Министерство образования Российской Федерации
«Российский государственный профессионально-педагогический
Университет»
Институт социологии
Кафедра истории России
Контрольная работа по Отечественной истории
по теме:
«Культура России в XVIII в.»
Дата сдачи работы: Работу выполнила: Шевчук С.Ю
«____» ___________ 200 г. студентка группы: ЗКТ-101С
Работу принял: Работу проверил:
________/ _____________ ________/ _____________
(подпись) (расшифровка) (подпись) (расшифровка)
_________________________
Екатеринбург
2009
Содержание
Введение………………………………………………………………………...3
Искусство XVIII века………………………………………………...4
Образование……………………………….…………………...8
Наука и техника…………………………...………………….10
Скульптура …………………………………………………...12
Театр…………….…………………………………………….12
Музыка XVIII века…………………………………………...13
Опера XVIII века……………………...……………………...17
Классицизм…………………………………………………...18
Заключение………………………………………………………………….....20
Список используемой литературы………………………………………...…21
Приложение 1 - Термины………………..……………………….......22
Приложение 2 - Даты……….……………………..………………….26
Приложение 3 - Исторический портрет Екатерины I………..……..27
Введение
XVIII век был знаменателен для России заметными переменами и значительными достижениями в области искусства. Изменились его жанровая структура, содержание, характер, средства художественного выражения. И в архитектуре, и в скульптуре, и в живописи, и в графике русское искусство выходило на общеевропейские пути развития.В XVIII веке светская, внецерковная музыка выходит из области устной традиции и приобретает значение высокого профессионального искусства. Интенсивный рост русской культуры в XVIII веке в огромной мере был обусловлен крупными преобразованиями во всех областях жизни русского общества, осуществленными в эпоху Петра I.Неоценимый вклад в развитие русской культуры XVIII века внесли русские музыканты - композиторы, исполнители, оперные артисты, в большинстве своём вышедшие из народной среды. Перед ними стояли задачи огромной трудности, в течение нескольких десятилетий они должны были освоить веками накопленные богатства западноевропейской музыки.В общем, пути исторического развития русского искусства XVIII века выделяются три основных периода:- первая четверть века, связанная с реформами Петра;- эпоха 30-60-х годов, ознаменовавшаяся дальнейшим ростом национальной культуры, крупными достижениями в области науки, литературы, искусства и вместе с тем усилением сословного гнета;- последняя треть столетия (начиная с середины 60-х годов), отмеченная большими общественными сдвигами, обострением социальных противоречий, заметной демократизацией русской культуры и ростом русского просветительства.Искусство XVIII века
В начале XVIII века Россия вступила в новый этап своего развития и, преодолевая экономическую и культурную отсталость, становилась одной из могущественных стран Европы. Коренные сдвиги во всех областях духовной жизни в эпоху Петра I содействовали яркому расцвету светского искусства в противоположность старому религиозному.
Возросший интерес русских людей к окружающей действительности, расширение их умственного кругозора и общественной деятельности изменили представление о человеке, которого стали изображать во всей неповторимости его индивидуального облика. В исторических картинах художники передавали идеи героического служения родине. Лучшие архитектурные сооружения отражали величие России. Творческисоприкасаясь с западным искусством, лучшие русские художники создавали свое самобытное национальное искусство. Петр I заботился о развитии просвещения в России. При нем была создана академия наук, утвержден проект Академии художеств, много молодых даровитых людей за счет «государственной пенсии» отправлялись за границу для освоения новейших достижений науки и художественной культуры.
Одним из первых пенсионеров Петра I был художник И.М. Никитин (около 1690-1741 г.). Портреты Никитина поражают исключительной для того времени правдивостью. В «Портрете напольного гетмана» художник удивительно жизненно изобразил опаленное зноем умное лицо простого и мужественного человека, смелого и решительного воина.
Никитин неоднократно писал и самого Петра I. В небольшом круглом портрете он подчеркнул суровую сосредоточенность, характерную для последних лет жизни великого преобразователя. В начале XVIII века большое значение получилагравюра. Граверы иллюстрировали технические руководства, выполняли карты и виды городов, воспроизводили сцены сражений, триумфальных шествий и празднеств, создавали портреты государственных деятелей.
Гравер А. Зубов в «Панораме Петербурга» тщательно и любовно выписывает целый ряд вновь построенных зданий. Особую торжественность и праздничность придает панораме изображенная на Неве флотилия - стремительный бег кораблей с развевающимися на них флагами и дымы пушечной пальбы. В середине XVIII века большой размах приобретает дворцовое строительство, тесно связанное с именем замечательного зодчего В. В. Растрелли (1700-1771), автора проектов Смольного монастыря, Петергофского, Зимнего дворцов. Наружное и внутреннее убранство этих зданий ослепляло своей пышностью. В них широко применялась скульптура, золоченая резьба по дереву, лепные растительные орнаменты, многочисленные колонны из разнообразного цветного мрамора. Залы с узорчатыми, паркетными полами украшали зеркала в причудливых рамах, живописные панно и плафоны. Реалистическая направленность живописи петровского времени нашла свое дальнейшее развитие в творчестве портретистов А. П. Антропова (1716-1795) и Ф. С. Рокотова (1736-1808/09).
В портретах работы Антропова (например, Петра III, Измайловой) ярок и энергичен колорит, прямолинейны и резки характеристики, тщательно выписаны детали. Рокотов более поэтичен, его кисть свободна и легка, краски поражают богатством оттенков. В портретах поэта В. Майкова, Санти, Новосильцовой и других через мерцание глаз, легкую улыбку художник сумел передать душевный мир изображенных им современников. С блестящим развитием портретной живописи во второй половине 18 векавязано имя выдающегося художника Д. Г. Левицкого (1735-1822), круг образов которого весьма разнообразен. Убедительно и ярко обрисованы им и самодур Демидов - вельможа-заводчик, и светская красавица Урсула Мнишек, и грубоватая помещица Бакунина, и озаренная улыбкой счастья юная Дьякова.
Впортрете Екатерины II - законодательницы Левицкий воплотил представление о «мудром просвещенном» монархе, сходное с тем, которое мы встречаем в торжественных одах Г. Р. Державина. Подобно Левицкому, крупнейший скульптор Ф. И. Шубин (1740-1805) создал незабываемую портретную галерее своих современников.
Вбюсте Павла I чуждый лести Шубин с поразительным реализмом передает плоское лицо императора, с вздернутым носом и выпяченной нижней губой. Пышная горностаевая мантия, ордена и звезды на груди Павла еще более подчеркивают его ничтожность. Выполненный Шубиным бюст его земляка М. В. Ломоносова - лучшее изображение величайшего русского ученого.
Выдающимся скульптором был и воспитанник Академии художеств М. И. Козловский (1753-1802) - автор памятника русскому полководцу А. В. Суворову (на Марсовом поле в Петербурге). Суворов представлен в образе бесстрашного героя, одушевленного благородным порывом защитить родину.
Козловскому принадлежат также изваяния мифологических героев. Таков его могучий «Самсон», созданный для одного из самых прекрасных фонтанов парка Петродворца. Учрежденная в 1757 году Академия художеств руководила всей художественной жизнью страны, подготавливала художников, способных изображать «историю своего отечества и великих в ней людей».
Господствующим направлением в академии был классицизм, развивавшийся под воздействием идей просветительства с его высоким пониманием гражданского долга, патриотической доблести, самопожертвования во имя отечества. Примером тому служит картина на сюжет «Илиады» Гомера - «Прощание Гектора с Андромахой» одного из первых русских профессоров академии - А. П. Лосенко (1737-1773).
Гектор, герой Трои, прощается с семьей перед единоборством с Ахиллом. Зная, что идет на верную смерть, Гектор молит богов, чтобы его маленький сын был мудрым, храбрым и сильным среди своих сограждан. Веления мужественной доблести в душе героя побеждают личные чувства привязанности к семье. Несмотря на условность в расстановке фигур и некоторуютеатральность в жестах героев, произведение Лосенко полно драматического действия, согрето теплом живых человеческих чувств. Из учеников Лосенковыделяются И. А. Акимов, создавший полотно на тему из русской истории «Возвращение великого князя Святослава с Дуная в Киев», и П. И. Соколов, автор картины на сюжет греческого мифа о смелом юноше Икаре, который поднялся к солнцу на крыльях, сделанных его мудрым отцом Дедалом. Последним из плеяды замечательных портретистов 18 века былВ. Л. Боровиковский (1757-1825). Лучшие его работы ранней поры – Портреты Нарышкиной, Арсеньевой, Гагариных, Лопухиной.
Лопухина влегком белом платье грациозно облокотилась на садовый постамент, касаясь рукой цветущей розы. Чуть кокетливо и томно ее мечтательное лицо. Облик Лопухиной прекрасно связывается со светлой зеленью парка, колосьями ржи и васильками. Светлые краски, плавные линии - все создает впечатление покоя и тишины. Интерес к передаче настроений человека, задумчивость, мечтательность сближают творчество художника с повестями Карамзина.
Развитию пейзажа в живописи в XVIII веке содействовали как ранее производившиеся архитектурные и топографические съемки городов, дворцов, парков, так и открытие в академии специального пейзажного класса.