Смекни!
smekni.com

Нормативно-правовое регулирование отечественной сферы физической культуры и спорта (стр. 1 из 3)

«Нормативно-правовое регулирование отечественной сферы физической культуры и спорта»

В учебных заведениях дореволюционной России не было единой методики преподавания гимнастики. Все зависело от подготовки учителей. В большинстве средних учебных заведений занятия по физическому воспитанию строились по методу сокольской гимнастики. В некоторых школах преобладала шведская или немецкая гимнастика. Выпускницы курсов П.Ф. Лесгафта проводили уроки, используя средства и методы, разработанные русским ученым.

I Всероссийский съезд по вопросам народного образования (1913–1914) высказался за создание единой школы, которая содействовала бы физическому, нравственному, эстетическому и умственному воспитанию ребенка и готовила человека «к разумному и честному решению вопросов личной и общественной жизни». Съезд указал на необходимость ограничения детского труда на производстве и охраны труда детей, также был поставлен вопрос о предоставлении права на образование нерусским народам. Касаясь вопросов физического воспитания, съезд признал, что лучшим его средством являются игры, прогулки, экскурсии и гимнастика. Проведение спортивных соревнований в школах в том виде, в каком они проходили в буржуазных школах Западной Европы и начали практиковаться в России, съезд признал недопустимым, считая их вредными для нравственного воспитания детей.

Эволюционное развитие учебных заведений и лоббирование вопросов физического воспитания реализовало позитивные перемены.

К 1915 г. в России были сформированы три разновидности учебных заведений по подготовке специалистов физкультурного направления.

Гражданские учебные заведения: курсы П.Ф. Лесгафта, факультет физического образования при Александровском университете в Гельсингфорсе, годичные курсы учителей гимнастики Министерства народного просвещения в учебных округах, гимнастическое отделение при Николаевском женском профессиональном училище в Москве, двухмесячные курсы при учебных округах.

Учебные заведения Военного ведомства: главная гимнастическо-фехтовальная школа, окружные гимнастическо-фехтовальные школы и курсы, курсы при гимнастическо-фехтовальном зале Петроградского военного округа; курсы физического образования ГУВУЗа, курсы при фехтовально-гимнастическом зале Варшавского военного округа.

Частные учебные заведения: женские курсы – врача Е.Н. Залесовой, Эйторна, Розовой-Протопоповой, Остроумовой.

С началом Первой мировой войны царское правительство должно было принять какие-то решительные меры не только по снабжению и вооружению армии, но и по обучению все новых и новых людских резервов. Одним из примеров организации допризывной подготовки молодежи была «Мобилизация спорта», объявленная Главнонаблюдающим (генералом Н.В. Воейковым) в конце 1915 г.

«Мобилизация спорта» обязывала спортивные и гимнастические общества, а также школы прийти на помощь армии в деле допризывной подготовки населения. Те спортивные и гимнастические общества, которые с началом войны прекратили свою деятельность, должны были возобновить ее. В 1916 г. была открыта сеть пунктов допризывной подготовки и полевой гимнастики (рис. 1).

Допризывная подготовка проводилась по ведомству Министерства просвещения в 551 гимназии, в 332 реальных училищах, в 56 частных учебных заведениях, в 38 учительских институтах, в 150 учительских семинариях, в 1445 высших начальных училищах, в 34 средних технических училищах и в 308 ремесленных училищах.

По Министерству торговли и промышленности допризывная подготовка проводилась в 200 средних коммерческих училищах. По Министерству путей сообщения допризывная подготовка проводилась в 44 железнодорожных технических училищах, в 4 речных училищах и в 5 других железнодорожных училищах. По духовному ведомству – в 58 семинариях и 185 духовных училищах.

Рис. 1. Подготовка по физической культуре допризывной молодежи в учебных заведениях Министерства народного просвещения

По распоряжению Главнонаблюдающего военно-спортивным комитетам и отдельным лицам выделялись специальные денежные средства, которые выдавались из расчета 20 руб. за каждого успешно сдавшего испытание в комиссии, и 50 руб. – за получившего наименование инструктора (С.Н. Мягкова).

Особенно большое значение царское правительство придавало военной подготовке учащихся старших классов средних учебных заведений. Военно-физическая подготовка велась здесь как в учебное время, так и во время внешкольных занятий. В качестве программы учебные заведения использовали Наставление по физической подготовке войск. В старших классах количество часов на физическую подготовку было увеличено. Кроме того, были введены строевая подготовка и стрельба. Не надеясь на большой успех военного обучения, проводимого в учебных заведениях, царское правительство старалось привлечь молодежь к участию в самодеятельных спортивно-гимнастических организациях и, в первую очередь, в скаутских отрядах. В крупных городах – Петрограде, Москве, Киеве – были созданы «Общества содействия юным разведчикам» (скаутам).

В 1915 г. в связи с военным временем каникулы в учебных заведениях были длиннее обычного. Опасаясь «школьных беспорядков», Н.В. Воейков обратился к министру народного просвещения с предложением занять свободное время учащихся. Министерство народного просвещения приняло это предложение и начало привлекать учащихся к участию в трудовых дружинах. Вербовка молодежи в эти дружины проводилась под видом организации общей физической закалки и оздоровления «в условиях сельской местности».

Наши исследования деятельности системы народного образования по формированию нормативно-правовой базы с сфере физической культуры и спорта подтвердили правовой системный подход к формированию в России физической культуры как зарождающейся отрасли и включения ее в социальную сферу государства.

1.3. Создание нормативно-правовой базы в условиях победы и утверждения Советской власти (1917–1930 гг.)

Господство коммунистический идеологии в физкультурном движении России утверждалось с первых дней существования молодого советского государства. Нормативно-правовыми актами того времени являлись решения уполномоченных на то партийных и государственных органов, в которых содержались нормативы, регулирующие деятельность в сфере физической культуры и спорта. Уже в начале 1918 г. создается Главное управление всеобщего военного обучения и формирования резервных частей Красной Армии (Всевобуч). В его составе имелся отдел физического развития и спорта. Издаются декреты Совета Народных Комиссаров (СНК) и Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета (ВЦИК) от 8 и 22 апреля 1918 г. «Об организации при волостных, уездных, губернских и окружных комиссариатах по военным и морским делам гимнастических и стрелковых обществ и о введении всеобщего военного обучения трудового народа». Цель Всевобуча – подготовка резервов для рабоче-крестьянской Красной Армии (РККА) средствами физической культуры.

Первые девятимесячные курсы Всевобуча были открыты в 1918 г. в Петрограде и Москве, ставшей вновь столицей России. Эти курсы были преобразованы затем в институты физической культуры (ИФК). Для осуществления всеобщего военного обучения средствами физической культуры появились такие же курсы инструкторов спорта в Екатеринбурге, Киеве, Нижнем Новгороде, Симбирске, Смоленске, Полтаве, Харькове, Ярославле и других городах России, ставшие затем окружными школами, а в Москве – Главная военная школа физического образования, где готовились педагоги высшей квалификации. Органы Всевобуча и РККА при содействии комсомола и комитетов рабочих и крестьян создавали военно-спортивные клубы (по территориальному принципу) и кружки физической культуры (по производственному принципу).

Вместе с военной подготовкой на Всевобуч была возложена задача как можно шире организовать физическое воспитание и развивать физическую культуру и спорт среди трудящихся. В мае 1919 г. в Москве проводился праздник в честь первой годовщины Всевобуча. В. И. Ленин, выступая перед рабочими и солдатами, физкультурниками, сказал: «Сегодняшний праздник показывает каких успехов мы достигли, какая новая сила растет в недрах рабочего класса. Когда мы смотрим на этот парад, мы становимся уверенными, что Советская власть завоевала сочувствие рабочих всех стран…»

Авторы «Положения о допризывной подготовке», принятого на Всероссийском съезде работников физической культуры, спорта и допризывной подготовки (1919 г.) в соответствии с решениями первых всероссийских съездов по народному просвещению (август 1918 г.), союзов рабочей и крестьянской молодежи (октябрь – ноябрь 1918 г.) и VIII съезда РКП(б) использовали опыт спортивно-гимнастических систем стран Запада и успешно мобилизовали для защиты завоеваний пролетариата отечественных специалистов по физической культуре и спорту. Они определили принципы универсальности, военной, трудовой и оздоровительно-профилактической направленности, объединяемые общими целями коммунистического воспитания.

В первые годы советской власти Совет Народных Комиссаров и Совет Труда и Обороны приняли за подписью В. И. Ленина ряд постановлений, сыгравших важную роль в развитии физической культуры и спорта в стране. Так, Декретом Совета Народных Комиссаров от 8 апреля 1918 г., подписанным В. И. Лениным, на волостные, уездные, губернские и окружные комиссариаты по военным и морским делам возлагалась организация на местах гимнастических и стрелковых обществ при содействии фабричных и сельских комитетов рабочих и крестьян (рис. 2).

Рис. 2. Управление физической культурой и спортом в РСФСР (Конституция РСФСР 1918 г.)

В 1919 г. по предложению В. И. Ленина начальником Главного управления Всевобуча был утвержден активный деятель революционного движения, член коллегии Наркомата по военным и морским делам Н.И. Подвойский (1880–1948). Будучи страстным сторонником и пропагандистом физической культуры и спорта, Н.И. Подвойский внес большой вклад в создание основ советской системы физического воспитания. В расширении сети организаций Всевобуча он видел не только средство военно-физической подготовки, но и возможность ввести физическую культуру и спорт в быт народа. В опубликованных трудах Н.И. Подвойского «Какая физическая культура нужна пролетариату СССР», «Рабочий класс, солнце, чистый воздух и вода», «О массовом самооздоровлении», «Физическая культура пролетариата СССР» и других неизменно подчеркивалось, что создание социалистической физической культуры – эксперимент небывалого исторического размаха и значения, требующий самого серьезного научного обоснования. «Правильная физическая культура, – писал он, – должна идти параллельно поднятию уровня общей культуры, опираясь на научные данные социальной гигиены (гигиены в отношении всего народа), на научные данные биологии, физиологии, психологии, педагогики и на научные основы профессионального труда».