Смекни!
smekni.com

Псковская школа иконописи 2 (стр. 2 из 4)

Все сохранившиеся иконы свидетельствуют о том, что псковские мастера всегда стремились писать по-своему.

2.2 Своеобразные черты и характер псковских икон

Псковская школа иконописи является открытием последних десятилетий. Именно в это время начали систематически расчищать псковские иконы. Хотя термином "псковские письма" охотно пользовались собиратели икон, термин этот еще лишен был конкретного содержания. Впервые о Псковской школе настойчиво заговорил художник А.В. Грищенко, но в его распоряжении не было достаточного количества фактов, в силу чего все его рассуждения несли несколько отвлеченный характер.

Более определенно вопрос о Псковской школе поставил И.Э. Грабарь, уже опиравшийся на новый материал - иконы, вывезенные из Пскова. Правда, таких икон было еще мало, однако это не помешало И.Э. Грабарю написать слова, в значительной мере ставшие пророческими:

"Уже теперь Псков ясен не меньше, а скорее больше, чем Суздаль, недалеко время, когда псковская школа предстанет перед нами, быть может, такими же легко определимыми оттенками, какими мы сейчас уже наделяем школу новгородскую".

Действительно, после новых реставрационных работ специфические черты псковской иконописи выступили настолько четко, что есть все основания говорить о псковской живописи как особой школе. Псков был древним городом, центром земли северных кривичей. Как и Новгороду, ему удалось избегнуть татарского ига, что способствовало сохранению древнерусской культуры и ее расцвету в XIII-XV веках. До 1348 года Псков входит в число новгородских пригородов. На основании Болотовского договора он получил полную самостоятельность, превратившись в равноправный с Великим Новгородом политический центр. Роль князя была в Пскове еще более номинальной, нежели в Новгороде.

Для псковских икон характерен драматизм, утяжеленность фигур, любовь к декоративной отделке, преобладание красно-коричневого цвета и особого оттенка темно-зеленого, сочность письма, повышеннаяэмоциональность персонажей, лица с несколько "пронзительным" выражением. Свежестью художественного восприятия отличается икона "Собор Богоматери", посвященная новой для древнерусского искусства теме, насыщенная сложной символикой.

Псковская иконопись:

1) Имеет ярко выраженное художественное лицо:

а) композиция очень часто ассиметрична и малоустойчива

б) рисунок неточный, но по-своему всегда очень выразительный (экспрессивный)

в) колорит очень густой, скорее сумрачный, с преобладанием изумрудного и темно-зеленых цветов. Если есть красный, то он с характерным оранжевым или розовым оттенком. Фон чаще всего желтый, реже - зеленый;

г) разделка одежды тончайшими золотыми линиями, которые придают поверхности мерцающий характер. Колорит икон очень контрастный и драматичный. Драматизм усиливается тем, что применяется особая трактовка коричневой карнации с резкими высветлениями и резкими бликами.

Карнация - написание лика и рук

2) Манера письма широкая, энергичная, с неравномерным распределением красочных пигментов.

3) Иконопись в Пскове развивается в более замедленном темпе, чем Новгородская. Здесь более устойчивы архаические течения.

Таким образом, псковскую иконопись отличает: особый способ обработки доски для иконы; особый драматический образный строй икон; использование активных цветовых пятен, особенно красных и зеленых, реже синего; применение красок только из местных материалов; "включенность" персонажей в события, изображенные на иконе; интерес к психологии человека, человеческое лицо и человеческие переживания. Именно эти особенности и черты передавали псковские мастера с исключительной проникновенностью и свободой письма.

В XVстолетии в псковской иконописи живописность уступает место графичности, суховатой правильности форм.

Вот некоторые выдающиеся псковские иконы:

"Богоматерь Одигитрия" - икона конца XIII- начала XIVвека (см. Приложение 1). Иконография иконы традиционная; восходит к распространенному византийскому образу. Стилистические краснофонные иконы связаны с живописью византийской провинции. Памятник отличается упращенной манерой, отвечающей вкусам широких низовых кругов.

"Рождество Христово" Праздничный чин. Икона первой половины XVIвека (см. Приложение 2).

Икона "Сошествие во Ад" рубежа XIV-XV веков захватывает своим драматическим накалом, выраженным прежде всего в плотности и контрастности резко ограниченных цветовых пятен - красных, темно-зеленых и темно-коричневых. Христос одет в нехарактерные для русской иконописи ярко-красные одежды, на которых сверкают белые блики. В верхней части иконы изображен Деисус. Христос, представленный в резком порывистом движении, выводит из ада за руки Адама и Еву (см. Приложение 3).

"Богоматерь Великая Панагия, Оранта Мирожская" - икона второй половины XVI века (см. Приложение 4). Над фигурами предстоящих есть надписи: "Благоверный князь Довмонт во святом крещении Тимофей". В иконографии Богоматери тип Оранты - самый древний. Орант - персонаж, представленный в молитвенной позе с воздетыми руками. Оранта олицетворяла христианскую молитву, церковь.

Традиции псковской школы иконописи не пропали. В наши дни работают иконописные мастерские в Псково-Печорском монастыре. Имя отца Зинона стало символом совершенной иконописи, безусловной приметой возрождения всего православного искусства.

Псковские мастера всегда владели этим искусством, византийская икона для них - образец.

2.3 Отличие Псковской школы иконописи от Новгородской и Московской

Иконопись Пскова близка к новгородской школе, это объясняется тем, что новгородская живопись приобрела общерусское влияние, а Псков долгое время являлся "младшим братом" Новгорода.

Новгородские мастера умели виртуозно распоряжаться всем арсеналом своих художественных средств, но им присуща некоторая сдержанность, даже суровость.

Псковские иконы не имеют такого твердого рисунка и виртуозности, они как бы лишены внешнего блеска. На псковских иконах центр композиции может быть смещен, сама композиция не так стройно вписывается в розетки, но это не умаляет их достоинств. Псковская икона всегда поэтична.

Московская школа складывается позже, чем новгородская и псковская. Первое упоминание о Москве в 1147 году. С 1156 года начинается постепенный рост Москвы и с первой половины XIII века она имеет своего князя. Здесь преуспел Иван Калита, он назвал себя "Князем Всея Руси". В 1338 году он возводит деревянный кремль, и митрополит всея Руси переезжает жить в Москву.

Особенности московской школы:

1) Классический рисунок

2) Единства цвета нет, но это более сдержанная гамма, чем в Новгороде и Пскове.

3) Нет экспрессии

4) Одухотворенность ликов

На московскую школу иконописи большое влияние имела Византия, Болгария и Сербия. До Феофана Грека здесь очень внимательны к рисунку.

Глава 3. Иконостасы XVIII века в церквях Псковской области

Мировая известность архитектурного наследия средневекового Пскова заслонила, видимо, интерес исследователей к памятникам псковской земли поздних времен - XVII-XIX вв. Однако и этот период богат архитектурными памятниками различных стилевых направлений. Трудно переоценить их художественные достоинства; многие из них сохранили иконостасы - памятники монументально-прикладного искусства, о которых в современной литературе, в том числе и краеведческой, почти ничего не сказано. Из описаний, хранящихся в архивах, видно, что первоначальная живопись иконостасов претерпела изменения.

Самый ранний из дошедших до нашего времени и самый выдающийся памятник декоративно-прикладного искусства XVII-XIX вв. - иконостас Псковского кафедрального Троицкого собора, построенного на месте каменного собора в 1682-1699 гг. Немецко-фашистские захватчики, отступая из Пскова в 1944 г., заминировали собор. От взрыва одной из мин пострадали верхние ярусы иконостаса собора.

При реставрационных работах в 1960-1963 гг. утраченные фрагменты резьбы были восстановлены, и в настоящее время деревянный золоченый семиярусный иконостас Троицкого собора является редким образцом так называемой "флемской резьбы", распространенной в России во второй половине XVII - начале XVIII вв. Иконостас сохранился с незначительными переделками. На цоколе не сохранилась древняя резьба - существующая сделана недавно.

Исключительным мастерством и искусством отличается в иконостасе резьба по дереву, выполненная высоким рельефом с золочением по левкасу. Разнообразные растительные формы (виноградная лоза листья и ветки аканта, орехи в чашечках, другие цветы и растения) переплетаются, образуя игру света и тени.

Основная масса резьбы сосредоточена на нижних ярусах, а самые верхние ярусы (6-й и 7-й), похожие на ряд икон-картин, вставленных в рамы ажурной резьбы. Иконостас Троицкого собора пока не исследован. Однако интересные находки здесь весьма вероятны.

В Псковском районе на правом берегу реки Великой у поселка Писковичи мощные обнаженные плиты известняковых пород образуют отвесный берег. Здесь на погосте Неготь стоит Матфеевская церковь конца XVII - начала XVIII вв. - "восьмерик на четверике" с двумя приделами и колокольней, построенной взамен звонницы в 1874 г. В церкви сохранился без значительных переделок деревянный иконостас, украшенный резьбой барочного характера. На постаменте его изображены сцены из жития пророка Ионы.

Иконостас имеет пять ярусов - местный, праздничный чин, деисусный чин, пророческий ряд, изображения страстей Христовых. Стройность и четкость построения иконостаса подчеркивают вертикальные членения: на постаменте и втором ярусе - кронштейны, орнаментированные резьбой, на остальных ярусах - витые колонны с коринфскими капителями. Кроме того, все пять ярусов разделяются антаблементами, которые раскрепованы над кронштейнами второго яруса и колоннами трех верхних ярусов.