Наивысшим достижением русской архитектуры XVI в. стало строительство храма шатрового типа, в котором наиболее ярко выразилось национальное своеобразие русских традиций, основанных на деревянном зодчестве. Церковь Вознесения в селе Коломенском под Москвой (1530—1532) стала первым на Руси новым типом строения и по форме, и по высоте (около 60 м). Храм был построен в честь рождения наследника престола Василия III — будущего царя Ивана Грозного.
Вариантом шатрового храма стал Покровский собор (собор Покрова на рву), получивший название собора Василия Блаженного — по имени известного московского юродивого, погребенного под одним из его приделов. Построенный в 1555—1560 гг. русскими зодчими Бармой и Постником в честь взятия Казани, собор представляет собой группу из девяти столпообразных (столпных) храмов, размещенных на общем постаменте — высоком подклете и объединенных внутренними переходами и наружной галереей — гульбищем. Центральный храм увенчан большим шатром, вокруг которого расположились купола восьми приделов. Все они имеют форму восьмерика, идущего от традиций русского деревянного зодчества. Архитектурно-декоративное убранство собора богато и разнообразно. Живописность композиции и пышность наружного убранства, а также малая площадь отдельных приделов, где одновременно могут находиться гапъ-шесть человек, свидетельствуют о том, что собор замышлялся как храм-памятник. Он рассчитан в основном на внешнее восприятие.
В XVI в. огромный размах получило крепостное строительство (строительство крепостей). Были построены кремли в Нижнем Новгороде, Туле, Коломне, Зарайске, Серпухове и других русских городах.
В Москве в 1535—1538 гг. была возведена вторая линия укреплений, которая опоясала торгово-ремесленную часть столицы — Китай-город. В 1585—1593 гг. архитектором Петроком Малым была воздвигнута третья линия каменных укреплений Москвы — Белый город. Работами этими руководил известный мастер Федор Конь. В 1595—1596 гг. он построил Смоленский кремль, в архитектуре которого сочеталось техническое совершенство и изящество оформления. Последняя линия внешнего укрепления Москвы — деревянные стены на Земляном валу (ныне Садовое кольцо) — «Скородом» были поставлены в конце XVI в. в связи с набегами крымских татар.
Мощные стены и башни были выстроены и во многих монастырях, ставших укреплениями. В окрестностях Москвы такими были монастыри: Новодевичий, Пафнутьево-Боровский, Троице-Сергиев, Иосифо-Волоколамский, на Севере — Кирилло-Бело-зерский, Соловецкий и др.
Живопись конца XV—XVI вв. представлена произведениями талантливого русского мастера Дионисия (ок. 1440—1502/03). Он обладал огромной силой художника и неистощимой творческой фантазией. В 70-е гг. XV в. Дионисий создал росписи и иконы в соборе Пафнутьево-Боровского монастыря под Москвой. Совместно с группой мастеров он расписывал Успенский собор в Московском Кремле (росписи сохранились фрагментарно). Их сюжеты — образы мучеников, погибших за веру, отражают идею защиты Отечества
Позже Дионисий работал в Иосифо-Волоколамском монастыре, в последние годы жизни вместе с сыновьями Владимиром и Феодосием расписал собор Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря в Белозерском крае, о чем свидетельствует надпись на храме. Это редкий случай, когда фрески сохранились почти полностью в первозданном виде. Выполнено около 25 композиций на тему Богородицы («Собор Богородицы», «Похвала Богородице», «Акафист Богородице»^ и др.). Фрески создают праздничное настроение в основном за счет колорита — нежных полутонов: бирюзовых, бледно-зеленых, светло-розовых и других тонов, объединенных ярко-лазурным фоном. Фрески представляют собой многофигурные композиции на фоне пейзажей с далекими светлыми горками и тонкими деревьями.
Дионисий с учениками написал также иконостас этого собора. Кисти самого Дионисия принадлежит икона «Богоматерь Одигитрия» (Путеводителышца).
Работы Дионисия — иконы и фрески — отмечены утонченным рисунком, изысканным колоритом, пышной декоративностью, отличаются праздничностью и нарядностью, светлой радостью.
Постепенно расширяется круг тем живописи, возрастает интерес к нецерковным сюжетам, особенно историческим. Развился жанр исторического портрета, хотя изображение реальных лиц носит все еще условный характер. Интересна в этом плане роспись галереи Благовещенского собора Московского Кремля. Наряду с традиционными изображениями святых и московских князей появляются портреты византийских императоров и античных мудрецов: Гомера в русском платье, Вергилия — в мантии и широкополой шляпе, Плутарха, Аристотеля и др.
Живопись конца XV—XVI в. характеризуется растущим интересом к реальным историческим лицам и событиям. Эта же мотивы начинают проникать и в другие виды культуры.
Успешно развивается декоративно-прикладное искусство. Памятники XVI в. русской резьбы по дереву — «Монотхов трон» Ивана Грозного в Успенском соборе, царские врата, резные иконостасы. В шитье вместо шелковых нитей используются металлические — золотые и серебряные, широко применяется жемчуг, драгоценные камни.
В XVI в. развивается и искусство литья, русские мастера изготовляют мелкую утварь, льют колокола.
Выдающийся памятник прикладного искусства этого времени — царский венец — шапка Мономаха, в которой впервые в истории Руси венчался в 1547 г на царство Иван IV.
Культура Московской Руси XIV—XVI вв. переживала подъем, связанный с разгромом Золотой Орды и созданием единого Русского государства с центром в Москве. Это нашло свое отражение в развитии всех направлений культуры — в литературе, зодчестве, живописи, декоративно-прикладном искусстве, а также в росте грамотности и просвещении, чему способствовало появление книгопечатания.