Смекни!
smekni.com

Арабо-исламский тип культуры (стр. 3 из 5)

Коран охватывает многие темы. В более ранних сурах излагается догмат о единобожии, о роли Бога в истории, Судном дне, помощи ближним, о пророческой миссии пророка Мухаммеда. Более поздние суры включают вопросы семьи и брака, социальные, правовые и этические проблемы. В Коране нет описания исторических событий, нет хронологии, он алогичен, поэтому важно не понимание, а толко­вание «слова» Корана. В богослужебном ритуале чтение Корана имеет очень большое значение. Наличие Корана в доме мусульманина понимается как хранение священной религии. Каждый экземпляр Корана высоко почитаем, лишь проведя обряд очищения, мусульманин касается и читает его. Независимо от того, умеет человек читать или нет, считается весьма похвальным, если в доме есть Коран. Коран ставят на видное место, предварительно тщательно обернув его шелковой или узорчатой тканью. Мусульмане верят, что Коран может оградить дом от злых духов, несчастий, дурного глаза и постоянно благословляет обитателей дома. Среди мусульман распространена клятва на Коране при совершении сделок. Слова человека с Кораном в руках принимаются как клятва перед Богом, а обещание, данное на Коране, должно вызвать уверенность в его исполнении.

В Средние века было немало людей, которые знали Коран наизусть.Ко­ран было запрещено переводить с арабского на другие языки, и именно на Коране было основано обучение арабскому языку. Исламизация предполагала непременное чтение и знание этой великой книги, что приводило к распрос­транению арабского языка. Знание арабского языка давало многочисленные преимущества. Арабский на территории халифата стал средством обще­ния, и его знание открывало большие возможности в торговле, ростовщичестве, на службе и т.д.

Кроме Корана, важными источниками знаний, норм — самых разнообразных, в арабской культу­ре считаются Сунна и Шариат. Сунна (образ жиз­ни, поведения) — это сборник легенд и религиоз­ных преданий о пророке Мухаммеде. Это источник, поясняющий и дополняющий Коран, служащий ос­новой мусульманского вероучения, обрядов. Ша­риат — свод законов, включающий широкий круг правовых норм, культурных и прочих установок, регла­ментирующих всю общественную и личную жизнь мусульманина и являющийся важнейшей составной частью системы ислама. Шариат формировался в течение VII—VIII вв. К IX в. на базе норм шариата была разработана оценочная шкала для всех поступков верующих.

Вместе Коран, Сунны и Шариат образуют довольно четкую систему религиозных, нравствен­ных, правовых норм и требований, регулирующих и в какой-то степени определяющих сознание, быт и жизнь мусульманина от рождения до смерти.

В отличие от христианства ислам никогда не был ре­лигией угнетенных. Он формировался как идеология ре­лигиозно-политической организации арабских племен, вынужденных отстаивать свои экономические, торговые интересы. Поэтому в исламе сразу же сформировалось жесткое представление о власти и политической органи­зации уммы. Можно сказать, что ислам оказался идеаль­ной религиозно-политической основой для централизо­ванного государства и ведения военных действий против неверных. Одно из предписаний мусульманской религии состоит в священной войне за веру (джихад). Это вполне понятно, если вспомнить, что само мусульманское движение возникло из потребности арабов в объединении и в добывании новой земли. В Коране это предписание изложено ясно: в течение восьми месяцев в году (ибо четыре месяца считаются "запретными") надлежит воевать с многобожниками, с неверными, истреблять их, захватывать их имущество. В этом ярко проявились фанатизм и нетерпимость к иноверцам, свойственные исламу даже в большей степени, чем другим мировым религиям. Однако впоследствии и мусульманские богословы, и светские ученые по-разному толковали заповедь джихада. Действительно, в Коране проводится некоторое различие между приверженцами разных немусульманских религий. К многобожникам, то есть последователям племенных и политеистических культов, отношение резко враждебное: "О вы, которые уверовали! Сражайтесь с теми из неверных, которые близки к вам. И пусть они найдут в вас суровость. И знайте, что Аллах — с богобоязненными!. К людям же, "имеющим писание", то есть иудеям и христианам, составители Корана высказывают уважение: это и понятно, ведь на идейной почве именно этих религий, на путях их упрощения выросла идеология ислама. Однако в Коране есть предписание воевать с теми, "которым ниспослано писание", — с иудеями и христианами, — если они не веруют в Аллаха и не подчиняются религии истины”. На практике в исламе всякое разделение между сторонниками иных религий стерлось: все они рассматривались как неверные (джяур), подлежащие или истреблению, или покорению. Под знаменем джихада (газавата) мусульманские лидеры не раз, вплоть до наших дней, побуждали верующих к истребительной войне против всех иноверцев.

Ислам учит, что счастливый период в истории человечества остался позади — это то время, когда Адам и Ева жили в раю, не знали голода и не стыдились своей наготы. После изгнания из рая сколько бы ни старался человек, вряд ли он создаст что-то хорошее и будет счастлив. Жизнь в здешнем мире, уверяет, ислам, есть «обманчивая утеха, обольщение, суетный наряд, тщеславие». Поэтому даже за повседневной суетой человеку не следует забывать о своей душе, о том, что его ожидает после божьего суда.

Мусульмане верят, что после смерти человека ждет божественное возмездие — всеобщий божий суд. Посмертная участь человека будет зависеть от того, как он вел себя при жизни, от соотношения в ней плохих и хороших поступков, которые он совершил. Подсчитать это совсем несложно: ведь на каждого человека ангелы заводят специальный свиток, куда заносят все его деяния. В день Страшного суда каждый получит по заслугам и попадет либо в рай, либо в ад. Судьба человека и его смертный час, говорят мусульмане, заранее записа­ны в Книге Судеб, Отношение арабов к судьбе отражено в старинной послови­це: «Всем назначен день смерти». Под судьбой они издавна понимали предоп­ределенную участь, непреодолимый и неизменяемый ход времени. Ислам развил и усилил этот подход — на судьбу стали смотреть как на проявление воли единого и всесильного бога.

Важнейшим в исламе был вопрос о том, как соотносятся воля бога и чело­века. Ведь Аллах всемогущ, он создал людей и все их поступки. И если все происходящее в мире — и доброе, и дурное — предначертано Аллахом, то нужно ли восхвалять праведников и следует ли ненавидеть грешников? В кон­це концов и те, и другие живут всего лишь согласно повелениям всевышнего. И если воля Аллаха абсолютна, то где различия между добром и злом?

В X в. ответ на этот вопрос попытался дать известный мусульманский богослов аль-Лшари. Он утверждал, что Аллах сотворил человека со всеми его будущими поступками и что человек только воображает, будто он имеет сво­боду воли и свободу выбора. Сторонники этой позиции составили религиоз­но-правовую школу шафиитов. Другие известные богословы аль-Матуриди и Лбу Ханифа утверждали, что человек обладает свободой воли, а Аллах помога­ет ему в хороших делах и покидает в плохих. Такую точку зрения разделяют ханифиты.

Вопрос о свободе воли не был единственным спорным вопросом в исламе. Уже в VII в. возникли три основных направления в исламе, существующие и поныне. Основой деления послужил спор о принципах наследования религи­озной и светской власти. Сунниты утверждали, что главой религиозной общины мог быть любой правоверный мусульманин, избранный данной об­щиной. Согласно концепции суннитов между религиозной общиной и буду­щим главой государства — халифом — должен быть заключен особый договор, а сам халиф должен удовлетворять следующим условиям: иметь звание богослова-законоведа высшего ранга, быть родом из племени курейшитов (к это­му племени принадлежал и сам Мухаммед), быть справедливым, мудрым, здо­ровым и заботиться о своих подданных. Шииты полагали, что государствен­ная и религиозная власть имеет божественную природу и поэтому может пе­реходить по наследству только к прямым наследникам Мухаммеда. Наследственных имамов было две­надцать. Последний из них — Мохаммед аль-Махди. По их представлению, этот имам еще мальчиком шести — девяти лет таинственно исчез. Это случилось еще в IX в.

Шииты верят, что он вернется и восстановит на зем­ле справедливость. Они называют его Мунтазаром (ожи­даемым) и считают мессией (махди).

На рубеже VII—VIII вв. в исламе сложилось еще одно течение — суфизм, которое окончательно оформилось к XII в. Это течение носило аскетическо-мистический характер, и его последователей называли факирами, или дерви­шами. Они осуждали богатство, провозглашали культ бедности и самоотречения для спасения души и слияния с богом и разработали учение о постепен­ном познании бога и слиянии с ним через мистическую любовь и интуитив­ные божественные озарения.

В семейной морали и во взгляде ислама на взаимоотношения полов отразились понятия патриархально-родового уклада. Женщина — подчиненное существо, созданное Аллахом для услаждения мужчины. Вместе с тем в Коране признаются человеческие и гражданские права женщины: осуждается излишняя жестокость мужа в отношении к жене, оговариваются имущественные права женщины — право на приданое, на наследство. Мужчина признавался абсолютным лидером. Божье благословение, как полагали на Арабском Востоке, лежало именно на сыновьях, и поэтому толь­ко после рождения сына человек здесь считался полноценным. Настоящего мужчину отличали великодушие, щедрость, умение любить и веселиться, доб­лесть, верность данному слову. От мужчины требовалось постоянно утверж­дать свое превосходство, быть стойким, терпеливым и готовым к любым не­взгодам. На нем лежала забота о старших и младших, он должен был знать свою родословную и родовые предания.

Исламская культура не отвергает равенства всех му­сульман перед Аллахом. Каждый правоверный может рассчитывать на справедливый суд и спасение. Но в ис­ламе нет места для личности, для личности как ценно­сти. Аллах — абсолютная ценность, и в жизни человека он не воплощается. Он постоянно остается чем-то внешним для людей, лежащим за пределами их лич­ного опыта. К людям обращается лишь посланник Аллаха — мессия.