САРАНСКОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ УЧИЛИЩЕ
Реферат
СКУЛЬПТУРА ДРЕВНЕГО КИТАЯ
Выполнил: Ганюшкина Т.В.
1 курс отделение дизайн
Саранск 2000
1. Наследие Древнего Китая
2. Основные периоды развития скульптуры Древнего Китая
- период династии Шан (Инь)
- период династии Чжоу
- период империи Цинь и Хань
3. Музей "Подземной армии" как ярчайший образец скульптурного искусства Древнего Китая
1. Наследие Древнего Китая
Скульптура Древнего Китая, как и его искусство и вся китайская цивилизация имеют свои особенности, обусловленные спецификой географического положения, природных условий и исторического развития. Культурная история Китая восходит к рубежу III-II тысячелетия до н.э. Существует мнение о “культурном единстве, своеобразии и замкнутости” культуры, сформировавшейся в Древнем Китае. Для древнекитайской скульптуры, как и всего искусства Китая свойственны две характерных черты: традиционализм и гилозоизм (видение природы как живого организма, оживотворение природы). Соединение этих черт с рационализмом дает уникальный результат: удивительное чувство природы, способность видеть в ее малейших проявлениях — целое. Человек в этой культурной системе стремиться не к подчинению природы, а к жизни во всей ее природной полноте и рациональной устроенности.
История Китая насчитывает, по крайней мере, семь тысячелетий, начиная с периода развитого неолита. Почти треть ее занимает эпоха древнекитайской цивилизации. Ее начало относят к рубежу III-II тысячелетий до н.э. Концом ее считают крушение империи Хань (220 г. н.э.). Каждая из культурных эпох тесно связана с социально-политическими, экономическими и другими особенностями исторического периода и представляет собой определённый этап развития культуры. Таких культурных эпох в истории Китая несколько. В эти эпохи входят периода династии Шан (Инь) и династии Чжоу, а также культура империи Цинь и Хань.
Искусство китайского народа представлено во многих памятниках древности, в том числе и скульптуре, свидетельствующих о высокой творческой одаренности китайского народа. Многие пагоды, многоярусные сооружения, символизирующие буддийские небеса, а также пещерные комплексы и захоронения с найденными там скульптурами являются ценнейшими памятниками китайской культуры. Пещеры монастырей близ Лояна, в Дуньхуане, Бинлинсы и во многих других местах сохранили произведения высокоразвитого изобразительного искусства: превосходную настенную живопись и скульптуры.
Возникновение искусства скульптуры было связано с развитием ремесла, изготовлением ритуальных сосудов, погребальных урн и друг ритуальных предметов. Древнейшие произведения искусства Китая были обнаружены раскопками на северо-западе Китая. Там были обнаружены предметы “культуры Яншао”. Яншао - древнейшая (неолитическая) культура бассейна р. Хуанхэ (V-III тыс. до н.э.). Виды поселений, жилые и культовые постройки, глиняные сосуды, украшенные многокрасочной росписью в виде спиралей, раковин, сеток являются воплощением древнейших представлений о мире. Распространенной являлась расписная керамики. Изобразительные мотивы Яншао - стилизованные изображения природных объектов и стихий. Они воплощались в формах и орнаменте неолитических сосудов. На погребальных урнах керамики Яншао преобладал геометрический орнамент и знаки-изображения, символизирующие верования древних яншаосцев. В первобытных верованиях существовали: культ умерших предков, культ Земли и почитание своего верховного божества и легендарного первопредка — Шан-ди. В последствии он стал ассоциироваться с Небом как высшей божественной силой, определяющей судьбу всего живого на Земле. Генетическая связь с этим источником мудрости и силы была заложена в самом названии страны — “Поднебесная”, и в титуле правителей — “Сын Неба”.
Неолитическая культура Хуншань (северо-восточный Китай) оставила в наследство множество археологических находок. Одна из них — глиняная голова (маска) божества с глазами, инкрустированными нефритом (III тыс. до н.э.). Красотой форм отличается черная керамика “культуры Луншань”, открытая в поселениях провинции Шаньдун (III тыс. до н.э.). Памятники искусства II тысячелетия до н.э. — города и многочисленные поселения были открыты в 30-е гг. XX в. китайскими археологами в уезде Аньян. Там обнаружены остатки архитектурных сооружений с каменными скульптурами, бронзовыми сосудами и различными изделиями из кости и камня. Бронзовые сосуды богато украшаются золотом, инкрустируются малахитом, бирюзой. Изображения животных, сил природы на сохранившихся жертвенных сосудах, и колоколах отражают мифотворчество китайского народа. По этим находкам видно, что уже к тому времени развивалось искусство резьбы по нефриту и кости. Находки археологов свидетельствуют о совершенствовании художественных форм.
К XIII-XI вв. до н.э. относится и вскрытое в районе Аньяна большое городское поселение с остатками погребений - от неглубоких ям, лишенных оружия и бронзовой утвари, до огромных крестообразных подземных усыпальниц более чем десятиметровой глубины. Последние представляли собой монументальные конструкции, напоминающие усеченные пирамиды, обращенные основанием вверх, с широкими подъездными дорогами, спускающимися посредине каждой из четырех сторон этих гробниц к погребальной камере, заполненной драгоценной утварью, оружием из бронзы, украшениями из нефрита и золота. Судя по содержанию гадательных надписей, под г. Аньян находился культовый центр, где происходили гадания, и хранился архив так называемого "иньского оракула".
Развитие искусства скульптуры было неразрывно связано не только с ремеслом, но и возникновением металлургии бронзы. Как полагает большинство ученых, металлургия бронзы в бассейне Хуанхэ возникла на основе достижений поздненеолитической культуры Луншань. Причем высокий уровень развития гончарного процесса у луншаньских общин явился важной предпосылкой ускоренного развития бронзолитейного производства. Самой ранней бронзовой культурой на территории Северного Китая считают культуру Эрлитоу. В Эрлитоу (в районе г. Лоян) было вскрыто крупномасштабное поселение протогородского типа, где впервые археологи обнаружили основание монументального сооружения дворцового типа, со следами колонн (его радиоуглеродная дата 1700 г. до н.э.). Находки рядом с этим архитектурным комплексом керамических форм для отливки бронзы и тиглей говорят о развитии в Эрлитоу местного бронзолитейного производства. Из бронзовых изделий Эрлитоу, вызывает особый интерес винный сосуд типа цзюэ, поскольку он оказывается пока самым древним из традиционного комплекта ритуальных сосудов, принадлежащих к классическим образцам древнекитайской бронзы.
Один из типичных протогородских центров, датируемый серединой II тысячелетия до н.э., открыт в районе Чжэнчжоу (в Хэнани). Здесь были обнаружены фундаменты крупных строений типа дворцов или общественных зданий, остатки жилых построек. Среди разнообразной бронзовой утвари найдены два ритуальных бронзовых котла-треножника (триподы типа дин). Они носили особую культовую значимостью в общественно-политической традиции древнего Китая как сакральные символы наследования царской власти. Чжэнчжоу предстает как крупный центр с монументальной архитектурой и скульптурой. По сравнению с Эрлитоу чжэнчжоуский комплекс являет собой более высокую стадию исторического развития.
В результате раскопок последних лет, особенно интересных в сезон 1986 г., в районе Чэнду была обнаружена культура Саньсиндуй с последовательным залеганием слоев позднего неолита и ранней бронзы, датируемых первой половиной III - началом I тысячелетия до н.э. Среди уникальных вещей Саньсиндуя - золотые и бронзовые маски-личины и золотой жезл с изображением человеческих голов, представляющий собой, очевидно, регалию власти. Сенсационный характер имеют находки многих сотен образцов литых бронзовых изделий, в том числе статуй людей в натуральную величину и даже большего размера, а также крупномасштабных скульптурных изображений человеческих голов с разнообразными головными уборами (что свидетельствует об устойчивой социальной стратификации). Ничего подобного этим находкам, в особенности монументальной скульптуре, не обнаружено ни для одной из культур бронзового века Китая. Некоторые историки полагают, что в культуре Саньсиндуй очевидны признаки древнейшей погибшей цивилизации. Находку под Сианем часто сравнивают со знаменитыми открытиями в Египте и Мексике. Видимо, это оправдано. Провинция Шэнь Си теперь настоящий рай для археологов, методично прочесывающих подземные гробницы, полные царских сокровищ. Усыпальница со знаменитой “Подземной армией” Цинь Ши Хуанди среди них - несомненно, самая интересная.
2. Основные периоды развития скульптуры Древнего Китая
Скульптура Китая прошла очень сложный и противоречивый путь развития. Являясь одним из ведущих видов изобразительного искусства, скульптура длительный период целиком принадлежала культовому искусству. Скульптура Древнего Китая, прежде всего, связана с погребальной культурой китайцев.
Вместе с буддизмом в Китай пришло не только строительство многоэтажных пагод и скальных храмов, но и искусство монументальной скульптуры, В комплексах Лунмэня, Юньгана и Дуньхуана органической частью архитектуры явились фрески, барельефы и особенно круглая скульптура. Она характерна для индо-буддийской скульптуры, с характерными для буддийских святых канонами изображений, поз и жестов. В каждом китайском храме можно встретить скульптурные изображения, техника изготовления и оформления которых, так или иначе, восходит к индо-буддийской. Вместе с буддизмом пришла в Китай и практика скульптурного изображения льва - животного, которое в Китае до буддизма практически не было известно. Но искусство круглой скульптуры было известно в Китае задолго до буддизма.