Смекни!
smekni.com

Скульптура Древнего Китая (стр. 2 из 3)

Основные памятники, дошедшие до наших дней по которым можно судить о заро­ждении и развитии скульптуры: ритуальная утварь, бронзовые сосуды, бронзовые секиры и колокола, нефритовые диски и песты, вотивная скульптура — эпохи Инь; бронзовые зеркала и светильники, сосуды-документы, погребальная скульптура — эпохи Чжоу; по­гребальная скульптура период империи Цинь и Хань и "Подземная армия" как ярчайший образец скульптурного искусства Древнего Китая.

Древнейшая цивилизация Шан (Инь) существовала во второй половине II тысяче­летия до н.э. в Китае на обширной территории - от Ганьсу до Шаньдуна и от Хэбэя до Ху­нани и Цзянси. Возникновение искусства скульптуры было связано с развитием ремесла, изготовлением ритуальных сосудов, погребальных урн и друг ритуальных предметов. При недавних раскопках обнесенного мощной стеной поселения с дворцовым комплексом в Паньлуичэне под Хуанпи была обнаружена уникальная пластика - заупокойные нефри­товые фигурки. Они изображает людей разного общественного положения и этнической принадлежности.

В скульптурных археологических находках отражаются религиозные верования шанцев: тотемизм, культ предков, представление о верховном божестве (Шанди). Пред­меты материальной культуры носят отпечаток ритуальной функции, например, ритуаль­ные бронзовые сосуды. Шанское общество жило в условиях развивающегося бронзового века. Техника бронзового литья шанцев позволяла изготавливать из бронзы различную ритуальная утварь. Среди находок выделяется котел Сымуудин, достигающий веса 875 кг. На шанской бронзе - ритуальных сосудах и оружии преобладают анималистические ор­наментальные мотивы и сюжетные композиции. Древнекитайские бронзовые сосуды представляли собой как бы модель космоса: об это свидетельствует символика основных форм, горизонтальная и вертикальная структура сосудов. Найдены в захоронениях и дру­гая ритуальная утварь: диски "би" и песты "гуй". Орнаментальные мотивы эпохи Шан — это магический орнамент лэйвэнь ("узор грома"). Сосуды с масками "тао-те" представ­ляют собой бронзовые сосуды на четырех ножках, украшенные с четырех сторон (челове­ческими) личинами. Например, знаменитый сосуд "Тигр, пожирающий чело­века" как формально-смысловая модель древнекитайского ритуала. Среди этих предме­тов присутствуют и образцы древней скульптуры из камня (яшма, нефрит, мрамор).

Ранняя история чжоусцев, по традиции, связана с землями в бассейне р. Вэйхэ (при­ток Хуанхэ). Период с 1122 по 770 г. до н.э. китайская историческая традиция относит ко времени древнекитайского государства Западное Чжоу. Эпоха Чжоу характеризуется чжоуской бронзой. Если в эпоху Шан-Инь бронза использовалась мало, то начиная с эпохи Западного Чжоу, бронза начинает применяться все шире. Даже сделки с рабами, как и с другим имуществом, оформлялись отливкой соответствующего документа на ри­туальном бронзовом сосуде; это придавало юридическому акту одновременно и сакраль­ный смысл. Надписи на бронзе являются и эпиграфическими памятниками эпохи Запад­ного Чжоу.

К этому периоду относят появление новых мотивов в орнаменте бронзовых сосудов — стилизованное изображение драконов среди облаков. Образ дракона возник из древне­китайской мифологии. Среди археологических находок: бронзовые зеркала, играющие ритуальную роль (зеркало играла роль священного атрибута); бронзовые светильники; погребальная скульптура Древнего Китая. Погребальная скульптура Древнего Китая пе­риода Чжаньго наложила отпечаток на развитие всей художественной культуры Китая.

Период Восточного Чжоу — это 770-256 гг. до н.э. К этому времени, согласно тради­ционной историографии, на территории Китая существовало около 200 царств. Среди них одни относили себя к потомкам чжоусцев, другие - шанцев. Но все они признавали над собой верховную власть чжоуского вана, провозглашаемого Сыном Неба, и считали себя "срединными царствами" (чжунго) мира - средоточием Вселенной. Распространившаяся в это время ритуально-магическая концепция чжоуского вана как Сына Неба была связана с культом Неба - верховного божества, - зародившимся в Китае вместе с чжоуской госу­дарственностью. Это нашло отражение в искусстве и в том числе и скульптуре. Чжоуская цивилизация восприняла и развила важные достижения шаниньской культуры. В это время прогрессирует технология изготовления бронзовых сплавов. Расширяется произ­водство бронзовых изделий.

Кроме "срединных царств" на территории Китая находились и другие крупные госу­дарства, обладавшие высокой оригинальной культурой. Например, чжуншаньские изде­лия относятся к лучшим художественным образцам бронзолитейного искусства древнего Китая середины I тысячелетия до н.э. Становятся все более тесными взаимоотношения "срединных царств" с периферийными царствами, происходят ожесточенные войны ме­жду царствами, приобретавших исключительно напряженный характер в начале второй половины I тысячелетия до н.э. В междоусобную борьбу "срединных царств" активно вмешиваются сильные в военном отношении царства, и именно их участие в той или иной военной коалиции зачастую решает исход конфликтов. "Государства с десятью ты­сячами боевых колесниц" ("Вань чэн го") представлялись современникам могучей силой, определявшей судьбы Поднебесной. Эти процессы отражаются в скульптуре, особенно ритуальной, в образах символизирующих могучую силу.

Культурно-историческое развитие ханьской империи ярко отражено в Ханьской ар­хитектуре и скульптуре. Характерна "космическая" структура китайского города (Чанъ­ань, Лоян) — в основном башнеобразные постройки, и сочетание наземной и подземной структур в погребальных комплексах. В найденных там ритуальных предметах тоже при­сутствует космогоническая символика. Среди ханьский погребального инвентаря най­дены: светильники, курильницы, бронзовые зеркала, керамические сосуды. Погребаль­ный обряд и "нефритовые одежды" ханьского времени, древнекитайский обычай муми­фикации тела покойного оказали влияние на развитие вотивной скульптуры. Погребаль­ный рельеф - ведущий вид скульптуры эпохи Хань. Ханьский рельеф также богат космо­гонической символикой. В нем отражена мифология древнего Китая. Например, образ "Большого изгнания", который реконструирован по изображениям в гробницах. Стили­стические особенности ханьского рельефа: мотив божественного полета. Провин­ции Шаньдун и Сычуань были основными художественными центрами изготовления рельефа.

В середине I тысячелетия до н.э. карта Древнего Китая кардинальным образом ме­няется: от двухсот государственных образований остается менее тридцати, среди которых выделяются "семь сильнейших" - Цинь, Янь и Чу, относящиеся к числу "периферийных", а также Вэй, Чжао, Хань и Ци - крупнейшие из "срединных царств". Непримиримая борьба между ними за преобладание и господство в Поднебесной становится определяю­щим фактором истории древнего Китая в последующий период.

Образование империй и жестокая борьба за могущество империй отражалось и в ис­кусстве Древнего Китая. Период ранних империй Цинь и Хань характеризуется господ­ством принципов имперского искусства. Что не могли не наложить отпечаток на развитие скульптуры. Об имперской государственной политике свидетельствуют великие памят­ники прошлого. Это — Великая китайская стена как акт космогонического порядка. В та­ком же духе выстроен некрополь императора Цинь Шихуана — центральный памятник эпохи и уникальный для мирового искусства образец погребального комплекса. Образ­цом погребальной скульптуры эпохи Цинь является "Подземная армия" (или Глиняная армия) Цинь Шихуана. Феномен Глиняной армии освещен в исторических источниках (Сыма Цянь "Исторические записки"). Символика Глиняной армии — величие империи и ее непобедимость.

Но в период династии Хань (206 до н.э. - 220 н.э.) происходит и развитие реалисти­ческих черт в скульптуре. В каменных рельефах погребений проглядывают конкретные образы людей. Эти мифологические сцены, исполненные в технике плоского рельефа, от­личаются острой выразительностью силуэтов и динамичностью. Высокого подъема дос­тигла уже в то время монументальная скульптура. Образцом является каменная статуя лошади на могиле 117 г. до н.э. Реалистичные черты проявлялись и в глиняных погре­бальных фигурках людей и животных, обнаруженных в могилах. Для этих изображений характерно стремление к передаче типичных черт в образах слуг, рабов и танцовщиц.

3. Музей "Подземной армии" как ярчайший образец
скульптурного искусства Древнего Китая

"Подземная армия" первого императора Китая Цинь Ши Хуанди — это гробничный комплекс первого императора. В марте 1974 года в центре Китая, среди долин и холмов лессового плато, произошло одно из самых удивительных событий в истории археологии. Здесь, неподалеку от города Сиань, местные крестьяне, проводя земляные работы, слу­чайно наткнулись на "подземную армию". Она состояла из терракотовых фигур древних воинов, их слуг, лошадей, запряженных в боевые колесницы, вылепленных неизвест­ными мастерами в натуральную величину. Часть изваяний в казавшихся бесконечными подземных туннелях распалась, но другие лишь слегка наклонились.

Весть о находке облетела весь мир. Она привлекла внимание одной поразительной особенностью. Свет карманных фонариков, попадая на фигуры, выхватывал из темноты подземелья множество непохожих друг не друга, почти живых - с такой тщательностью они были вылеплены - лиц. Значительный "возраст" и явная портретная индивидуаль­ность скульптур натолкнули некоторых исследователей на сравнение их с произведе­ниями искусства других цивилизаций прошлого, и прежде всего с амарнским портретом, появившимся в один из самых интересных периодов в истории Древнего Египта - эпоху фараона Эхнатона.