческие статуи и картины. Большой приток греческих шедевров и массовое копирование тормозили расцвет собственно римского ваяния, в области которого вначале наблюдается искусственное возвращение к архаической простоте, но затем безгранично царит пышность эллинистического искусства. Это объясняется тем, что Рим находился под сильным влиянием императора и его двора. Для этой эпохи было характерно стремление возместить отсутствие оригинальности колоссальностью размеров или драгоценностью материала – разноцветного мрамора, порфира, базальта и в этом сказывается нездоровое влияние Востока.
Основным фактором, повлиявшим на формирование стиля в период августовского классицизма (I в до н. э.) стал личный вкус и воля императора Августа, который требовал украшать город, воздвигать новые памятники, восстанавливать и улучшать старые. В архитектуре главным качеством стала декоративность. В искусстве скульптурного портрета исчезла чувственность эллинистических образов, ее сменял классицизм с рационалистичностью, вместо естественности и непринужденности усиливались ноты официальности, что вполне отвечало культу императора. В годы Августа портретисты меньше внимания обращали на неповторимые черты лица, сглаживали индивидуальное своеобразие, подчеркивали в нем нечто общее, свойственное всем, уподобляя одного подданого другому, по типу, угодному императору. Это было время строгой академичности, консерватизма, отточенности и ясности форм. В это время была введена в обиход аркада, состоящая и ряда «римских ячеек», из которых и был построен в 75 – 82 гг. знаменитый Колизей (Приложение, рис. в).
Негативные явления общественной жизни конца II – III вв. н. э. – частая смена императоров, отпадание провинций, появление в различных частях империи самостоятельных правителей – привели также к кризису античной культуры: низкому уровеню грамотности, огрублению нравов, пессимизму.
Таким образом, очевидно, что на протяжении всей древнеримской эпохи римляне остро осознавали утрату способа целостного и художественного восприятия мира, пытаясь любыми средствами доказать свое родство с греческим миром. Именно это нередко заставляло их создавать грандиозные по масштабам сооружения, чтобы, таким образом, восполнить ограниченность своих возможностей в сфере пластики трехмерного образа. В эту эпоху, эпоху нескончаемых войн, междоусобиц и нестабильности власти как никогда был силен культ героев, а возросший интерес к сильной личности, появившейся психологии человека стал причиной того, что отвлеченный идеализм греческой скульптуры был постепенно вытеснен искусством скульптурного портрета.
В Древней Греции стиль полностью отражал характер эпохи, чутко реагировал на внешние изменения. Ни одна победа, ни одно поражение, ни один социальный, экономический, политический кризис или, напротив, подъем не остался без внимания в творчестве эллинов. Главным принципом античной эстетики и искусства был принцип телесности, который был следствием мощного антропоморфизма эллинского мышления. В силу рационализма и конкретности своего мышления древние эллины были мастерами ясности конструкции и чистоты формы.
Греческое античное искусство объективировало социально-общественные стороны личности (гражданственность, героизм, мужество, долг и т. д.) и телесность человеческого бытия. В этом искусстве органически слиты эпоха и художник.
Несмотря на то, что Древнему Риму удалось создать яркую, самобытную, оригинальную архитектуру, в целом, его искусство впитывает в себя все, что может быть полезным, руководствуясь прежде всего присущим им практицизмом. В эту эпоху искусство стало государственной деятельностью и носило отпечаток личных вкусов и желаний деспотичных императоров. Смена демократии императорским единовластием в государстве, в искусстве выразилось в утрате свободы и снижении мастерства художников.
2. СредневековЬЕ
2.1. Искусство Византии
Искусство Византии просуществовало приблизительно с I по XV вв. Его главной задачей стало не отображение земного мира, а проникновение за пределы земных вещей, в мир божественный. Устремление к Идее, к Бесконечности стало для византийцев важнейшей эстетической задачей. Если античный храм был перекрыт плоской крышей, то в византийской церкви над центральным кораблем возвышался купол, возносивший зрителя ввысь, к небосводу, – и это конструктивное решение воплощало в себе основной эстетический принцип.
Античность создала идеал гармонической личности, христианство отважилось увидеть в мире дисгармонию и диспропорциональность. Поэтому вопреки внешней приверженности к античным традициям византийское искусство создает принципиально новый эстетический идеал: не гармоническое единство тела и духа, а противоречие плоти и души, причем именно духовное начало оказывается господствующим (Приложение, рис. г). Античного художника влекла гармоничная красота обнаженного тела, византийцы предпочитали скрывать тело под тяжесть торжественных одежд, так как для них тело как вместилище греха немогло быть прекрасным. Уходя от гармонии, византийский художник не боялся ни уродливых лиц, ни нарушения пропорциональности, более того, диспропорциональность становится художественным средством.
Творчество Византии было обращено к внутреннему миру человека и его вере в единого Бога. Поэтому красота византийской архитектуры сосредоточена внутри. Снаружи византийские церкви выглядят аскетично, сурово, иногда даже мрачно (Приложение, рис. д).
В официальной эстетике Константинополя отделенность Бога от материального мира, греховного земного существования порождала пессимизм и мрачные настроения. Византийцев преследовал страх смерти и боязнь греха. Героем был отшельник, аскет, спиритуалист. На фоне безудержной роскоши и светских развлечений императорского двора эта коллизия казалась неразрешимой. Отсюда – противоречие эллинистических художественных форм и иррациональной христианской идеи, а также принципиальный символизм позднейшего византийского искусства. Традиции эллинистического антропоморфизма были слишком глубоки, чтобы исчезнуть совсем, поэтому в искусстве Византии, сохранявшем крепкую античную основу, главным объектом изображения оставался человек.
2.2. Романское искусство
Начиная с X века в западноевропейской культуре господствует романский тип эстетического восприятия, который отражал время феодальной раздробленности, замкнутости, враждующих феодов, принимающих участие в регулярных набегах, сражениях, войнах. Феодальная анархия, беззаконие, право сильного создавали фактически для каждого угрозу стать объектом насилия. Кроме того, на архитектурных вкусах эпохи отразилось также стремление возродить великую Римскую империю.
Средневековая цивилизация формировалась в атмосфере постоянного беспокойства, недоверия друг к другу, неуверенности в завтрашнем дне. Человек остро переживал зыбкость, неустойчивость земного бытия, осознавал гигантский разрыв между божественной и человеческой действительностью. В противовес земному хаосу, раздорам, разладу начинают целенаправленно создаваться островки устойчивости, стабильности, умиротворенности, олицетворяющие образ незыблемой гармонии в виде романских неприступных соборов, замков, монастырей. Для архитектурных сооружений нового типа использовали камень и кирпич, отвоевывая у окружающего хаоса прочность, надежность, основательность. Толщина и непробиваемость стен были одним из важнейших критериев совершенства постройки. Романское понимание красоты представляло собой сплав рационального художественного мышления и религиозного чувства. Его характерными чертами были стремление к монументальности, мощности пластических объемов, логичности, ясности, лаконизму, простоте, целесообразности. Строгая тектоничность и функциональность не способствовала использованию изобразительных средств, разнообразных декоративных элементов (Приложение, рис. е).
Романский менталитет был еще слишком близок к проблемам материального мироустройства. В нем ощущалась тяжесть земного притяжения, давление утилитарных сиюминутных установок. Это лишь первая форма выявления единого Абсолюта, первый шаг приближения к Богу. Об этом свидетельствовали и господство горизонтальной линии, и элементы мифологического, непроясненного, нецентрированного сознания, воплощенного в романском искусстве. Так, например, каменная резьба, украшавшая наружные стены соборов, состояла нередко из растительного и зооморфного орнамента, изображений мифологических чудовищ, экзотических животных, птиц.
Главная особенность романской эпохи – открытость внешним влияниям. В то время в общественном сознании единственно возможным целостным государством была Римская Империя, но в то же время первые франкские короли после падения столицы Западной Римской Империи признавали почетное верховенство Константинополя. Все это и привело к тому, что в соединении сторожевых башен римских военных лагерей с греческими базиликами, византийским орнаментом и готическими шатрами и возник новый – романский – архитектурный стиль, распространившийся на всю Европу.
2.3. Готическое искусство
Готический стиль господствовал в западноевропейском искусстве в XIII – XV вв. Рождение готического стиля – пример художественного преображения утилитарности, конструкции в композицию. Возникнув однажды в архитектуре из практической потребности разрешения конструктивной, нехудожественной задачи – облегчения сводов, в кратчайшее время, когда были достигнуты пределы легкости строительной конструкции этот стиль вышел за границы рациональности. Формы архитектуры стали выражать не прочность и устойчивость, а христианскую идею устремленности ввысь, к небу – в высоты духа. Готика превратилась в мистический, иррациональный стиль художественного символизма. Идеал готики – предельно живописное решение архитектурного пространства – воплощался с помощью витражей. Человеку, находящемуся в храме, должно было казаться, что почва уходит у него из-под ног, пространство действительно непознаваемо, а сам он летит в бесконечные миры.