Среди сохранившихся произведений Андрея Рублева также фрески на тему «Страшный суд» в Успенском соборе во Владимире. В отличие от традиционного изображения образы Рублева полны человечности, без излишней суровости. Рублев написал несколько икон для иконостаса Троицкого собора Троице-Сер-гиевого монастыря. Его кисти принадлежат иконы апостолов Павла и Михаила. Последней работой Андрея Рублева называют роспись Спасского собора Андроникова монастыря (сохранились фрагменты орнаментов). Культура конца ^ля историко-культурного развития Русских
XV—XVI В1> земель конец XV—XVI вв. был переломным. Продолжалось образование единого Русского государства, страна окончательно освободилась от монголо-татарского ига, завершалось формирование русской народности. Это оказало существенное влияние на формирование культурных процессов.
В русской культуре усиливаются светские и демократические элементы. В литературе появляются произведения, поддерживающие новую государственную политику. Теория происхождения Русского государства нашла свое выражение в «Сказам/и о князьях Впадимирстиш и «Сказании о Владимире Мономахе». В них утверждалось, что русские государи ведут свое происхождение от римского императора Августа и, следовательно, имеют право на все Русские земли. Эту идею поддержала церковь, которая связала ее с идеей о Москве как о «третьем Риме». Игумен псковского Елизарова монастыря Филолей в своих посланиях великому князю Василию III писал, что прежде существовали два мировых центра христианства — Рим и Византия, которые пали из-за отхода от «истинного христианства». Правители Византии изменили истинному христианству (православию), заключив ушло с католической церковью, следствием .чего было завоевание Византии турками (1453). Москва, не при-знав Флорентийскую унию, стала новым мировым центром христианства, т.е. «третьим Римом». А «четвертому Риму не бывать», так как, по мнению церкви, может быть только «три мировых царства», после чего наступит «конец света». Тезис «Москва — третий Рим» служил обоснованием мирового значения Русского государства и православной церкви.
Получила дальнейшее развитие литература путешествий, которая до XV в. описывала хождения христианских паломников в святые места. В XV в. появились записки (дневники) тверского купца Афанасия Никитина о его путешествии в Индию — «Хождение за три моря». Это был первый европейский письменный труд о хозяйстве, обычаях, религии Индии.
К первой половине XVI в. относятся работы талантливого публициста дворянина Ивана Пересветова («Сказание о царе Константине», «Сказание о Магомете-Саптане», «Предсказания философов и докторов патин-ских о Царе Иване Васильевиче» и др.), в которых он изложил свою программу преобразований в стране. Идеал государственного устройства Пересветов видит в сильной царской власти: «Государство без грозы — что конь без узды», — утверждает он. Главную опору царя автор видит в лице поместного дворянства. Он предлагает возвышать людей не по богатству и знатности рода, а по заслугам.
За ограничение власти царя выступал в своих сочинениях сподвижник царя Ивана Грозного князь Андрей Курбский (1528— 1583), автор многих произведений, в том числе *Истории о великом князе Московском», в которых обличал деспотизм и жестокость царя. Интересна переписка Курбского с Иваном Грозным о путях развития Руси.
Хозяйственные и политические достижения России этого времени оказали заметное влияние на повышение уровня грамотности и просвещения, которые распространялись прежде всего среди феодалов и купечества. Встречались грамотные и среди крестьян. Грамоте обучали в частных школах в основном священники и дьячки. В школах изучали часослов и псалтирь, а в некоторых — начальную грамматику и арифметику.
Большую роль в истории культуры России сыграло такое новшество, как книгопечатание. Первые издания, появившиеся в 1553 г., не имели авторов и не датировались, до настоящего времени известно семь изданных тогда печатных памятников. Новый этап в книгопечатании наступил в 1563 г., когда на средства царской казны была устроена типография в Москве. Книгопечатание стало государственной монополией. Во главе типографии стояли дьяк Иван Федоров (1510—1583) и Петр Мстиславец. 1 марта 1564 г. была напечатана первая русская- датированная печатная книга — «Апостап». а в 1565 — «Часослов». Позже Иван Федоров и Петр Мстиславец переехали на Украину, затем в Литву, где продолжили свою просветительскую деятельность. В Москве книгопечатание продолжили их ученики — Никифор Тарасьев, Тимофей Невежа и его сын Андроник Тимофеев Невежа. Всего до конца XVI в. было напечатано около 20 книг церковно-религиозного содержания.
Среди литературных памятников того времени — огромный 13-томный свод церковной литературы «BeniKue МинеиЧепъи» («Ежемесячные чтения»). Это написанные митрополитом Макарием (1482—1564) жизнеописания русских святых, составленные по месяцам в соответствии с днями чествования каждого святого.
Создаются обобщающие летописные произведения, например, Лицевой Летописный свод — своеобразная всемирная история от сотворения мира до середины XVI в. Памятником русской исторической литературы является также «Степенная книга», составленная духовником Ивана IV (Грозного) Андреем. В ней излагается русская история от Владимира I Святославовича до Ивана IV. Книга составлена по материалам летописей, родословных книг и др.
Свод житейских правил и наставлений, возникших в среде новгородского боярства и купечества, содержит «Домострой» (XVI в.). Он защищал патриархальный уклад в семье и деспотическую власть главы семьи над ее членами. В книге давались советы, как быть бережливым, приберегать запасы и др. («а жена да убоится мужа своего»).
Архитектура конца XV—XVI вв. отразила возрастание международной роли русского государства. Наступает новый этап как в храмовом, так и в гражданском зодчестве. В строительстве наряду с русскими мастерами участвуют мастера из Италии, которая в то время была передовой страной Европы.
Создание русского централизованного государства со столицей в Москве было ознаменовано строительством на месте старого нового Кремля, ансамбль которого окончательно сложился в конце XV — начале XVI в. В это время в строительстве стали использовать кирпич и терракоту. Кирпичная кладка вытесняла традиционную белокаменную. В 1485—1495 гг. белокаменные стены Московского Кремля были заменены кирпичными.
По образцу Успенского собора во Владимире итальянским зодчим Аристотелем Фиораванти был сооружен новый Успенский собор. Храм поражает красотой пропорций, лаконизмом художественных средств. Русские летописи писали об Успенском соборе, что он «чуден величеством и высотою, и светлостию, и звонностию, и пространством». Успенский собор стал классическим образцом монументального храмового зодчества XVI в.
В 1484—1489 гг. псковскими мастерами был построен Благовещенский собор ('домовая церковь великих князей) и церковь Ризположения.
Итальянским архитектором Алевизом Новым в 1505—1508 гг. был возведен Архангельский собор. В его внешнем виде уже ярко выразился светский стиль архитектуры. Основная конструкция — традиционная: крестово-купольный пятиглавный храм с шестью столбами, поддерживающими своды. Однако в наружном оформлении архитектор отошел от древнерусской традиции и использовал богатые архитектурные украшения (декор) итальянского Ренессанса. Архангельский собор был храмом-усыпальницей, куда перенесли гробницы всех великих князей, начиная с Ивана Калиты, здесь хоронили всех великих московских князей, а затем — царей до Петра I.
В Московском Кремле возводились также и светские постройки, в том числе и Княжеский дворец, состоящий из отдельных построек, связанных между собой переходами, крыльцами, сенями. От этого дворца сохранилась Грановитая палата, построенная итальянскими архитекторами Антонио Солари и Марко Руффо в 1487—1491 гг. Грановитая палата (названная так потому, что снаружи выложена большими гранеными камнями) предназначалась для торжественных дворцовых церемоний и приемов иноземных послов, служила в качестве тронного зала. Это просторное квадратное помещение с мощным столбом посредине, на который опираются четыре крестовых свода.
Архитектурным центром Московского Кремля стал «Иван Великий* — столпообразная церковь-колокольня И. Лествичника надстроена в 1600. В XVII в. были построены Теремный дворец, Патриарший дворец и ряд небольших храмов (в XVIII в. — здание Сената, в XIX в. — Большой Кремлевский дворец и Оружейная палата).
В XVII в. башни Московского Кремля получили существующие ныне ярусные и шатровые завершения. Среди башен наиболее значительная — Спасская, на ней часы — Кремлевские куранты (часы с боем). На территории Кремля хранятся памятники русского литейного искусства Царь-пушка (XVI в.) и Царь-колокол (XVIII в.).
В законченном живописном ансамбле Московского Кремля воплотились идеи величия и силы единого Русского государства.
Продолжилось храмовое строительство и в других городах. Монументальные соборы воздвигнуты в Волоколамске, Дмитрове, Угличе, Ростове и в больших монастырях — Кирилло-Белозерском и др.
Развивалось также и другое направление в зодчестве, связанное со строительством небольших посадских и вотчинных храмов. К этому времени была изобретена новая система кирпичных перекрытий — кресчатого свода, что позволило строить небольшие бесстолпные храмы. В архитектуре этих храмов более отчетливо выделялись светские элементы.