Римская скульптура не имеет столь выдающихся творений и талантливых ваятелей, как греческая. Но римские мастера (впрочем, многие из них были греками по происхождению) не только старались создать красивый, абсолютно совершенный образ, сколько сделать его приближенным к действительности, передать в нём многообразную гамму качеств, свойств характера его реального носителя. Достаточно сказать, что статуи многих императоров, консулов, полководцев, знатных римлян вовсе не блещут красотой. Но ведь и сами эти люди не обладали ею. Они же не отличались и мощным телосложением. В смысле реализма произведений, их историчности, римские ваятели были ближе к истине.
Значительными произведениями римской скульптуры являются бюсты Брута, Помпея, римлянки, статуи Августа, Клавдия, Нервы, Марка Аврелия.
Широкое распространение в Риме имело копирование выдающихся творений греческих мастеров. До нашего времени дошли в основном именно копии, а не оригиналы, за что следует воздать должное римлянам.
3.4.3. Живопись
Античные мастера проявили свой талант и в области живописи. Именно они создали её совершенный облик. К сожалению, в силу уязвимости произведений живописания, их осталось очень мало. Но даже по тем “жалким крохам”, которые сохранились, а также по исследованиям Плиния и Павсания уместно говорить о существенной значимости этого элемента культуры в античной жизни.
Для греческой живописи характерна необычайная широта жанров и замыслов. Художников интересовали мифологические и исторические сюжеты, красота природы и натюрморт, миниатюра и портрет. Они творили как монументальные, так и станковые произведения, а также работы имеющие чисто прикладной характер.
Самым знаменимым художником доклассического периода был Полигиот. Его кисти принадлежит большое число картин. Особо прославился Полигиот разрисовав общественное здание в Дельфах, где воспроизвёл гомеровские “Илиаду” и “Одиссею”. Он создал восхитительные образы, возвышенные характеры. Платон и Аристотель считали его лучшим живописцем.
Выдающимися художниками периодов классики и эллинизма являлись Аполлодор Афинский (которому приписывают изобретение живописи на игре света и тени и активное применение перспективы), Микон, Зевксид, Паррасий, Филоксен Тиманф, Никий, Протоген, Мелантий, Асклепиодор, Апеллес. Зевксид написал картины “Скованный Марсий”, “Семья кентавров”, “Ребёнок с виноградом”. Его работа “Елена” положила начало выставкам картин. Паррасий специализировался в изображении бытовых сцен, занавесов, написал знаменитое полотно “Тесей”. Он ввёл в живопись симметрию, выразительность и красоту в лице, изящество в волосах. Пожалуй, самым известным художником Античности, которого считают создателем жанра портрета, был Апеллес. Нарисованная его кистью работа “Александр с молнией в руке” потрясла воображение современников. Как сообщает Плиний, за неё он получил самый крупный гонорар, который получал кто-либо из живописцев. Известны названия ещё нескольких его замечательных работ: “Габрон”, “Антей”, “Геракл”, “Герой”, “Афродита” и “Клевета”. “Ни дня без совершенства!” - таким был лозунг творческой жизни Апеллеса. Его произведения славились изумительным очарованием и обаянием, красотой и выразительностью. Апеллес часто выставлял свои незавершенные творения для обозрения прохожим, выслушивал их критические замечания, а затем дорабатывал картины с учётом общественного мнения. К тому же художник был одним из первых теоретиков живописи, сочинил несколько книг, в которых изложил собственное учение о ней. Художник Филоксен написал картину “Битва Александра Македонского с Дарием”. Её мозаическая копия дошла до наших дней; она была обнаружена при раскопках Помпей.
У греков существовали картинные галереи (пинакотеки), где хранились произведения лучших художников. Наиболее известными были афинская и герайонская пинакотеки.
История римской живописи не знала столь выдающихся мастеров и таких значимых произведений как греческая. Родоначальником римской живописи считается Гай Фабий Пиктор, известны также имена таких живописцев как Пакувий, Лабеон, Турпилий. В Риме широкое распространение имели декоративные стенные росписи, заупокойные портреты, настенные картины, мозаические композиции, исторические баталии, пейзажи. Римляне любили делать копии работ выдающихся греческих живописцев. Они, как и греки создавали галереи картин, причём преимущественно частные. Правда, известный политический деятель и полководец Марк Агриппа настаивал на том, что все картины и статуи должны стать общественным достоянием, а не находиться в изгнании на виллах. Картины талантливых художников ценились чрезвычайно высоко. Многие состоятельные римляне стремились их приобрести за баснословные деньги. Порою из-за этого даже судились.
И греческие и римские художники рисовали на холсте, дереве, мраморе, глинянных табличках, стенах, склепах, слоновой кости, пергаменте и папирусе. Живопись широко применялась для росписи щитов, амфор, ваз, киликов, украшений и многих других предметов.
Античные архитектурные, скульптурные, живописные творения во многом остались недосягаемыми для мастеров последующих эпох. Они и ныне являются идеалом совершенства, красоты, гармонии, глубокого понимания и утончённого изображения человека и природы. Пять шедевров античных мастеров - храм Артемиды Эфесской, Галикарнасский мавзолей, Колосс Родосский, Александрийский маяк, статуя Зевса Олимпийского (наряду с египетскими пирамидами и висячими садами Вавилона) причислены к наиболее удивительным творениям человеческой культуры, т.н. семи чудесам света.
3.5. Философия и научные знания
3.5.1. Философия
Греки по праву считаются родоначальниками философии - важнейшего элемента культуры, который изменил жизнь людей радикальным образом. “Открытие” философии сродни формированию языка, укрощению огня, созданию колеса, появлению земледелия. Философы создали новый язык культуры, открыли и объяснили смысл человеческого бытия, укротили стихийность мышления, отделили его от чувств и сделали абстрактным, стали возделывать человеческий разум, раскрепостили его и заставили “двигаться” с необычайной дерзостью и быстротой как в глубь, так и вширь Вселенной. Благодаря философии человек стал активным субъектом познания. Античные мыслители настойчиво искали истину и также страстно её отстаивали, они блестяще владели словом. Но если слово не помогало, то дело доходило до рукоприкладства. Философия для них была не только любовью к мудрости, теорией бытия, наукой о сущем, но и искусством личной жизни. Философия появилась в Греции на рубеже VII - VI вв. до н.э.
Для раннего этапа философствования характерно стремление найти немифологическое объяснение мира, реальные основы вещей. Солон, Питтак, Периандр, Клеобул, Биас, Хилон, Фалес, Анаксимандр, Анаксимен выделяют природу, общество и человека в качестве объектов изучения, ставят вопрос о сущности мира, о первоначале и первопричине, о порядке и законе, изучают проблему ценностей, стремятся понять сущностьгосударства и человека. Тем самым была преодолена сакральность мира. Первые философы во всём ищут смысл, исследуют реальность с позиций естества, содержательно перерабатывают предшествующую культуру.
Следующий шаг философского движения делают представители элейской (Ксенофан, Парменид, Зенон, Мелисс) и пифагорейской (Пифагор, Алкмен, Архит, Поликлет) школ. Они размышляют над вопросами бытия, познания, движения, изменчивости и противоречивости сущего, бесконечности пространства. Разрабатываются математические начала, диалектика; философия становится предметом образования. Пифагор вводит в оборот сам термин “философия”. Примерно к этому времени относится активный философский поиск Гераклита, Эмпедокла, Анаксагора, Демокрита. Они исследуют соотношение духовного и материального начал, проблему происхождения мира, его устройства, несотворимости, закономерности и случайности, материальности, причинности, текучести, изменчивости, противоречивости познания, сложности поиска истины, проблему Логоса. Культура начинает рассматриваться как “вторая природа” созданная самими людьми (Демокрит).
Дальнейшая ступень философского восхождения связана с софистами (Протагором, Горгием, Продиком, Гиппием, Антифонтом) и Сократом, которые акцентируют внимание на проблемах человека, его души, духовности, гуманизма, знания, истины, самосозидания, ответственности. Человек рассматривается как самоопределяющееся свободное познающее существо, как мера всех вещей и высшая ценность, как центральное звено мира. Человеческое познание и самопознание выступают в качестве фундаментальных идеалов. Ставятся проблемы нравственной ответственности, критицизма, релятивизма, необходимости широкого распространения философских знаний, взаимосвязи политики и морали, борьбы с предрассудками. У софистов преобладает субъективное начало. У Сократа субъективное и объективное взвешенно. Философские проблемы обсуждаются не только в узком кругу знатоков, но и на улицах, площадях; философии учат. Короче говоря, философия становится общим делом, в некотором смысле и предметом спекуляций (у софистов). Ради истины, собственной правоты, философы готовы к самопожертвованию, способны идти даже на смерть.
Высший этап развития философской культуры, который логически завершает развитие античной культуры в целом, связан с деятельностью Платона и Аристотеля. Они создают центры философских знаний - Академию и Ликей. Усилиями этих выдающихся мыслителей предпринято глубокое теоретическое осмысление философских, научных и социально-политических идей, разрабатываются фундаментальные системы знаний, в которых определяются возможности истинного познания мира, систематизации и классификации познанного, затрагиваются проблемы материального и идеального, создаётся понятийный аппарат, закладываются начала методологии познания, высказывается идея плюрализма, разрабатываются вопросы государства, человека, политики, экономики, законов, этики, эстетики, образования, воспитания и другие. Платон поднимает до предельной высоты, роль идей и идеального в человеческой жизни, указывает на их абсолютное значение и совершенство. Проблему идеального он распространяет и на государство, конструирует его “совершенную” модель. Реальный мир афинский философ рассматривает в качестве копии мира идей; идеи - это оригинал, они порождают вещи, а не наоборот. Путь к миру идей лежит через познание и самопознание, диалог с собственной душой, философствование. Платон размышляет о душе, её бессмертии, о путях совершенствования человеческой культуры. Но платоновская философия носит антиличностный характер; государство выше личности. Аристотель, в отличие от Платона, опирается на факты, стремится создать идеальный (философский, научный) мир из реального. Его принципы познания опираются на принципы бытия. Ойкуменой познания Аристотеля был весь мир, мыслителя интересовало всё - от мелкого насекомого до устройства Вселенной. С помощью законов логики мыслитель стремится обозреть сущее и реализовать синтез всех знаний. Во всём Аристотель пытается соблюсти меру, рассматривает её как “золотую середину”. Человека трактует как существо общественное, “политическое”, но в вопросе о приоритете личности или государства, отдаёт предпочтение личности. Рационализм Аристотеля сыграл фундаментальную роль в европейской культуре. Платон и Аристотель написали множество классических трудов: “Государство”, “Законы”, “Политик”, “Тимей”, “Парменид”, “Критий”, “Софист” и др. (Платон); “Политика”, “Афинская полития”, “Никомахова этика”, “Метафизика”, “Физика”, “Органон” и др. (Аристотель).