Постройка палат Кикина началась в 1714 году и велась в два этапа. Первоначально здание было одноэтажным на подвалах с двухэтажной центральной частью. В 1720-х годах над боковыми одноэтажными крыльями был надстроен второй этаж. Фасады были декорированы во втором этаже парными пилястрами, в первом — одинарными. На фасаде, обращенном к Неве, окна на боковых ризалитах обрамлялись сложными фигурными наличниками. В Кикиных палата нашли свое воплощение стилевые основы «петровского барокко».
В 1733 году при постройке рядом с палатами казарм для полка Конной гвардии они были приспособлены под полковой лазарет и канцелярию. Большой зал использовали для полковой церкви. Ф.Б. Растрелли возвел над средней частью палат колокольню с куполом и крестом.
С именем Георга Иоганна Маттарнови связан выдающимся памятник петровской архитектуры — здание Кунсткамеры на Васильевском острове. Георг Иоганн, или Егор Иванович (по другим источникам — Иван Степанович) Маттарнови — архитектор, представитель немецкого барокко, много строивший в Дрездене. С 1714 года и до конца своей жизни он работал в Петербурге
Проект Кунсткамеры, бесспорно, разработал Маттарнови, хотя очень вероятно, что он использовал какие-то чертежи А. Шлютера. Здание представляет собой типично шлютеровскую монументальную композицию из двух симметричных корпусов — первоначально они были украшены фронтонами с волютами. В центре из стен, по-барочному изогнутых, вырастала ступенчатая башня. Она служила обсерваторией и была увенчана глобусом. Силуэт башни, наряду с Петропавловским собором, служил главной доминантой Петербурга петровского времени. Кунсткамера и сейчас является одним из главных компонентов невского пейзажа.
Заложенное в 1718 году и завершенное в 1734-м, здание Кунсткамеры имеет сложную историю. Его строительство осуществлялось архитекторами Н. Гербелем, Г. Кьявери и М. Г. Земцовым, несколько изменившими первоначальный проект Маттарнови.
После смерти Маттарнови в 1719 году строительство Кунсткамеры возглавил швейцарский архитектор Николаус-Фридрих Гербель (? — 1724), работавший в России с 1717 года, а после его кончины — итальянец Гаэтано Кьявери, или Киавери (1689—1770). Ему принадлежит в основном внутренняя отделка здания. В 1728 году Кунсткамера была торжественно открыта. Однако работы в здании на этом отнюдь не закончились — их продолжал Земцов.
Нарядность постройке придают двуцветная окраска, рустованные лопатки, ниши под окнами. Раньше в центре находился главный вход с высоким крыльцом и колоннами, поддерживавшими балкон второго этажа. Входные лестницы с крыльцами находились и на торцевых фасадах. Здание было украшено скульптурами, вазами и балюстрадами.
В 1747 году здание Кунсткамеры пострадало от сильного пожара и было восстановлено в 1754—1758 годах архитектором С.И.Чевакинским, упростившим его первоначальный облик. Чевакинского, таким образом, тоже с полным основанием можно причислить к соавторам Кунсткамеры. Сгоревшая вышка башни не была восстановлена (ее заново построили только в 1947—1948 годах). В последующие времена Кунсткамера претерпела дальнейшие изменения и дополнения.
При открытии Кунсткамеры сюда из палат Кикина был переведен первый российский естественнонаучный музей, начало которому положил Петр I. Государь собирал различные редкости и курьезные предметы. В коллекцию входили буддистские идолы, редкие минералы, чучела диковинных заморских животных, заспиртованные аномалии из собрания знаменитого голландского анатома Фредерика Руиша, приобретенного Петром, а также «монстры» и «уроды» — заспиртованные свидетельства патологических отклонений у людей и животных. Вход в музей был свободным, но люди, воспитанные в средневековых традициях, ходили в него с большой неохотой, потому каждого редкого посетителя угощали чаркой водки и закуской. Здесь также долгое время размещались Петербургская Академия наук и первая национальная Публичная библиотека.
Петергоф впервые упоминается в 1705 году как «попутный двор» и пристань для переправы на остров Котлин. В 1710-х годах здесь началось развернутое строительство дворцово-паркового ансамбля.
Композицию центрального ансамбля определяет Большой дворец, возвышающийся на естественном уступе и обращенный к морю. Первоначальный двухэтажный дворец был сооружен в 1714—1725 годах (арх. И. Ф. Браунштейн, М. Г. Земцов, Ж. Б. А. Леблон, Н. Микетти); в 1745—1755 годах он был перестроен Ф. Б. Растрелли в торжественных формах барокко с сохранением некоторых черт архитектуры петровского времени.
Среди интерьеров наиболее интересны кабинет Петра I с дубовыми резными панно (резчик Н. Пино), двусветный танцевальный зал (арх. Ф.Б.Растрелли), Тронный и Чесменский залы (арх. Ю. М. Фельтен).
Важнейшую роль в ансамбле играют регулярные парки: с южной стороны дворца Верхний сад с пятью фонтанами (в том числе «Нептун»), с северной — расположенный на узкой приморской полосе у подножия уступа Нижний сад (102,5 га; в плане — два перпендикулярных трезубца) с крупнейшим в мире комплексом фонтанов (водовод длинной 22 км, 1721—1724, инженер В. Туволков).
Декоративным подножием дворца служит Большой грот с обрамляющими его каскадами (Большой каскад). Украшенный в XVIII — начале XIX века многочисленными фонтанами, золочеными бронзовыми статуями (работы скульпторов Ф. Ф. Щедрина, Ф. И. Шубина, И. П. Мартоса, И. П. Прокофьева), барельефами (скульптор К. Б. Растрелли), вазами (по рис. арх. А. Н. Воронихина), Большой каскад спускается к бассейну — «ковшу», в центре которого монументальная статуя «Самсон, разрывающий пасть льва» (бронза, 1802 г., скульптор М. И. Козловский, в 1942 г. похищена немецкими оккупантами, в 1947 г. воссоздана скульптором B. Л. Симоновым); из львиной пасти вырывается мощная струя воды (высота 20 м.). По сторонам «ковша» расположены Большие (Итальянский и Французский) фонтаны и колоннады (1800—1803 гг., арх. Воронихин); в восточной части парка — «Шахматная гора» и два Римских фонтана, в западной — каскад «Золотая гора» (Марлинский) и два больших (Менажерных) фонтана.
От Большого каскада лучами расходятся прямые аллеи: две аллеи с фонтанами, обрамляющие канал, идут на север — от «ковша» к морю; радиальные аллеи ведут на северо-запад к фонтану «Ева» и павильону Эрмитаж (1721—1724 гг., арх. Браунштейн; на 2-м этаже зал) и на северо-восток к фонтану «Адам» и дворцовому комплексу «Монплезир» (1714—1725 гг., арх. Браунштейн, Леблон, Земцов и др.). Его интерьеры украшены росписью, резьбой по дереву, лаковыми панно работы русских мастеров, живописью. При дворце сад с пятью фонтанами. Вдоль Нижнего парка идут три аллеи, сходящиеся на западе к дворцу «Марли» (1720—1723 гг., арх. Браунштейн).
В конце XVIII — XIX веке был создан ряд пейзажных парков с дворцами и павильонами: Английский с Английским дворцом (1779—1794 гг., арх. Дж. Кваренги, классицизм); парк «Александрия» (1826—1829 гг., арх. А. А. Менелас) с постройками в псевдоготическом стиле (Коттедж, 1829 г., арх. Менелас), в середине XIX века — парки Александрийский, Колонистский, Луговой с эклектическими павильонами, дворцом «Бельведер» (1853—1856 гг., арх. А. И. Штакеншнейдер).
Глава III. Методика преподавания темы «Архитектура Петербурга XVIII века (Готика петровских времен)»
3.1. Анализ учебников, пособий и уроков по теме «Архитектура Петербурга XVIII века ( Готика петровских времен)»
Реализация художественно-эстетического образования на всех этапах обучения, включая профильный должна осуществляться, прежде всего, на основе программно-дидактического обеспечения, соответствующего новому содержанию и подходам в образовании. За основу берутся, прежде всего, учебники федерального уровня.
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2006/07 учебный год.
Автор (составитель), название, количество частей, класс | Год присвоения грифа | Издательство | Дополнительная информация издательства | |
Раздел I. НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ | ||||
Искусство | ||||
1 | Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство. 1 кл. | 2005 | Дрофа | Завершенная линия Кузина В.С., Кубышкиной Э.И. Комплект «Классическая начальная школа». Программа, рабочая тетрадь |
2 | Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство. 2 кл. | 2005 | Дрофа | Завершенная линия Кузина В.С., Кубышкиной Э.И. Комплект «Классическая начальная школа». Программа, рабочая тетрадь |
3 | Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство. 3 кл. | 2001 | Дрофа | Завершенная линия Кузина В.С., Кубышкиной Э.И. Комплект «Классическая начальная школа». Программа, рабочая тетрадь |
4 | Кузин В.С. Изобразительное искусство. 4 кл. | 2001 | Дрофа | Завершенная линия Кузина В.С., Кубышкиной Э.И. Комплект «Классическая начальная школа». Программа |
5 | Неменская Л.А. (Под ред. Неменского Б.М.). Искусство и ты. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 кл. | 2003 | Просвещение | Завершенная линия. Программа, рабочие тетради (2, 3, 4 кл.), Методические рекомендации (1–4 кл.) |
6 | Коротеева Е.И. (Под ред. Неменского Б.М.). Искусство и ты. 2 кл. | 2005 | Просвещение | |
7 | Горяева Н.А. и др. (Под ред. Неменского Б.М.). Искусство вокруг нас. 3 кл. | 2001 | Просвещение | |
8 | Неменская Л.А. (Под ред. Неменского Б.М.). Каждый народ – художник. 4 кл. | 2003 | Просвещение | |
9 | Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство. 1 кл. | 2005 | Просвещение | Завершенная линия. Программа, рабочие тетради (1, 2, 3, 4 кл.), Методические рекомендации (1, 2, 3, 4 кл.) |
10 | Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. | 2001 | Просвещение | |
11 | Шпикалова Т.Я. и др. | 2002 | Просвещение | |
12 | Шпикалова Т.Я. и др. | 2005 | Просвещение | |
Раздел II. ОСНОВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ | ||||
Искусство | ||||
1 | Горяева Н.А./Под ред. Неменского Б.М. Декоративно-прикладное изобразительное искусство в жизни человека. 5 кл. | 2003 | Просвещение | Соответствует обязательному минимуму содержания образования 1998 г. Программа, рабочая тетрадь, методические рекомендации |
Учебники по мировой художественной культуре для 10 – 11 классов.