Многие элементы в этой конструкции были хорошо знакомы русским мастерам. Четырехугольной была конфигурация ряда языческих капищ. В народном деревянном зодчестве в основе жилого дома был квадратный деревянный сруб – четверик или клеть.
Многоглавие, наращение массы, пирамидальность – черты, совершенно чуждые византийскому искусству, отражающие накопленный опыт языческих дохристианских «древоделей», стремившихся украсить свои творения. Часто фасад русских храмов делился на части лопатками на прясла, которые могли заканчиваться закомарами – полукруглым завершением. Большинство храмов были огромного размера, величественны. В науке этот стиль получил название «монументального историзма».
XI–XII века – время бурного храмового строительства на Руси. Киев становится главным художественным центром, влияние киевской художественной школы прослеживается во всех городах. Особого расцвета Киев достигает при Ярославе Мудром, превращается в один из крупнейших городов Европы, соперничает с Константинополем. По дошедшим свидетельствам, здесь было построено около четырехсот церквей, восемь рынков, Золотые ворота – парадный въезд в столицу Древней Руси. Совершенно заслуженно мудрого князя называли, подобно византийским правителям, царем, о чем свидетельствует надпись XI в. на стене Софийского собора. Над саркофагом, выполненным из целого куска мрамора, в котором похоронен Ярослав, можно прочесть торжественную запись «об успении царя нашего».
Также особое внимание уделялось оформлению интерьеров церквей. Божий дом должен быть не только особенно красив, но и создавать впечатление ирреального, божественного мира, который ожидает каждого благочестивого христианина. Высокие иконостасы появились не сразу, поэтому вошедший мог свободно видеть все обширное пространство храма. Интерьеры украшались золотыми и серебряными сосудами, богатыми византийскими тканями. Со сводов свисали большие хоросы-люстры. Особую роль в создании ощущения мира горнего играла живопись.
В Софийском соборе Киева центральный купол и арки, а также полы покрывала мозаика. Из разноцветных, тщательно подобранных кубиков смальты были выложены канонические сюжеты из православной литературы. Стены собора расписаны фресками. Мозаики и фрески в средневековье выполняли роль книги для неграмотных. Язык их прост и лаконичен. Художник показывает только суть сюжета, избегая деталей. Все фигуры фронтальны, неподвижны, их размер зависит от важности смысловой нагрузки, контур четкий, отсутствуют какие-либо детали. Росписи органично сочетались с архитектурными элементами.
В целом юная Киевская Русь, восприняв византийские, болгарские и
другие православные традиции, сумела создать искусство с высокими
критериями творчества, чуждое внешним эффектам, глубокое по духовной
христианской сути. Тем самым был заложен прочный фундамент для дальнейшего развития национальной художественной культуры. Приобщение к христианству явилось событием огромного значения, определившим пути развития русской культуры.
Итак, все важнейшие, наиболее совершенные памятники искусства и литературы созданы в эпоху феодальной раздробленности, когда ее отрицательные черты не проявили себя еще в полной силе. Татарское нашествие прервало это развитие и приостановило его на полтора-два столетия.
1. Гнедич П. П. История искусств с древнейших времен. – К.: ООО «Издательский дом «Летопись», 2000, - 320с.
2. Петровец Т. Г., Садомова Ю. В. Энциклопедия мировой живописи. – К.: Олма-пресс, 2002, - 215с.
3. Кайсаров А. С., Глинка Г. А., Рыбаков Б.А. Мифы древних славян. – К.: Олма-пресс, 2000, - 270с.
4. Орлов А.С., Георгиев В.А. История России. – К.: Просвещение, 1996, - 288с.5. Осетров Е. Живая древняя Русь. – К.: Искусство, 1990, - 170с.6. Бокань В. А., Полевой Л. П. История культуры Украины: Уч. пособие. – К.: МАУП, 1998, - 232с.7. Закович Н. М., Зязюн И. А., Семашко А. Н. и др. Украинская и зарубежная культура: Уч. пособие. – К.: Знання, 2000, - 622с.8. Бойко О.Д. История Украины: Уч. пособие. – К.: Академвидав, 2004, - 655с.9. Попович М.В. Очерк истории культуры Украины. – К.: Просвещение, 1998, - 428с.