Медную и оловянную руду плавили отдельно, а позднее, уже при отливке того или иного предмета, добавляли необходимое количество олова в медь. Об этом свидетельствуют находки Г. Н. Щербы в нижней части участка Сая-Су шлаков плавок с шариками металлического олова.
Остатки литейных мастерских зафиксированы на поселениях Мало-Красноярска, Алексеевское, Новоникольское, Петровка II. Здесь в каменных и глиняных литейных формах разнообразной конструкции отливалось большинство орудий хозяйственного и бытового назначения: серпы вислообушные топоры, кинжалы и ножи, наконечники копий и стрел. Украшения большей частью изготовлялись посредством ковки, чеканки, теснения.
Богатство недр Казахстана месторождениями олова и меди, а также широкое их использование в эпоху бронзы привело к замене большей части каменных орудий и оружия бронзовыми.
В горном деле сохранилась роль каменных орудий (молоты, клинья, кайлы) , хотя и здесь стали уже появляться бронзовые кирки, молоты. В основном камень теперь шел на выделку тех орудий и изделий, которые и в последующие исторические эпохи изготовляли из камня: зернотерки, куранты, ступы, песты, терки, грузила, краскотерки.
Наряду с металлическими и каменными орудиями в быту употреблялись и костяные предметы, предварительно кость распаривали в кипящей воде в глиняных сосудах - карчагах, после чего она становилась гибкой, мягкой, обезжиренной и легко поддавалась обработке. Высохнув, кость вновь приобретала присущие ей свойства: твердость, упругость.
Заключение II Древнее скотоводство было экстенсивным. Освоение и расширение площади пастбищ, выведение и выращивание таких видов животных, как лошадь, овца, выносливых и способных к теневке (добывать зимой корм из-под снега и переходить на большие расстояния) , привело к увеличению стада. На позднем этапе эпохи бронзы, в степных районах Казахстана скотоводство становится основной отраслью хозяйства и принимают формы, близкие к кочевому скотоводству. Переход к продуктивному скотоводству был прогрессивным явлением. Как новое "средство труда", как орудие производства скот давал пастушеским племенам большие преимущества в производстве материальных благ. увеличились запасы мясомолочных продуктов, появились новые виды их (сыр, творог) , расширились домашние промыслы (изготовление кожаных и шерстяных изделий) Земледелие по своему характеру оставалось примитивным и играло подсобную роль по сравнению со скотоводством, но оно служило важным источником получения продуктов питания.
Материал, характеризующий стадии развития культуры эпохи бронзы во всех районах ее распространения на территории Казахстана, свидетельствует об изменении типа хозяйства: племена эпохи бронзы переходили от придомного пастушеского к яйложному, а затем и кочевому скотоводству.
Самые разнообразные предметы из различного материала (металла, камня, кости, ракушек) свидетельствуют о том, что племена эпохи бронзы на территории Казахстана достигли высокого мастерства в изготовлении орудий труда, оружия, украшений, предметов быта, они хорошо владели техникой литья, чеканки, тиснения, шлифования и полирования, умели наносить орнамент на издании из твердого материала.
III. Верование и культ.
III. 1. Культ предков
У племен эпохи бронзы широко были распространены культ предков и вера в загробную жизнь. Они старались умилостивить дух предка, надеясь на его покровительство, помощь, защиту. Поэтому племена эпохи бронзы стремились как можно лучше снабдить покойника пищей, одеждой, орудиями труда, украшениями, необходимыми в загробной жизни. Ему сооружали могилу, которая имитировала жилье, спустя некоторое время к ней приносили дополнительную пищу, зарывая ее около ящика.
В то время появились различные ограждения, ограды, которые нельзя перейти. Скотоводы-земледельцы сооружали их сначала для скота и для защиты посевов от диких и домашних животных, а затем на могиле умершего, чтобы преградить покойнику выход из могилы.
В эпоху бронзы возникает ритуал жертвоприношения. Специальные жертвенные места располагались около поселений. Они представляют собой круг из камней или земляной холмик. При раскопке ритуальных мест выявлены остатки обуглившегося зерна, зернотерки, кости животных, зольные пятна, обломки сосудов, пестов.
В погребениях разных периодов эпохи бронзы встречены зубы хищных животных (волка, лисицы) , домашних (собаки, лошади) , которые являлись не только украшениями, им, видимо, придавали какой-то магический смысл, считали амулетами, "оберегами", которые охраняли человека от злых духов и передавали часть своей силы самому человеку.
III. 2. Культ космогонических сил Жизнь и благосостояние племен эпохи бронзы всецело зависит от природы, и человек одухотворил ее силы. Это было, прежде всего, солнце, огонь, животный и растительный мир. Солнце и огонь посылают тепло - все это связывается с добрыми, могущественными духами. Символы солнечного божества можно видеть на украшениях бляшках - нашивках с орнаментом в виде лучей, отходивших от центра во все стороны.
В эпоху бронзы широко применялся обряд захоронения, когда труп посыпали красной охрой или опускали кусок красной охры в могилу. Красный цвет означал огонь и наряду с солнцем имел магическую силу, способность защищать от злых духов. Одновременно красная краска являлась символом крови, которая также наделялась сверхъестественной силой.
На позднем этапе эпохи бронзы с развитием новой формы хозяйства - кочевого скотоводства - вместе с культом солнца появилось поклонение луне и звездам, по которым кочевники ориентировались во время ночных перекочевок.
III. 5. Культ огня
У племен эпохи бронзы существовал культ огня, о чем говорит широко распространенный в эту эпоху обряд трупосожжения. Остатки сожженных костей встречены в захоронениях древних людей, очищая тело от скверны и охраняя умерших от злых духов.
Заключение III.
В эпоху поздней бронзы, т.е. в период разложения первобытнообщинного строя, когда появилось имущественное неравенство, у многих племен возник обычай наложения запрета "табу" - на скот и орудия производства, присвоенные вождями племен, родов или богатыми семьями.
Развитие человеческого мышления привело к усложнению его представлений о себе и природе, к возникновению религиозного мировоззрения.