Смекни!
smekni.com

Культура древней руси 4 (стр. 3 из 3)

Наивысшим достижением русской архитектуры XVI в. стало строительство храма шатрового типа, в котором наиболее ярко вы­разилось национальное своеобразие русских традиций, основан­ных на деревянном зодчестве. Церковь Вознесения в селе Коломен­ском под Москвой (1530—1532) стала первым на Руси новым ти­пом строения и по форме, и по высоте (около 60 м). Храм был по­строен в честь рождения наследника престола Василия III — бу­дущего царя Ивана Грозного.

Вариантом шатрового храма стал Покровский собор (собор По­крова на рву), получивший название собора Василия Блаженного — по имени известного московского юродивого, погребенного под одним из его приделов. Построенный в 1555—1560 гг. русскими зодчими Бармой и Постником в честь взятия Казани, собор пред­ставляет собой группу из девяти столпообразных (столпных) хра­мов, размещенных на общем постаменте — высоком подклете и объединенных внутренними переходами и наружной галереей — гульбищем. Центральный храм увенчан большим шатром, вокруг которого расположились купола восьми приделов. Все они имеют форму восьмерика, идущего от традиций русского деревянного зодчества. Архитектурно-декоративное убранство собора богато и разнообразно. Живописность композиции и пышность наружного убранства, а также малая площадь отдельных приделов, где одно­временно могут находиться гапъ-шесть человек, свидетельствуют о том, что собор замышлялся как храм-памятник. Он рассчитан в основном на внешнее восприятие.

В XVI в. огромный размах получило крепостное строительство (строительство крепостей). Были построены кремли в Нижнем Новгороде, Туле, Коломне, Зарайске, Серпухове и других русских городах.

В Москве в 1535—1538 гг. была возведена вторая линия укреп­лений, которая опоясала торгово-ремесленную часть столицы — Китай-город. В 1585—1593 гг. архитектором Петроком Малым была воздвигнута третья линия каменных укреплений Москвы — Белый город. Работами этими руководил известный мастер Федор Конь. В 1595—1596 гг. он построил Смоленский кремль, в архитектуре кото­рого сочеталось техническое совершенство и изящество оформле­ния. Последняя линия внешнего укрепления Москвы — деревян­ные стены на Земляном валу (ныне Садовое кольцо) — «Скородом» были поставлены в конце XVI в. в связи с набегами крым­ских татар.

Мощные стены и башни были выстроены и во многих мона­стырях, ставших укреплениями. В окрестностях Москвы такими были монастыри: Новодевичий, Пафнутьево-Боровский, Троице-Сергиев, Иосифо-Волоколамский, на Севере — Кирилло-Бело-зерский, Соловецкий и др.

Живопись конца XV—XVI вв. представлена произведениями та­лантливого русского мастера Дионисия (ок. 1440—1502/03). Он об­ладал огромной силой художника и неистощимой творческой фан­тазией. В 70-е гг. XV в. Дионисий создал росписи и иконы в собо­ре Пафнутьево-Боровского монастыря под Москвой. Совместно с группой мастеров он расписывал Успенский собор в Московском Кремле (росписи сохранились фрагментарно). Их сюжеты — обра­зы мучеников, погибших за веру, отражают идею защиты Отечества

Позже Дионисий работал в Иосифо-Волоколамском монасты­ре, в последние годы жизни вместе с сыновьями Владимиром и Феодосием расписал собор Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря в Белозерском крае, о чем свидетельствует надпись на храме. Это редкий случай, когда фрески сохранились почти пол­ностью в первозданном виде. Выполнено около 25 композиций на тему Богородицы («Собор Богородицы», «Похвала Богородице», «Акафист Богородице»^ и др.). Фрески создают праздничное настроение в ос­новном за счет колорита — нежных полутонов: бирюзовых, бледно-зеленых, светло-розовых и других тонов, объединенных яр­ко-лазурным фоном. Фрески представляют собой многофигурные композиции на фоне пейзажей с далекими светлыми горками и тонкими деревьями.

Дионисий с учениками написал также иконостас этого собора. Кисти самого Дионисия принадлежит икона «Богоматерь Одигитрия» (Путеводителышца).

Работы Дионисия — иконы и фрески — отмечены утонченным рисунком, изысканным колоритом, пышной декоративностью, от­личаются праздничностью и нарядностью, светлой радостью.

Постепенно расширяется круг тем живописи, возрастает инте­рес к нецерковным сюжетам, особенно историческим. Развился жанр исторического портрета, хотя изображение реальных лиц но­сит все еще условный характер. Интересна в этом плане роспись галереи Благовещенского собора Московского Кремля. Наряду с традиционными изображениями святых и московских князей по­являются портреты византийских императоров и античных мудре­цов: Гомера в русском платье, Вергилия — в мантии и широкопо­лой шляпе, Плутарха, Аристотеля и др.

Живопись конца XV—XVI в. характеризуется растущим инте­ресом к реальным историческим лицам и событиям. Эта же моти­вы начинают проникать и в другие виды культуры.

Успешно развивается декоративно-прикладное искусство. Па­мятники XVI в. русской резьбы по дереву — «Монотхов трон» Ивана Грозного в Успенском соборе, царские врата, резные иконостасы. В шитье вместо шелковых нитей используются металлические — золотые и серебряные, широко применяется жемчуг, драгоценные камни.

В XVI в. развивается и искусство литья, русские мастера изго­товляют мелкую утварь, льют колокола.

Выдающийся памятник прикладного искусства этого времени — царский венец — шапка Мономаха, в которой впервые в исто­рии Руси венчался в 1547 г на царство Иван IV.

Культура Московской Руси XIV—XVI вв. переживала подъем, свя­занный с разгромом Золотой Орды и созданием единого Русского го­сударства с центром в Москве. Это нашло свое отражение в развитии всех направлений культуры — в литературе, зодчестве, живописи, де­коративно-прикладном искусстве, а также в росте грамотности и просвещении, чему способствовало появление книгопечатания.