Смекни!
smekni.com

Культура древней руси 4 (стр. 1 из 3)

Сo второй половины XIV в. начинается подъем русской культуры, обусловленный успехами хозяйственного развития и первой крупной по­бедой над иноземными завоевателями в Куликовской битве (1380). Это событие стало важным шагом на пути освобождения страны от монголо-татарского ига. Возрождаются старые и развиваются новые центры хозяйственной жизни и культуры. Определяется ве­дущая роль Москвы, привлекающей все новых жителей благодаря центральному расположению в северо-восточной Руси и наличием удобных речных и сухопутных торговых путей. Москва возглавляет борьбу за объединение Русских земель, возрастает ее влияние как одного из культурных центров. Московские князья принимают титул Великих князей Всея Руси.

Борьба русских людей с иноземными захватчиками — основная тема литературных произведений того времени. Это летописная Совесть о взятии Батыем города Владимира», «Слово о погибели Русской зем­ли», «Повесть о разорении Рязани Батыем». В них рассказывается о гибе­ли русских городов, смелости и мужестве русских воинов.

Литературным памятником того времени стало «Житие Александ­ра Невского». В поэтической форме в нем рассказывается о Невской битве, Ледовом побоище, об отношениях Александра Невского (ок. 1220—1263) с Золотой Ордой и о смерти князя. Воспеваются его подвиги во славу земли Русской.

В «Сказании о граде Китеже» повествуется о том, как после гибели защитников град Китеж стал невидимым, чтобы его не захватили враги. Лишь изредка город возникает как отражение в озере Свет-лояре, при этом слышится звон городских колоколов.

Победе на Куликовом поле посвящено наиболее выдающееся произведение этого времени «Задонщина» (от места битвы — за До­ном), написанное в жанре исторической повести рязанцем Сафо-нием в конце XIV в. Автор сопоставляет события современной ему жизни с событиями, описанными в «Слове о полку Игореве». Победа на Куликовом поле — это как бы отмщение за поражение войск Иго­ря Святославовича. Эта победа восстановила славу и могущество Русской земли. К Куликовскому циклу относится и «Сказание о Ма­маевом побоище» (первая половина XV в.). Для произведения харак­терны художественная выразительность и идейность. Оно выдер­живает сравнение со «Словом о полку Игореве» и его ставят в один ряд с шедеврами европейской литературы эпохи Возрождения.

Широкое развитие получило зодчество, в первую очередь в Новгороде и Пскове — городах, политически менее зависимых от монгольских ханов. В XIV—XV вв. Новгород был одним из круп­нейших центров развития искусства, экономической и политиче­ской жизни. Русские зодчие того времени продолжали традиции архитектуры домонгольского периода. Они использовали кладку из грубо отесанных известняковых плит, валунов и частично кирпича Такая кладка создавала впечатление силы и мощи. Эту особен­ность новгородского искусства так отметил академик И. Э. Гра­барь: «Идеал новгородца — сила, и его красота — красота силы».

Результат новых исканий и традиций старого зодчества про­явился в храмовой архитектуре XTV в. Это церковь Спаса на Кова­леве и церковь Успения на Волотовом поле (разрушена во время Ве­ликой Отечественной войны). Образцы нового стиля — церковь Федора Стратилата и церковь Спаса Преображения на Ильине улице. Для этого стиля характерны нарядное внешнее убранство храмов, украшение фасадов декоративными нишами, скульптур­ными крестами, а ниш — фресками. Церковь Спаса Преображе­ния, расположенная в торговой стороне Новгорода, представляет собой типичный крестово-купольный храм в четыре мощных стол­па и одной главой.

Одновременно с храмовым в Новгороде велось и крупное гра­жданское строительство. Новгородские мастера совместно с не­мецкими построили Грановитую палату для торжественных прие­мов и заседаний Совета господ. Новгородские бояре строили себе каменные палаты с коробовыми сводами. В 1302 г. в Новгороде был заложен каменный кремль, который впоследствии неодно­кратно перестраивался1.

Другим крупным хозяйственным и культурным центром в то время был Псков. Город напоминал крепость, архитектура зданий — суровая и лаконичная, почти полностью лишенная декоратив­ных украшений. Длина стен большого каменного кремля составля­ла почти 9 км. Псковские строители создали особую систему пере­крытия зданий со взаимно перекрещивающимися арками, что впоследствии дало возможность освободить храм от столбов. Псковские мастера завоевали на Руси всеобщую известность и оказали большое влияние на московское строительство.

В Москве каменное строительство началось во второй четверти XTV в. К этому времени относится сооружение белокаменной кре­пости Московского Кремля — древнейшей центральной части го­рода на Боровицком холме, на левом берегу реки Москвы. В 1366—1367 гг. по указу князя Дмитрия (позже Донского) были воз­ведены стены и башни из белого камня (известняка, который про­возили из подмосковного села Мячково). В 136S г. был построен белокаменный собор Чуда Архангела Михаила, у юго-восточного крыла был возведен придельный храм Благовещения. В последую­щее время на территории Московского Кремля были возведены новые храмовые и гражданские строения.

Велось строительство и в других городах — Коломне, Серпухове, Звенигороде. Крупнейшей постройкой того времени был Успенский собор в Коломне — шестистолпный городской собор, поднятый на высоком подклете, с галереей. Древнейшие сохранившиеся памят­ники московского зодчества — Успенский собор в Звенигороде, со­бор Саввина Сторожевского монастыря близ Звенигорода и Троиц­кий собор Троице-Сергиевого монастыря, Спасский собор Андроникова монастыря.

Новым направлением в московской архитектуре стало стрем­ление к преодолению «кубичности» и созданию новой, устремлен­ной вверх композиции здания за счет ступенчатого расположения сводов.

История русской живописи XIV—XV вв. так же, как и зодчест­ва, стала естественным продолжением истории живописи домон­гольского периода. Иконопись развивается также в Новгороде и Пскове. Новгородская иконопись в XIV в. в отличие от фресок развивалась медленно. На иконах писалось, как правило, едино­личное изображение святого. Если же на одной иконе писалось несколько святых, их не связывало какое-либо действие, они изо­бражались фронтально. Этим достигалась сила воздействия. Нов­городские иконы этого периода характеризуют лаконичная компо­зиция, четкий рисунок, чистота красок, безупречная техника.

Широкое распространение наряду с иконописью получила фреска — живопись по сырой штукатурке красками, разведенными на воде. Стенную живопись на Руси этого времени относят к «золотому веку». В XIV в. фресковая живопись оформляется ком­позиционно, пространственно, вводится пейзаж, усиливается пси­хологизм изображения. Особенно проявились эти новшества в знаменитых новгородских фресках церкви Федора Стратилата и церкви Успения на Волотовом поле.

Особое место среди художников XTV—XV вв. занимает гени­альный Феофан Грек (ок. 1340 —после 1405). Родом из Византии, он обошел в скитаниях Византию, Крым, где расписывал церкви в Константинополе, Галате, Халкедоне, Кафе (Феодосии). На Руси его талант проявился с наибольшей силой. Произведения Феофана Грека — фрески, иконы — отличаются монументальностью, силой и драматической выразительностью образов, смелой и свободной живописной манерой.

В творчестве Феофана Грека на Руси выделяются два периода: новгородский и московский. В первом он выступает смелым нова­тором, бунтарем, создает редкие по одухотворенности произведе­ния. В московский период творчество Феофана Грека характери­зует его уже как художника, обретшего спокойствие и уравнове­шенность.

В Новгороде Феофан Грек расписал церковь Спаса на Ильине улице. Эти росписи сохранились фрагментарно. Характеристика изображенных святых отмечена строгой индивидуальностью, каж­дая фигура живет обособленной жизнью, наполнена внутренним движением. Феофан Грек воплотил в своих персонажах одухотво­ренность человека, его внутреннюю силу.

В Москве Феофан Грек расписывает церковь Рождества Бого­родицы с приделом Лазаря. Расписывает также Архангельский со­бор в Кремле, вместе со старцем Прохором с Городца и Андреем Рублевым — Благовещенский собор в Кремле. Для иконостаса этого собора он использовал доски высотой более 2 м. Феофан Грек создал в Москве мастерскую, которой приписывают икону Богоматери Донской с Успением на обороте и др.

Другим выдающимся художником этого времени был русский изограф Андрей Рублев (ок. 1360/70—1427/30) — монах Андронико­ва монастыря, в котором он умер и похоронен. Его творчество знаменовало подъем русской культуры периода создания центра­лизованного Русского государства и возвышения Москвы. При нем московская школа живописи достигает своего расцвета. Про­изведения Андрея Рублева отличают глубокая человечность и воз­вышенная одухотворенность образов, идея согласия и гармонии, совершенство художественной формы.

Андрей Рублев участвовал в создании росписи и икон в старом Благовещенском соборе в Московском Кремле, Успенском соборе во Владимире, Троицком соборе в Троице-Сергиевой лавре, Спас­ском соборе Андроникова монастыря.

В отличие от творчества Феофана Грека искусство Андрея Руб­лева проникнуто возвышенно-светлым настроением, состоянием душевной гармонии, оно отражает радостное отношение к миру, спокойствие, безмятежность. Характерная черта его стиля — лири­ческая умиротворенность, его персонажи мягче, человечнее, чем у Феофана Грека.

Наиболее известное его произведение, совершенное по испол­нению — икона «Троица*. Она была написана для иконостаса Тро­ицкого собора в Троице-Сергиевом монастыре. На иконе с редкой художественной силой выражена туманистическая идея согласия и человеколюбия, дан обобщенный идеал нравственного совершен­ства и чистоты. Образ Бога в трех лицах представлен в облике трех ангелов, все три фигуры составляют круговую композицию вокруг чаши. Душевная чистота, ясность, выразительность, просветлен­ные чистые тона, особенно «голубец», прозрачно-зеленый, золоти­стый, единый ритм линий с большой силой воплощают идею гар­монии и святости.