___________________________________________________________________________________
Самарканд - вечный город, ровесник Рима
В октябре 2005 года Генеральная конференция ЮНЕСКО приняла решение о праздновании 2750-летия Самарканда. Специальное Постановление Президента Республики Узбекистан предусматривает проведение большой подготовительной работы к юбилею города, который отмечается в 2007 году.
Города, подобно людям, имеют свое неповторимое лицо, свое сердце, свой характер, свою жизнь. Таков и Самарканд - один из древнейших городов мира.
Как и другим первым очагам человеческой цивилизации, - Вавилону и Мемфису, Афинам и Риму, Александрии и Византии - Самарканду суждено было пережить бурные события и потрясения.
Бурная, порой драматическая, и блистательная история была суждена Самарканду с первых дней его существования. Город видел на своих улицах и площадях полудиких саков и массагетов, железные "фаланги" греко-македонцев, орды жестоких каракитаев, перенес истребительное нашествие фанатичных арабских полководцев - последователей основателя исламской религии Мухаммеда. Огнем и мечом обрушились на его мирные дома кровавые орды Чингисхана. При завоевателе Тимуре Самарканд становится столицей мировой империи, простиравшейся от реки Инда до Босфора. А при великом ученом-астрономе Улугбеке город приобретает славу одного из выдающихся центров культуры и науки средневековья.
"Эдем Древнего Востока", "Драгоценная жемчужина исламского мира", "Рим Востока", "Руи замин" - "Лик земли" - такими пышными названиями наделяли Самарканд поэты, историки, средневековые географы Ирана, Индии, Китая, Византии, Египта. Бесценной сокровищницей культуры народов Востока справедливо называли и называют Самарканд.
Уже в самых старинных исторических документах и летописях Самарканд прославляется как средоточие научной мысли и высокой культуры. История города связана с именами выдающихся ученых и поэтов Востока - Рудаки, Алишера Навои, Джами, и, особенно, вошедшего наравне с Птолемеем, Галилеем, Джордано Бруно, Коперником в историю астрономии мученика науки выдающегося ученого Улугбека. Именно в знаменитой обсерватории, возведенной на холме на берегу канала Сиаб на окраине Самарканда, была собрана плеяда крупнейших представителей прогрессивной научной мысли; в их числе ученые с мировыми именами Гияс-ад-дин Джемшид Каши, Муин-ад-дин Казы-заде Руми, Али Кушчи. Именами их по праву гордятся народы Востока.
На протяжении веков древний город постоянно вовлекался в водоворот бурных, порой трагических событий. Периоды блестящего расцвета науки, культуры, искусства, ремесел, торговли сменялись под ударами полудиких, алчных захватчиков полным упадком. Бывали десятилетия, когда Самарканд лишался почти всего населения, и шакалы выли по ночам на некогда многолюдной площади Регистан. Но могучие жизненные силы вновь пробивались на поверхность, и город Фениксом вставал из пепла.
Современный Самарканд - второй город Узбекистана после Ташкента по численности населения и территории, промышленному значению, центр мирового туризма. Расположен в левобережной холмистой части среднего течения реки Зарафшан.
Сама природа одарила Самарканд прекрасным климатом и чистой водой - он раскинулся в одном из райских уголков земли узбекской.
______________________________________________________________________________---
Самарканд |
Самарканд - один из древнейших городов мира, ровесник Рима, оазис древнего Шелкового пути и столица великой империи Тимуридов, расположен в долине реки Зеравшан на юго-востоке Узбекистана. Город известен с середины 1 тысячелетия до н. э. и впервые упоминается в авестийских текстах как Марканд, столица богатой области Согд (Согдиана). Практически полностью разрушенный войсками Александра Великого, легендарный согдийский Афрасиаб был заново отстроен чуть в стороне от своего первоначального месторасположения, и снова становится центром провинции Ариана (один из титулов города - "Махфуза" можно перевести как "хранимый"). В IV в до н. э. Самарканд входит в состав империи Селевкидов, в II-I вв. до н. э. на этих землях процветает Бактрийской царство, а в начале нового тысячелетия регион попадает под власть Кушанского царства. В 712 году арабские войска под предводительством Кутейбы ибн-Муслима заняли город, но уже через год вспыхивает первое из народных восстаний, которые почти целый век сотрясали северо-восточные окраины халифата, и благодаря которым в 809 году Самарканд снова получает относительную независимость и становится крупнейшим городом региона. 17 марта 1220 г в Самарканд вступает войско Чингис-Хана, а после его смерти в 1227 году город становится резиденцией второго сына Чингис-Хана - Чагатая. С приходом к власти "Железного Хромца" Тимура город становится столицей (1370 г) его огромной империи и вступает в полосу невиданного культурного и экономического расцвета, продолжающегося и при внуке Тимура Улугбеке. В XIV-XV вв. возводятся цитадель и крепостные стены, прокладываются широкие улицы, возводятся грандиозные архитектурные ансамбли, а по периметру город опоясывается гигантским кольцом из 13 колоссальных парков и садов. Большинство из этих объектов до сих пор является основными символами города. Главная достопримечательность Самарканда - Регистан (Эль-Регистан, XV-XVII вв.), одна из красивейших площадей мира, окруженная таким количеством величественных древних зданий, минаретов и мавзолеев, что сама площадь кажется гигантским выставочным залом истории. Особенно впечатляюща на ней встреча восхода солнца, когда глубокие тени создают самые фантастические комбинации форм и проявляют самые незаметные на первый взгляд особенности узора филигранной резьбы по камню, украшающей стены и порталы окружающих площадь строений. Самарканд поражает убранством своих зданий-памятников, именно здесь искусство глазурованной облицовки достигло своей высшей точки - на многих старых сооружениях нет ни малейшего участка поверхности без декора. И такого безудержного обилия многоцветных орнаментальных росписей, позолоты и глазурованных облицовок, не знает ни одна архитектура мира ни до, ни после. Ярким примером служит медресе Тилля-Кари (XVII в), получившая даже название "Вызолоченная" благодаря интерьеру купольного зала, выполненного росписью "кундаль". Такого сплошного золочения столь огромных поверхностей не знали даже прославленные мастера халифата. Начав свой путь с Регистана, можно обойти весь старый город, познакомившись с такими уникальными памятниками культуры, как мавзолей Ишрат-Хона (здесь покоятся женщины из династии Тимуридов, XV в), обсерватория Улугбека (1428-1429 гг.), мавзолей Рухабад (Рухобод, усыпальница исламского мистика Бурханеддина Сагараджи, XIV в), мавзолей Ходжи Абди-Даруна (X-XVII вв.), мавзолей имама Аль-Бухари (IX-XIII вв., недавно полностью отреставрирован) с великолепной отделкой купола, и мавзолей библейского пророка Даниила (XIV в). Вокруг Регистана высятся медресе Улугбека (1417-1420 гг.), медресе Шер-Дор (1619-1636 гг.) и медресе Тилла-Кори (1646-1647). Культовым местом Самарканда является соборная мечеть Тимура - Биби-Ханым (самое большое средневековое сооружение в Центральной Азии, 1399-1404 гг.), неподалеку от которой находится мавзолей самого Тимура и его потомков - Гур-Эмир (Гури-Амир, 1403-1410 гг.), поражающий своими совершенными пропорциями и соразмерностью форм, напоминающих гигантский голубой тюльпан. Панели его внутренних стен выполнены из желто-зеленого мрамора, расписаны синей краской и отделаны позолотой так, что в подкупольном пространстве создается эффект мерцания и воздушности всего внутреннего объема усыпальницы. Также интересны городской Музей искусств, мавзолей Ак-Сарай (1470 г), мечеть Намозгох (XVII в), медресе Ходжа Ахрор (XV в), мавзолей Ходжа Абди Дарун (IX в), мавзолей Ак-Сарай (XV-XVI вв.), мавзолей Чупон Ата (1430-1440 гг.) и мечеть Хазрат-Хизр (Хазрати-Хызр, XIX в). С севера к городской черте примыкает городище Афрасиаб (VII-II вв. до н. э.), в южной части которого протянулся уникальный ансамбль усыпальниц Шохи-Зинда (1370-1449 гг.), образованная стоящими по обеим сторонам кенотафа (мнимой могилы) мусульманского святого Аббаса ибн-Куссама, мечетями и мавзолеями XI-XV вв. Здесь же расположен Музей Афрасиаба с обширным собранием археологических находок, сделанных на месте этого древнего города. Также обязательно стоить посетить городской рынок Чорсу (XVIII в), выбраться в близлежащий Ургут с его широко известным рынком и многовековыми чинарами, или посетить пещеру Хазрат-Дауда (так мусульмане зовут библейского царя Давида) в отрогах Туркестанского хребта, недалеко от поселка Аксай. |
Новь древнего города
Рустам Шагаев
Фото автора