Смекни!
smekni.com

Культура Древнего Китая 9 (стр. 1 из 3)

Новосибирский государственный технический университет.

Кафедра теории и истории культуры.

Контрольная работа

«Культура Древнего Китая»

Выполнил:студент 2 курса

Юршис Владимир Сергеевич

Группа ЮФЗ № 91

Новосибирск- 2011

Содержание:

1. Культура Древнего Китая……………………………………………3

2. Развитие науки ………………………………………………………6

3. Китайская мифология……………………………………………….15

4. Тест ………………………………………………………..…………18

5. Литература ..…………………………………………………………19

Культура Древнего Китая

Китайская культура по праву считается одной из самых древних. Сами китайцы называли свою страну по-разному – то Чжун Го (т.е. Срединная цветущая), то Поднебесная, то по названию тех или иных династий. Культура Древнего Китая сложилась в бассейне крупной реки Хуанхэ. Это очень капризная река: она очень часто меняла русло, обрушивая берега и затопляя большие площади. В китайской литературе ее очень часто называют «рекой, надрывающей сердце», очевидно, из-за ее капризного нрава. Поэтому китайцы упорно сооружали на Хуанхэ плотины и дамбы. Что улучшало земледельческие качества почвы, и без того достаточно плодородной.

В Древнем Китае имелись большие лесные массивы. Довольно богатая флора и фауна. Что касается населения Древнего Китая, то оно было весьма пестрым. Собственно китайцы первоначально заселяли лишь бассейн среднего течения Хуанхэ. Постепенно они переселялись и в другие области, вступая в конфликты, в том числе и военные, с другими племенами.

Жители Древнего Китая создали интересную и самобытную культуру как материальную, так и духовную. Они верили, что жизнь – это творение божественной, сверхъестественной силы, Что все в мире находится в движении и постоянно изменяется в результате столкновения двух противоположных космических сил – Света и Тьмы. В этот древнейший (2 тыс. лет до н.э.) период китайцам так же, как и другим народам, был свойственен культ природы: они поклонялись духам гор, земли, рек, солнцу, луны, дождя, ветра и др.Этим духам молились, приносили жертвы, к ним обращались с просьбой о хорошем урожае. Среди них выделялось главное, верховное божество, стоящее над всеми духами и душами умерших людей.

Несколько позднее появилось обожествление царской власти. Царь был признан сыном неба, т.е. представителем бога на земле. Уже с XIII в. до н.е. для обозначение царей применяются те же иероглифы, которыми прежде обозначалось только верховное божество.

Очень сильным был также культ предков. В основе его лежало представление о том, что душа человека после смерти продолжит жить и более того – она может вмешиваться в дела живых. Китайцы верили, что душа умершего сохраняет все прежние привычки, поэтому вместе с умершим рабовладельцем хоронили его слуг и рабов, а в могилу клали оружие, драгоценности, предметы утвари.

В середине I тыс. до н.э. в Китае оформляются три главных идеологических направления, впоследствии трансформировавшиеся в философско-религиозные системы. Это были даосизм, учение Конфуция и буддизм, первоначально возникший в Индии, но вскоре широко распространившийся в Китае. Эти учения сыграли огромную роль в истории страны и продолжают оказывать важное влияние на жизнь китайцев и до сих пор.

Даосизм. Одним из этих учений был даосизм, основатель которого мудрец Лао-Цзы, автор «книги о Дао и Дэ», жил на рубеже VI-V вв. до н.э. Он учил, что в мире всем управляет таинственная и мощная сила – Дао. Она не только действует на космическом и природном уровнях, но и определяет правила поведения каждого человека. Следование этому предписанному свыше порядку (жить в согласии с другими, умерить желания, довольствоваться малым, не унижать слабого, отбросить своекорыстие и т.д.) дает возможность сохранить счастье и здоровье. Во II в. н. э. был обожествлен. С тех пор входит в число главных даосских божеств. В раннем Даосизме отчетливо прослеживает вера в единство мира, отсутствие каких-либо непреодолимых границ во Вселенной, возможность единения человека с Дао. Первые даосы ставили перед собой задачи: продление жизни, преображение человеческой природы, достижение бессмертия. в Впоследствии в Даосизме появились новые идеи и все атрибуты, присущие религии: возникли новые описания мира, небесное пространство засели боги и духи, сформировался пантеон богов, появились храмы и т.д. Философский Даосизм утверждал, что человек не силах изменить естественный порядок вещей. Сторонники Даосизма проповедовали отказ от активных действий и выдвигали теорию недеяния. Эта теория – основной принцип Даосизма. Слово недеяние вызывает у европейцев вполне определенные, но обманчивые ассоциации, ибо даосское недеяние отнюдь не тождественно пассивной созерцательности. Недеяние – это столь полное слияние с естественным ходом вещей, что отпадает необходимость в специальной активности. Мудрец не противопоставляет себе ситуации, а спокойно влияет на нее изнутри, через использование естественных возможностей, которые скрыты от непосвященных: «Совершенномудрый, совершая дела, предпочитает недеяние: …вызывая изменения вещей, [он] не осуществляет их сам; приводя в движение, не прилагает к этому усилий»(«Дао дэ цзин»).

Когда недеяние достигает совершенства, исчезает сковывающий душу страх смерти. Ведь истина человека – в единой жизни космоса. Тот, кто познал это, неуязвим для любой опасности, ибо она, прежде всего, поражает изнутри, ломая психику человека. Но тот, «кто умеет овладеть жизнью, идя по земле, не боится носорога и тигра, вступая в битву, не боится вооруженных солдат. Носорогу некуда вонзить в него свой рог, тиру негде наложить на него свои лапы, а солдатом некуда поразить его мечом. В чем причина? Это происходит оттого, что для него не существует смерти» («Да дэ цзин»).

Во II – III веках н.э. Даосизм расщепляется на так называемый неодаосизм (это современный европейский термин) и религиозный даосизм со специфической мистикой и культурой.

В отличие от первоначального учения, неодаосизм был адаптирован к условиям социально-государственной жизни и не требовал отказа от участия в государственных делах. Однако в новой форме сохранился дух даосизма и именно здесь родился знаменитый художественный стиль «ветра и потока» (фэнлю).

В религиозном Даосизме, появились новые идеи и все атрибуты, присущие религии: возникли новые описания мира, небесное пространство засели боги и духи, сформировался пантеон богов, появились храмы и т.д. Его основу составило понятие абсолютного Дао, суть которого сводилась к следующему утверждению: жизнь – это иллюзия, смерть – это возвращение к Дао – истинному бытию церковной организацией, объединяющей десятки тысяч буддистских храмов и монастырей, сотни тысяч монахов и монахинь. В дальнейшем, однако, буддизм, так же как и даосизм уступит место конфуцианству.

Характерно, что все религиозные системы Китая имели много общего: всем им было присуще почитание старших и предков, куль послушания, идеи «недеяния». Человек как личность не представлял самостоятельной ценности, общество жило по принципу: «личное – ничто перед государственным и коллективным».

Развитие науки.

Время правления династии Чжоу обычно делится на три периода – время Западного Чжоу (XII – VIII вв. до н.э.), Восточную Чжоу (VIII – V вв. до н.э.) и Чжаньго (так называемую эпоху «воюющих царств», охватывающую отрезок времени от V до III вв.до н.э.). В эпоху Чжаньго насчитывалось семь сильнейших борющихся между собой государственных образований. Именно в эту эпоху был достигнут некоторый прогресс в деле интеграции Кита, что не замедлило сказаться на экономической сфере. Появляются железные орудия труда, совершенствуется ремесло, в частности, больших успехов древние китайцы достигли в выделке шелковой материи. Появляются первые металлические деньги. Однако все эти прогрессивные процессы сдерживаются непрекращающейся враждой самостоятельных царств.

Любопытно, что именно ирригационная система, а точнее, необходимость согласованных действий при ее обслуживании и эксплуатации, послужила толчком к объединению страны. Ведь отсутствие согласованности могло привести (и иногда действительно приводило ) к прорыву плотин и дамб и к затоплению больших участков, т.е. в сущности, к стихийным бедствиям. К централизации подталкивали и потребности расширяющейся торговли. Объединенные усилия были нужны и доя противостояния кочевникам. В результате действия этих факторов интегративные процессы начинают усиливаться.

Главную роль при этом сыграло государство Цинь, располагавшееся в западных районах Китая и простиравшееся вплоть до берегов великой реки Янцзы. В IV в до н.э. сановник по имени Шан Ян провел в царстве Цинь очень важные реформы, позволившие государству собрать большие средства для реорганизации устоев сельской общины и ее опоры – патриархальной семьи. В результате в III в. государство Цинь побеждает всех своих соперников, и ему удается низложить династию Чжоу. Китай окончательно объединяется в эпоху царствования Ин Чжена (246 -210 гг.до н.э.), который распространил свою власть на все царства, существовавшие не территории Китая, в 221 г. До н.э. он принял титул императора (по-китайски – хуанди) и вошел в историю под именем Цинь Шихуанди (т.е. первый император Цинь). Именно в период его правления для защиты от напора кочевых племен была построена Великая Китайская стена, ставшая, как пирамида для Египта, символом китайской культуры.

Длина Великой Китайской стены – около 4 тыс. км. Она построена из утрамбованной земли и каменных глыб и проходит и по горам, и по степям, и по пустыням. В определенных местах в ней имелись хорошо охранявшиеся ворота, использовавшиеся для торговли с кочевниками. Однако смысл сооружения стены заключался не только в том, чтобы защититься от натиска кочевых племен. Она также изолировала Китай от всех чуждых влияний, позволяла сделать древнекитайскую культуру замкнутой, закрытой.