Содержание
Глава 1. Понятие иконописи и иконостаса
Глава 2. Псковская школа иконописи
2.2 Своеобразные черты и характер псковских икон
2.3 Отличие Псковской школы иконописи от Новгородской и Московской
Глава 3. Иконостасы XVIII века в церквях Псковской области
Глава 4. Поганкины палаты - хранитель икон, выполненных псковскими мастерами
Древнерусская живопись - одна из самых высоких вершин мировой культуры. Интерес к ней огромен, как огромны и трудности ее восприятия для нас.
В древней Руси живопись была доступна всем верующим в Бога, она воплощала слово божье, образ христианской веры.
Искусство православного мира выработало своеобразные приемы живописи. Эта художественная система позволила полно и ясно воплотить христианское слово в живописный образ. "Образ" по-гречески - икона. В широком смысле иконой является все созданное этой живописью: мозаики, фрески, иконы, книжные миниатюры.
На огромных просторах Российского государства сложилось несколько школ иконописи, одна из них - псковская.
Особенности этой школы и характер работ псковских мастеров - основная цель написания реферата.
В работе были использованы следующие методы: поисковый, текстуальный, графический, а также метод анализа и обобщения.
Иконопись - специфический жанр живописи, возникший почти два тысячелетия тому назад в эпоху Римской империи вместе с христианством и получивший развитие преимущественно в православии.
Техника написания икон: энкаустика (восковая живопись, выполняемая горячим способом, расплавленными красками), мозаика (изображение или узор, выполненный из цветных камней), в средние века темпера на дереве (живопись красками, связывающим веществом которых служат эмульсии - натуральные (цельное яйцо, желток, соки растительные) или искусственные (водяной раствор клея с маслом), после масляная живопись.
Иконопись в условных отвлеченных формах (золотой фон, плоскостность, религиозная символика) нередко воплощала общественные и эстетические идеалы народов, что делает иконы значительными произведениями искусства.
В Древней Руси икона писалась на деревянной основе - иконной доске, состоящей из нескольких частей, скрепленных с тыльной стороны планками - шпонками. На лицевой стороне доски делалась неглубокая прямоугольная или квадратная выемка - ковчег, где помещалось изображение. Ковчег окаймлялся полями, по наружному краю которых наносилась кайма в одну, иногда в две краски - опушь. Бортик, образованный краем полей и ковчега, носит название - лузга. На доску обычно наклеивалась ткань - паволока, на которую наносился грунт - левкас, состоявший из животного клея и мела (иногда применялся гипс или алебастр). Первоначальный слой краски - основа, на которой писались лики и нагое тело, называется санкирем (имеет темный красновато-коричневый или зеленоватый тон). Поверх санкиря многократно наносились высветления охрой или белилами, так называемое охрение. В древней иконописи санкирь и охрение накладывались рядом, соприкасаясь между собой стушеванными краями. Один из способов охрения, когда переходы от темного тона к светлому даются ровно, незаметно, имеют тонкие грации, называется плавью.
В передаче объема, рисунка в иконе большую роль играли пробелы - наносимые белилами блики. Распространенным приемом в иконописи являлся ассист - линии в виде лучей, исполненных золотом по красочному слою. Ассист в древней живописи имел символический смысл - им отмечали "Силы небесные": покрывали ассистом одежды Христа, Богоматери, реже - апостолов. Начиная с XV века, роль ассиста становится декоративной.
Иконостас- многоярусная преграда в православном храме, отделяющая алтарную часть храма, где совершается литургия, от помещения для молящихся. Превращение алтарной преграды в иконостас началось с VI века: вначале на ней появляются изображения, затем 2-3 ряда икон, и в этом виде она переходит на Русь. Здесь с ней происходит ряд существенных изменений в размещении ярусов, числе икон.
В XIVвеке на Руси уже существуют многоярусные иконостасы, включающие местный, деисусный, праздничный ряды. В начале XV века в русском иконостасе появляется следующий ярус - пророческий. В XV веке под пророческим возникает праотеческий ряд с иконами. Позднее к пяти классическим присоединяются дополнительные ярусы. В XVII веке вверху иконостаса появляется ярус с изображением Страстей господних - страстной ряд.
Среди сокровищ отечественной культуры, хранящихся в музеях страны, русской иконе принадлежит одно из первых мест.
С древних досок смотрит на нас своеобразный мир, созданный безымянными мастерами.
Большинство памятников древней живописи не дошли до наших дней, но северные русские земли стали в этом смысле исключением. Они не подверглись в XIII веке такому разрушению, как остальные. Псков и Новгород сохранили основы своей культуры, но количество икон, дошедших до наших дней, весьма ограничено.
В XVI веке Псков вошел в состав Московского государства. С этого времени в псковской живописи сочетаются московские и местные традиции. Правда, это не привело к утрате своеобразия псковской живописи.
Псковский искусствовед И. Родникова пишет: "... жизнестойкость собственных традиций почти всегда оказывалась сильнее; псковское искусство избежало нивелировки и в лучших образцах не обнаруживает признаков упадка, оставаясь значительным художественным явлением".
Основа собрания икон была заложена в 1876 году.
Самые значительные поступления памятников иконописи приходятся 1919 - 1930 годы, период массового закрытия церквей. В 1926 - 1928 годах многие самые выдающиеся псковские иконы навсегда покинули Псков - они были вывезены на реставрацию в Москву, где и остались. Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов большая часть собрания икон Псковского Музея Заповедника пострадала. Некоторые ценные иконы волей случая при возвращении оказались в Музеях Москвы и Новгорода.
В 1960 году произошло последнее пополнение музейного фонда в результате экспедиций по заброшенным и разрушенным храмам Псковской области.
Сегодня Псковский музей заповедник - один из крупных музеев страны, владеющий ценнейшими памятниками - наиболее полной коллекцией псковской иконописи.
Псковская икона уже давно признана самобытным художественным явлением. Специфические черты, характеризующие псковскую живопись, во многом связаны с историей псковской земли.
Древний Псков счастливо избежал татарского ига и вместе с Новгородом сохранил основы своей культуры. Город подвергался частым набегам западных соседей и сокрушительным пожарам.
Середина XIV века - время обретения политической самостоятельности Пскова, время зарождения самостоятельной культуры, местных особенностей иконописи. Главный признак: драматизм, эмоционально-насыщенное состояние персонажей, аскетически напряженный мир которых был сродни мироощущениям жителей Псковской земли, лишенных благодушия и душевной гармонии. Покаяние и молитвы были насущной потребностью каждого, уповающего на спасение души. Об этом свидетельствуют псковские иконы. Им присущи высокое умозрительное начало, которое сказывается в особой одухотворенности строгих ликов святых, как бы опаленных неукротимым внутренним огнем веры, самобытные иконографические изводы, живописный темперамент, проявляющийся в энергичных переливах глубоких и сильных колеров, в смелой лепке форм, в загадочном свечении бликов, в золотом сиянии ассиста. Разрабатывая свои излюбленные сочетания ясной киновари с голубоватой празеленью, желтыми и красно-коричневыми охрами, псковские мастера наделяют их чрезвычайной интенсивностью. Колорит псковских икон связан с использованием преимущественно красок местного происхождения - охр разных оттенков. Палитра их поистине уникальна. Эти черты Древней Руси объясняют ее жизнестойкость и авторитет вплоть до конца XVI века. Экспозицию древнерусской живописи открывает небольшая краснофонная икона середины XIV века "Спас Воздержитель" или "Спас Елиазаровский".
Концом XIV- концом XV века датируется икона "Святая Ульяна". Часть лика утрачена. Величественная фигура, крупная, с широкими плечами. Лик притягивает внутренним горением, как будто бы иссушившим строгие черты. Пластика лица разработана в типичной псковской традиции: узкий овал, подчеркнутый белильными движками, тонкий удлиненный нос с характерным расширением к низу, темные треугольные глазницы.
По мнению искусствоведа М. Алпатова, иконопись Пскова можно условно разделить на следующие периоды:
1ый - древнейшая иконопись, которая датируется концом XIII- первой половиной XIV века: "Богоматерь Одигитрия" начало XIVвека (см. Приложение 1), "Илья пророк в пустыне с житием и Деисусом" вторая половина XIIIвека;
2ой - конец XIV- XVвека: "Спас Елеазаровский" середина XIVвека;
3ий - XV - середина XVI века: "Избранные святые Параскева Пятница, Варвара и Ульяна", "Собор Богоматери" начало XVвека;
4ый - середина XVI - конец XVI века: "Рождество Христово" (см. Приложение 2) XVI век.