В работе с глиной заложены большие возможности для эстетического и художественного воспитания, а также для общего развития детей. Лепка является эффективным средством познания объемно-пространственных свойств действительности-важного фактора в общем развитии ребенка. Лепить-это значит изучать в пространстве, в объеме, с нескольких точек зрения, координировать движения руки со зрительным восприятием объекта, тренировать руки и глаза.
В современной культуре декоративно-прикладное искусство живет в своих традиционных формах. Именно благодаря этому, изделия народных мастеров сохраняют свои традиционные особенности и воспринимаются как носители целостной художественной культуры. Произведения декоративно-прикладного искусства формируют художественный вкус, создают эстетически полноценную среду, определяющую творческий потенциал личности.
Народное искусство-достояние не только взрослых, но и детей, поэтому так велика роль детских садов, где успешно ведется работа по ознакомлению детей с образцами народного творчества.
Изобразительное народное искусство обладает огромной силой эмоционального воздействия, является хорошей основой для формирования духовного мира ребенка. Народное искусство образно, красочно, оригинально по своему замыслу. Оно доступно детскому восприятию, так как несет в себе понятное содержание, которое конкретно, в простых лаконичных формах раскрывает ребенку красоту окружающего мира.
Орнаменты, используемые народными мастерами для росписи игрушек и посуды, включают в себя цветы, ягоды, листья, которые ребенок встречает в лесу, в поле, на участке детского сада. Под руководством педагога дети внимательно их рассматривают, рисуют и лепят по образцам народных изделий.
Народное декоративно-прикладное искусство должно войти в быт детского сада, радуя детей, расширяя их понятия о мире, воспитывая художественный вкус.
Понятно, что маленькому ребенку невозможно дать глубокое представление о народном искусстве, однако некоторые образцы национальных промыслов детям можно показать, которые могут стать ценным материалом для художественного воспитания каждого ребенка.
Дымковская игрушка порождена праздником, вобрала в себя все самые яркие приметы народной культуры: ее жизнерадостность, оптимизм, богатство фантазии, остроту реалистического обобщения, высокое мастерство. Она веселая, красивая по цвету, вызывает чувство радости и света, желание повторить эту красоту, сделать ее своими руками. Мир дымковской игрушки-это сказочный, нарядный мир красивых выразительных фигурок: животных, людей, птиц.
На примере этих игрушек мы знакомим детей с яркими палитрами красок, с веселой радугой цветов.
Округлая форма фигурок, обобщенные линии, силуэты, простота этой формы прочно закреплены традициями. Например, юбка барыни, веер индюшиного хвоста, толстые ножки конька, ветвистые рога оленя, можно перечеслять много особенностей, которые из поколения в поколение не меняются, передаются мастерами, которые доводят до нас эту необыкновенную красоту.
Вятская (дымковская) игрушка имеет огромное значение для выполнения творческих заданий детей, которые с удовольствием пробуют воплотить свои замыслы в лепке и рисовании.
С помощью игрушки проходит более полное ознакомление детей с народным прикладным искусством в форме тематических творческих заданий. В их чередовании присутствует определенная логика, последовательность, используется принцип от простого к постепенному нарастанию сложности приемов и навыков в работе.
Народная дымковская игрушка-одно из важнейших средств эстетического воздействия на детей. Красота росписи и выразительность формы вызывают у них чувства радости, восхищения, учат видеть и замечать прекрасное в окружающей жизни и природе.
В работе с детьми старшего дошкольного возраста ставим следующие задачи:
- познакомить с новым видом декоративно-прикладного искусства-дымковской игрушкой;
- сформировать знания об особенностях дымковской росписи, колорите, основных элементах узора;
- воспитывать детей на народных традициях (изобразительное искусство неотделимо от народной музыки и народного устного творчества);
- развивать у детей воображение и стремление к творчеству;
- воспитывать любовь и уважение, бережное отношение к изделиям народных промыслов;
- развивать чувство цвета и цветовое восприятие;
- развивать эстетическое восприятие;
- вызвать положительное эмоциональное отношение к народным игрушкам;
- закреплять приемы лепки: раскатывание глины, оттягивание, сплющивание, прищипывание;
- учить создавать изображение по мативам дымковских игрушек; лепить фигуру из целого куска глины;
- уметь различать произведения народного прикладного искусства;
- лепить предметы разной формы, используя усвоенные приемы и способы;
- создовать небольшие сюжетные композиции, передавая пропорции, позы и движения фигур;
- знакомство с художественными материалами и инструментами, приемами и способами работы.
1.3 Формы и методы ознакомления с глиняной игрушкой.
В старшей группе детского сада дается предметная, сюжетная и декоративная лепка. Каждый из этих видов может быть проведен по предложению воспитателя и по замыслу детей.
На занятиях по замыслу дети учатся самостоятельно выбирать тему для лепки, способы изображения, средства выразительности.
Для рассматривания детям предлагают народные игрушки, которые у разных народов имеют свое специфическое содержание и оформление. Так, дымковские игрушки расписаны ритмично и ярко, дагестанские расписаны тонким узором белого ангоба, узбекские глиняные игрушки часто оформляются налепами или углубленным рельефом. При рассматривании игрушки особое внимание детей направляется на пластику переходов от одной части к другой, на то, какими способами они вылеплены и оформлены. Для лучшего ознакомления детей с народной глиняной игрушкой проводятся дидактические игры : «Магазин игрушек» ( где ребенок угадывает игрушку по описанию других детей ) или « Устроим выставку дымковской игрушки» (из множества игрушек, выставленных на столе, дети отбирают лишь те, которые нужны для выставки ).
Прежде чем приступить к занятиям, воспитатель познакомит детей с историей промысла.
За годы существования промысла люди придумали множество новых игрушек. Сегодня большое место принадлежит композициям на темы городской жизни, в которых несколько фигурок обьединяются общим сюжетом : гуляния, ярмарки, катания на лодках, карусели. Но сохранились в производстве и все традиционные игрушки — барышни в платьях с кринолинами, дамы в пелеринах с зонтиками, кавалеры, солдаты, молодцы на конях.
Сырье для производства дымковской игрушки осталось прежним, как много лет назад, - красная глина, смешанная с просеянным песком. Фигурки лепят по частям, свертывая нужную форму из раскатанных в блин глиняных кусочков. Сначала лепят торс фигурок, затем к нему примазывают шарики ( головки и ручки ), соединяя их жидкой глиной. Следы для придания изделию ровной поверхности сглаживают влажной тряпкой. Готовые фигурки просушивают и прокаливают в печи. В давние времена обжиг важно было доверить опытной мастерице. Если фигурки вынимали из печи раньше времени, они могли рассыпаться, а если их передерживали, к ним не приставала грунтовка.
Затем игрушки белят мелом , разведенным в молоке, и раскрашивают. Раньше их расписывали анилиновыми красителями, замешанными на яйце с квасом, используя вместо кистей палочки и перья. Расписанная игрушка вновь покрывалась взбитым яйцом, что придавало блеклым анилиновым краскам блеск и яркость. Сегодня для росписи применяются темперные краски и мягкие колонковые кисти. Использование большого количества разных цветов ( до десяти ) придает дымковской игрушке особую яркость и нарядность. Обычно игрушка расписывается простым геометрическим орнаментом- это яркие пятна, круги, зигзаги, полосы, клетка. Смело сочетаются контрастные краски — синяя, красная, голубая, желтая, малиновая, зеленая — от четырех до десяти цветов. Когда-то использовались даже листочки сусального золота. Свистульки тоже лепят вручную, а отверстия прокалывают палочкой.
В старые времена работали, как говорили, «заводами»: одна мастерица делала юбку, другая- голову, третья лепила ведра, а потом все собиралось в одну фигурку. В наше время каждая мастерица делает игрушку целиком — от лепки до последних штрихов раскраски. Несмотря на жесткие правила росписи, каждый автор привносит в свои произведения собственный почерк и излюбленный колорит. Любая фигурка — это ручная работа, существующая в единственном экземпляре ; традиционно этот промысел не имеет серийного поточного производства.
Заинтересовав детей, мы привлекаем и родителей, которые с желанием участвуют в сборе материала по дымковской игрушке. Мы сделаем альбом совместно с родителями и детьми, подбирем рисунки из групп подготовительного дошкольного возраста, их работы, собирем игрушки мастеров со всего детского сада.
После знакомства детей с историей промысла мы сделаем небольшую выставку дымковских игрушек, которые имелись в группах и в детском саду. На этой красочной и музыкально оформленной выставке каждый ребенок выбирает понравившуюся ему игрушку и рассказывает о ней. Дети любуются ими, рассматривают работы, роспись на игрушках, играют с ними.
С детьми проводится беседы по теме «Дымковская игрушка», заучиваются стихи, загадки, пословицы и поговорки про дымковскую игрушку. Рассматривают иллюстрации в альбоме «Дымковская игрушка», в книгах с целью познакомить детей с народной игрушкой, вызвать желание нарисовать или слепить ее.