• Выраженный коммерческий характер, как видов спорта, так и технологии проведения соревнований.
• Правовое обеспечение (наличие специального законодательства, регламентирующего управленческие и трудовые отношения).
• Организационно-управленческие отличия, проявляющиеся в стремлении профессиональных клубов к созданию объединений (лиг, союзов и т.п.), задача которых - не только проведение соревнований, но и отстаивание общих экономических интересов партнеров .
• Иная функциональная ориентация, в первую очередь на зрелищность и рекламу, приятное времяпрепровождение и досуг зрителей.
• Источники финансирования.
• Правовое положение спортсменов (социальное и медицинское страхование, пенсионное обеспечение, наличие контрактов, их содержание, возможность создания профсоюзов).
• Вознаграждение спортсменов (количественные показатели и формы оплаты труда).
Ко второй группе следует отнести:
• Отличия в календарях соревнований с акцентом на общей продолжительности и насыщенности соревнованиями.
• Отличия в классификации спортсменов: коммерческие отношения в спорте предполагают иные критерии, чем спортивные разряды и звания. На первый план выдвигаются рейтинги спортсменов, стоимостные показатели, количество денег, заработанных за сезон, место в системе драфта и т.п.
• Отличия в правилах проведения соревнований, направленные в первую очередь на усиление зрелищности и контакта соперников.
• Особенности тренировочного режима, вытекающие из своеобразия спортивной деятельности и условий, оговоренных в контракте спортсмена.
Процесс становления и развития профессионального коммерческого спорта в России, начавшийся после 1991 г., потребовал формирования принципиально новых организационно-экономических основ и поиска правовых форм функционирования его субъектов. Глубинные процессы, происходящие в отечественном спорте, внешне выразились в смене клубами владельцев.
Для новых хозяев клубов в начальный период становления профессионального коммерческого спорта (первая половина 90-х гг.) основными направлениями деятельности стали: реформирование форм собственности; поиск источников финансирования, попытки получения доходов. На уровне федераций и лиг этот процесс протекал в направлении создания эффективной системы управления командами и национальным чемпионатом; разработки календаря и системы проведения соревнований, акцентированных на привлечении зрителя, телевидения. Процесс смены владельцев и изменения форм собственности профессиональных клубов продолжается до сих пор. С конца 90-х гг. складывается практика активного участия в судьбе профессиональных команд высоких должностных лиц регионального и федерального масштаба.
К середине 90-х гг. большая часть профессиональных клубов смогла построить финансовую политику, не ориентируясь на доходы от спортивной деятельности, а делая расчет на спонсоров, бюджетные ассигнования или доходы в областях, далеких от спорта. Структура финансирования зарубежных и российских клубов оказалась качественно различной: если для зарубежных команд наиболее важными источниками служили продажа билетов и прав на телетрансляцию игр, то для российских клубов такими источниками стали деньги спонсоров, госбюджетные средства, доходы от продажи игроков. В отличие от развитых западных стран 22% футбольных клубов в середине 90-х гг. продолжали пользоваться финансовой поддержкой силовых структур (МВД, ФСБ, Министерства обороны). Незначительное количество профессиональных футбольных команд (17%) имели доходы от коммерческо-лицензионной деятельности. Российские клубы в тот период практически не получали доходов от сотрудничества с телевидением, отчасти потому, что не сложилась отработанная в ряде других стран система партнерских отношений между клубами, участвующими в совместном спортивном бизнесе. Организационные объединения российских профессиональных команд практически не занимались вопросами экономической защиты и поддержки клубов.
Сравнительный анализ форм собственности и владения футбольными клубами с 1996 по 2001 г., выполненный в 3 дивизионах Профессиональной футбольной лиги, показал, что в этом вопросе за данный промежуток времени произошли изменения. В основном они связаны с постепенной утратой государственными структурами влияния на профессиональный коммерческий спорт. 89 клубов (69,5%) выбрали форму некоммерческой организации, 39 клубов (30,5%) стали коммерческими организациями разнообразной формы собственности. Наиболее широко распространенной формой собственности стала "общественная организация ", относящаяся к некоммерческим организациям. Удельный вес этой формы составил 25% как в целом по всем клубам ПФЛ, так и по клубам Премьер-лиги.[2]
Команды, по форме собственности отнесенные к некоммерческим организациям, избрали большое количество правовых форм существования. К их числу помимо общественных организаций относятся такие формы, как: некоммерческие партнерства (11%), автономные некоммерческие организации (8%), учреждения (23,5%), фонды (2%). Около трети футбольных клубов России к 2002 г. избрали коммерческую форму собственности, причем к этим формам относилась большая часть клубов высшего дивизиона (56%). Наиболее распространенными коммерческими формами собственности стали акционерные общества (13%) и общества с ограниченной ответственностью (14%). Всего 3% футбольных клубов - участников чемпионата России 2002 г. являлись муниципальными или государственными предприятиями. Несмотря на значительное ослабление позиций государственных структур в управлении профессиональным коммерческим спортом, особенностью его развития в настоящее время является сохранение большой роли государственного сектора, хотя в динамике эта роль имеет тенденцию к снижению.
Ближе к концу 90-х гг. профессиональные клубы начали претворять в жизнь финансовую и маркетинговую политику, направленную на поиск основных и дополнительных источников финансирования. Хотя в финансировании команд сохранилась весомая доля бюджетных ассигнований, увеличились доходы клубов, непосредственно связанные со спортивной деятельностью. К ним относятся: продажа билетов (при росте цен на билеты средняя посещаемость матчей команд футбольной Премьер-лиги с 1998 по 2001 г. возросла на 18,5%, первой лиги на 50,4%, второй лиги на 46,7%), доходы от коммерческо -лицензионной деятельности, от лотерей, от участия в коммерческих турнирах, от продажи акций команды, от рекламы товаров, от продажи игроков. Дополнительные поступления в казну клубов были связаны со сменой правовой формы (например, переход на акционерную форму владения с привлечением к числу акционеров крупных коммерческих структур или богатых частных лиц), с открытием магазинов, ресторанов, усилением издательской деятельности. Среднестатистический бюджет футбольного клуба Премьер-лиги к 2000 г. вырос до 5-6 млн долл. В то же время снизилась роль источников, получаемых раньше клубами за счет деятельности, не имеющей отношения к спортивной. Сократилось использование спортивных сооружений не по прямому назначению. Значительно меньшую роль в финансировании профессиональных клубов стали играть силовые структуры (МО, ФСБ, МВД). Многие клубы отказались от коммерческих организаций, ранее входивших в их структуру (колбасные цеха, ремонтные мастерские, типографии и т.п.). Рост бюджетов профессиональных клубов России имеет устойчивую прогрессивную тенденцию на протяжении всего рассматриваемого периода. К 2005 г. отдельные футбольные и хоккейные клубы России уже преодолели рубеж в 20 млн долл. Союз крупного бизнеса и государственных структур стал основой успешного менеджмента профессиональным спортом в России. Трансформация экономических отношений в обществе, переход отечественного спорта к рынку объективно способствовали развитию спортивного спонсорства. Спонсорами отечественного спорта в первой половине 90-х гг. были в основном иностранные компании, которые в то время, с одной стороны, активно завоевывали российский рынок, а с другой - были хорошо знакомы с практикой спортивного спонсорства. С середины 90-х гг. спонсорскую поддержку профессиональным клубам и федерациям по коммерческим видам спорта стали оказывать крупные российские компании, как правило, монополисты на своем рынке. Спортивное спонсорство к настоящему времени стало неотъемлемым атрибутом профессионального спорта, а спонсорские вложения составляют весомую часть бюджета команд. Но одновременно это свидетельство финансовой слабости профессиональных клубов (а значит, и самого профессионального коммерческого спорта в России).
К настоящему времени сложилось несколько путей финансовой поддержки профессионального спорта. Первый (традиционный для России) - упор на бюджетные источники. Второй - использование спонсоров, меценатов. Третий - сочетание первых двух вариантов. Четвертый путь - ставка на собственную спортивную деятельность при значительной поддержке других источников. Процесс развития профессионального коммерческого спорта в России сопровождается постепенным переходом от первого пути ко второму и третьему при возрастающей роли четвертого. Реформирование социально-политических устоев в стране, изменение экономических основ спорта существенно отразились на финансовом положении федераций, на благополучие которых большое влияние оказывает "коммерческая ценность" вида спорта. Произошел значительный численный рост новых для страны видов спорта (к 2003 г. их стало 223, а это более 1500 спортивных дисциплин ) и федераций, число которых к 2005 г. достигло 114. Если в первые годы реформ большая часть федераций, получив финансовую самостоятельность, не смогла без государственной поддержки обеспечить развитие видов спорта, то к концу прошлого века наряду с активным процессом розыска и использования новых источников финансирования начался поиск путей повышения экономической эффективности федераций и лиг. В видах спорта, вставших на коммерческую стезю развития, таким направлением стало увеличение коммерческой отдачи от проведения соревнований. В этих видах спорта (футбол, баскетбол, хоккей) сложившиеся управленческие отношения имеют свои особенности по сравнению с федерациями некоммерческих видов. Они обусловлены экономическим положением вида спорта.[3]