САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ
ИНСТИТУТ ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Специальность: “Журналистика”
КУЛЬТУРОЛОГИЯ
Формирование художественного стиля.
Художественный стиль и культурная эпоха: связь понятий
Реферат
2001 год
Оглавление
Стр.
Введение 3
1. Античность – рождение стиля 4
1.1. Древняя Греция 4
1.2. Древний Рим 5
2. Средневековье 7
2.1. Искусство Византии 7
2.2. Романское искусство 8
2.3. Готическое искусство 9
3. Возрождение 10
4. Новое время 12
4.1. Барокко 12
4.2. Классицизм 14
4.3. Ампир 15
4.4. Модерн 15
5. Кризис стиля 16
Заключение 17
Список использованной литературы и источников 19
Приложение 20
Введение
Категория стиля настолько универсальна, что всю историю мирового искусства можно рассматривать как историю художественных стилей. Стиль – не постоянная и неизменная структура, а живой художественный процесс. Стили в искусстве не имеют четких границ, они плавно переходят один в другой и находятся в непрерывном развитии, смешении и противодействии. В рамках одного исторического художественного стиля всегда зарождается новый, а тот в свою очередь, переходит в следующий. Многие стили сосуществуют одновременно и поэтому чистых стилей вообще не бывает.
Мир искусства существует как бы параллельно нашему, материальному миру, а художественные идеи «парят» вне времени и пространства. Это объясняет, в частности, почему эпоха Возрождения в искусстве отражает не реальную, а вымышленную, идеализированную ситуацию в обществе того времени, а эпоха барокко совсем не исчерпывает широкий спектр идей XVII столетия. И только области творческой деятельности, теснее всего смыкающейся с материальной жизнью – прикладное искусство, традиционные художественные ремесла, дизайн – являются отражением времени и места своего рождения. Таким образом, распространенное мнение о том, что подлинное искусство всегда отражает жизнь эпохи, особенности исторического этапа развития общества весьма спорно.
Внешние, социальные факторы лишь частично влияют на внутреннюю логику зарождения, развития и периодической смены художественных направлений, течений, стилей. Эта логика представляет собой естественный исторический процесс, она едина для всех стран и народов и принципиально не сводится к внешним связям с особенностями данной исторической эпохи. Однако стиль в отличие от индивидуального вдохновения не может быть абсолютно свободен от влияния места и времени.
Стиль – это единство, целостность содержательных и формальных элементов, с помощью которых непосредственно создается художественное произведение. В художественном стиле все элементы не случайны, а связаны между собой. Именно поэтому натурализм не имеет стиля. По этой же причине трудно говорить о стиле живописи импрессионистов. Стиль есть исторический синтез образных представлений идеального мира. Вот почему понятие "реализм", "модернизм", не может быть названием стиля. Чем менее натуралистично художественное произведение, тем оно более стильно. Чем выше ясность, чистота композиционных связей, чем они полнее проявляются, тем выше стилевое качество произведения искусства.
За всю историю изобразительного искусства сформировались сотни стилей, включая их географические, национальные, исторические разновидности, и подробное исследование их всех возможно только в рамках энциклопедии. Далее будут рассмотренны стили таких исторических эпох, как античность, Средние века, Возрождение и Новое время, и на их примере можно будет понять, действительно ли историческая ситуация оказывает непосредственное влияние на формирование стилей, или в своем развитии стиль следует только внутренней логике, и формируется в отрыве от действительной жизни, или же стиль рождается под влиянием обоих факторов. Таким образом, цель данной работы – не детальное исследование всех стилей, а определение основных, общих тенденций и закономерностей их формирования и развития в искусстве.
Среди океана литературы по искусству не так много найдется книг по истории художественных стилей, но при написании данной работы были использованы книги самых авторитетных авторов и, в том числе, одна из самых популярных в этой области – «Стили в искусстве» Власова В. Г., которая послужила основой для написания работы. Кроме того, для более подробного рассмотрения некоторых культурных эпох, были использованы книги по общей истории и истории культуры, такие как «История античной культуры» Зелинского Ф. Ф., «Византийская культура» Каждана А. П., «Всемирная история. Эпоха Просвещения» Бадака А. Н., Войнич И. Е., Волчек Н. М. и др., «История мировой культуры» Чернокозова А. И. А для более детального изучения особенностей некоторых стилей и закономерностей их формирования и развития были использованы книги «Стиль модерн» Сарабьянова Д. В. и «Теория стиля» Соколова А. Н.
1. Античность – рождение стиля
1.1. Древняя Греция
Начало стиля как такового было положено приблизительно в V в. до н. э. в Древней Греции, искусство которой стало основой для общеевропейской культуры. Мировоззрение древних греков характеризуется предельным рационализмом, стремлением подчинить все логике, что вело к освобождению мышления от рабского подражания, следования канонам. За текущей изменчивостью, многообразием земного бытия древние греки усматривали гармоническое единство, незыблемый порядок, который олицетворяла небесная сфера. Совершенство чувственного мира воспринималось как преходящее, неустойчивое по сравнению с вечной, неуязвимой для временного потока красотой. Так древнегреческая культура обрела надежную точку опоры в этом относительном мире, прозрела присутствие абсолютной гармонии, устремленность к которой вызвала к жизни могучую творческую энергию и привела к открытию человеческой красоты, которая носила ярко выраженный осязаемый, телесный характер. Кроме того, особенностью миропонимания эллинов был антропоморфизм, суть которого сформулировал Протагор: «Человек есть мера всех вещей».
В эту эпоху, как ни в какую другую, искусство отражало действительность, происходящие в обществе изменения, конкретные исторические события. Так, победа в греко-персидских войнах 499 – 449 гг. создавала естественное чувство благодарности богам-покровителям, а прилив богатства, обусловленный последовавшим периодом мира, давал и необходимые средства для выражения этого чувства в постройке новых храмов и других святынь. Кроме того, окончательное оформление классического рабовладения и развитие полисной демократии, способствовали подъему экономической и политической жизни, патриотизму и росту гражданского самосознания Греции в V в. до н. э. В связи с повышением политической роли Греции и стремительной колонизацией, в это время в архитектуре Афин появляется тенденция к выработке единого панэллинистического (общегреческого) стиля архитектуры, ярчайшим образцом которого является Парфенон, построенный в 447 – 432 гг. до н э. (Приложение, рис. a).
Греки занимались гимнастикой, следили за личной гигиеной, заботились о внешности. Особенно культивировали образ атлета, выступавшего на соревнованиях обнаженным. В жизни распространился идеал красоты обнаженного здорового тела, что нашло свое отражение в искусстве, главной задачей которого было правильное изображение человека, сильного, энергичного, полного достоинства и равновесия душевных сил – победителя в персидских войнах, свободного гражданина полиса.
После поражения Афин в Пелопонесской войне (431 – 404 гг. до н. э.) развитие товарно-денежных отношений в Греции приводило к распространению частной собственности на землю. Развивался индивидуализм, стремление к личному благосостоянию, а не к общественному благу, постепенно исчезал дух патриотизма. В 338 г. до н. э. после битвы при Хиронее Греция окончательно теряет политическую независимость. Восхищение образом прекрасного и благородного гражданина, который избрали мастера V в., сменилось в эпоху эллинизма (325 – 30 гг. до н. э.) вниманием к внутренней жизни отдельного человека, интересом к человеческой личности, ее эмоциям, к теме трагического конфликта между личной судьбой и долгом или роком. Характерные черты скульптуры этого времени – динамичность, выразительность.
Переход от диктатуры Спарты к гегемонии демократических Афин в искусстве отразился сменой дорийского ордера ионийским. В это же время отчетливо обнаруживается тенденция к натурализму и гигантомании. Искусство этого периода, в частности Галикарнасский мавзолей (Приложение, рис. б), являет собой множество примеров разлада, несоответствия содержания и формы, кризиса стиля и отражает социальные и нравственные противоречия, которыми была полна жизнь людей.
1.2. Древний Рим
С 510 г. до н. э. ведет свою историю древнеримская эпоха. Римляне – суровые, жесткие воины, мудрые правители, прагматики – приспосабливали искусство к своим практическим потребностям. Поэтому Рим – это воплощенная утилитарность. Вместо древнегреческой живой пластики в произведениях древних римлян доминируют символика и аллегория. Римляне охотно принимали в свой пантеон всех богов, героев, художников, все стили и формы искусства. Но, в то же время, римская архитектура была очень самобытна и величествена, и, как римское искусство в целом, резко отличалась своими мужественными формами от современной ей греческой.