Писатель | Произведение | Образ Петербурга |
Таблица №2
Название строения | Автор | Стиль |
2. Начало экскурсии по Санкт-Петербургу.
Давайте отправимся на экскурсию по Санкт-Петербургу. Но для начала вспомним историю рождения этого города.
“…На одном из островов устья Невы застучали топоры: здесь рубили деревянный городок. Этот городок Санкт-Петербург…”
- Назовите дату, считающуюся днем рождения Санкт- Петербурга? (16 мая 1703 г.)
- Санкт-Петербург происходит из трех слов. Каких? (Санкт – латинское “святой”, Петер – греческое “камень, скала”, “бург” – немецкое “замок, крепость”)
- Кого считают отцом Санкт-Петербурга? (Петра I)
- Что вы знаете о Петре 1? (учащиеся рассказывают о Петре I)
3. Петербург в произведениях.
Строительство города происходило стремительно, в первые годы город уже выглядел одним из самых красивых городов, но отношение к нему было разным. Сегодня мы вспомним каким видели Петербург писатели XIII-XIX вв. и еще раз увидим красивейшие великие памятники архитектуры в этом городе.
- Какой писатель в конце XIII века один из первых начал тему Петербурга и в каком произведении? (К. Батюшков “Прогулка в Академию художеств”)
- Какие чувства писатель испытывал к городу? (Восхищение красотой и совершенством архитектурного ансамбля Петербурга)
- Назовите писателей которые продолжили тему Петербурга в XIX в. (А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь, Н.А.Некрасов, Ф.М.Достоевский)
- В каком произведении А.С. Пушкин человек в Петербурге одинок, город сводит героя с ума? (“Медный всадник”)
- Пушкин продолжил тему Петербурга в своем знаменитом романе в стихах. Назовите роман. (“Евгений Онегин”) Каким город встает перед нами в романе? (Город в нем противоречив, двойственен)
- Кто написал “Петербургские повести” и “Мертвые души”? (Н.В.Гоголь)
- Каким Гоголь увидел город в своих произведениях? (Великолепие города отступает перед проблемами обезличивания человека; город холодный, равнодушный, он враждебен человеку.)
- Н.А.Некрасов нарисовал Петербург городом бедняков. Город и улицы символичны. Показывает город через уличные сцены. Пейзаж мрачен. Почему? (мнение учащихся)
- В каком произведении Ф.М.Достоевский сделал город соучастником преступления главного героя? (“Преступление и наказание”)
- Петербург писатель описал с помощью городского пейзажа, сцен уличной жизни и интерьера. Вспомните высказывание Достоевского по поводу города? (Большой город – дьявольское создание цивилизации – имеет пагубное влияние на душу человека…”)
4. Архитектура города.
Петербург недаром называют музеем под открытым небом – в городе собрана неповторимая коллекция архитектурных шедевров сразу нескольких эпох. Барокко, ампир, классицизм, модерн – по улицам города можно проследить весь путь развития архитектуры от XVIII века до современности. Каждое направление представлено во всём разнообразии, а стиль лучших архитекторов узнаваем и неповторим. В творчестве крупнейших русских архитекторов были воплощены лучшие национальные традиции русского зодчества, обогащаемые мировым наследием.
- Назовите памятники архитектуры и автора – по слайдам или картинам. (Никольский Морской собор Храм Воскресения Христова (второе название “Спас на крови” Почему? итальянец Варфоломей Варфоломеевич Растрелли)
- Какие еще памятники, построенные этим же архитектором в Петербурге вы знаете? (Зимний дворец. Смольный собор)
- Назовите стиль этих творений Растрелли? (Барокко)
- Что значит барокко? ([от итал. barocco, фр. baroque, - странный, неправильный] одно из главных направлений в искусстве, отличающееся тождественностью и фундаментальностью, многообразием и сложностью форм и рисунков.)
- Основоположником нового отличительного от барокко стиля считается В.И.Баженов и его ученик и последователь М.В.Казаков были автором многих памятников архитектуры в Москве. Назовите стиль и его особенности? (Классицизм)
- Гордостью русской архитектуры XVIII века стало творчество И.Е.Старова. Назовите одно из его лучших творений? (Таврический дворец)
- Здесь были похоронены все цари династии Романовых от Петра I до Александра III (кроме Петра II), русские царицы, многие великие князья. Назовите собор и автора? (Петропавловский собор, Д. Трезини)
XIX в. в архитектуре и скульптуре сохранял свои позиции классицизм с его пристальным вниманием к античному наследию как норме и идеальному образцу. В архитектуре его вершиной стал стиль ампир, который выражался в массивных формах с наличием скульптур, дополнявших архитектурное оформление зданий. Градостроительная фантазия в архитектуре обрела невиданный размах. Первая треть XIX в. стала высшей фазой в почти вековом развитии архитектуры русского классицизма. Ее наиболее крупные достижения связаны с творчеством О. Монферрана, А.Н.Воронихина, А.Д.Захарова и К.Росси.
- В 1811г., на главной магистрали Петербурга, Невском проспекте завершилось строительство собора, в котором в 1813г. был погребен главнокомандующий русскими войсками в Отечественной войне 1812г. Имя фельдмаршала? Название собора и автор? (Кутузов. Казанский собор. А.Н.Воронихин)
- Назовите собор, который олицетворял мощь и величие православия, силу России, ставшей по представлениям Русской Церкви, после падения Византии носительницей истинной веры Христовой? (О. Монферран Исаакиевский собор)
- В 1714 г. было построен здание для редкостей, это был первый естественно-научный музей в России. Первое название музея? (Кунсткамера)
- Назовите музей и автора? (Ж.Томон)
- Конец XIX в. К.И.Росси было построено это здание. О нем мечтал отец и лишь по велению сына в 1898г. было построено. Назовите здание и имена отца и сына? ( Русский музей. Отец Александр III, сын-Николай II)
- Какие ассоциации вызывает у вас у вас слово Санкт-Петербург, Петербург, Ленинград, когда вы слышите его? (Разнообразные ответы)
5. Итог урока.
Случаен ли цвет, выбранный для слайдов (картин)? (Нет, синий цвет символ воды, город построен на берегу Невы; желтый цвет – цвет болезни и одиночества; все перечисленный писатели показали, что Петербург – город одиночества.)
Большим, красивым, но холодным мы увидели Петербург на сегодняшнем уроке. Почему? (Ответы разнообразны, главное подчеркнуть в какой век мы рассматривали этот город)
Подведем итоги. У всех ли заполнены карточки правильно?
Сегодня вы хорошо поработали. Молодцы!
6. Домашняя работа:
Таблица №3
задание | варианты | ответ (обосновать) | |
1. “Люблю тебя, Петра творенье” | выбери правильный ответ | а) “Евгений Онегин”, б) “Медный всадник”, в) “Мертвые души” | |
2. “Не верьте Невскому проспекту” | выбери правильный ответ | а) “Евгений Онегин”, б) “Медный всадник”, в) “Мертвые души” | |
3. Начало строительства Петербурга | выбери правильный ответ | а) 16 мая 1703 год б) 16 августа 1703год в) 16 мая 1705год | |
4. Основание первого музея | выбери правильный ответ | а) 1703 год б) 1711 год в) 1714 год | |
5. Преобладание желтого цвета | выбери правильный ответ | а) “Преступление и наказание” б) “Мертвые души” в) “Медный всадник” | |
6. В.В.Растрелли | лишнее | а) Зимний дворец б) Таврический дворец в) Спас на крови | |
7. Казанский собор | автор | а) Воронихин б) Растрелли в) Старов | |
8. Основоположник классицизма в архитектуре | выбери правильный ответ | а) Казаков б) Баженов в) Растрелли | |
9. Странный, неправильный… | стиль | а) классицизм б) модерн в) барокко | |
10. Здесь был погребен Петр l | выбери правильный ответ | Казанский собор, Исаакиевский собор, Петропавловский собор |
Совершенно очевидно, что глубокие изменения в организации жизнедеятельности общества, которые связываются с появлением цивилизации, предполагают преобразования в самих условиях его воспроизводства. В основе базовых преобразований общества лежат общие законы развития - дифференциация, специализация, интеграция. В данном случае - это дифференциация, специализация, и интеграция деятельности (в её широком социокультурном определении) как условия функционирования общества в качестве саморазвивающейся системы. Именно дифференциация и специализация деятельности в соответствующей форме и на определённом уровне развитости структуры и содержания их привели на базе технико-технологического, производственного и интеллектуального прогресса к крупному общественному разделению (как разрушению системной целостности труда первобытного общества) труда во всей сложности реализации содержания этого процесса как революционной формы развития общества.