Смекни!
smekni.com

Арабо-исламский тип культуры (стр. 5 из 5)

В области точных наук достижения арабских ученых были огромны. Общеизвестно, что арабская система счета, корни которой уходят в Индию, была воспринята и распространена в Европе. Арабские ученые (Мухаммед аль-Хорезми и др.) внесли большой вклад в развитие алгебры, сферической тригонометрии, математической физики, оптики, астрономии и др. научных дисциплин. Астрономия и астрология были очень популярны среди арабов издавна, еще в домусульманскую эпоху; воспринятые исламом, они получили широкую поддержку у мусульманских властителей.

Больших успехов достигла медицина —- она развивалась более успешно, чем в Европе или на Дальнем Востоке. Арабскую средневековую медицину прославил Ибн-Сина — Авиценна(980—1037), автор энциклопедии теоретичес­кой и клинической .медицины, обобщивший взгляды и опыт греческих, римс­ких индийских и среднеазиатских врачей «Канон врачебной науки».Много ве­ков этот труд был для врачей обязательным руководством. Абу Бакр Мухаммед ар-Рази, известный багдадский хирург, дал классическое описание оспы и кори, применял оспопрививание. Сирийская семья Бахтишодала семь поколений знаменитых врачей.

Несмотря на войны и смены власти, арабские города быстро разрастались — во многом благодаря морской и сухопутной торговле, паломничеству верующих, а также миграциям ремесленников и переходящих к оседлости племен. Следует сказать, что средневековая арабская архитектура развивалась на основе переработки арабами прежде всего греческих, римских и иранских художественных традиций.

Главное место в застройке городов занимали культовые здания — мечети, архитектура которых формировалась в соответствии с их назначением и местными строительными традициями. Обряды мусульман первоначально не требовали сооружения специальных зданий для молитвы, ибо, как сказано в одном из хадисов: «Земля сотворена для меня как место поклонения и место чистоты, и где бы ни возникла у человека моей общины необходимость в молитве, пусть он молится». Арабским отрядам в походах в качестве места поклонения служила очерченная на песке территория, а киблу (направление к Каабе — главной святыне мусульман) определяли по тени воткнутого в землю копья. Первые мечети, как утверждал арабский историк IX в. аль-Балазури, были «нарисованными»: они представляли собой очерченный, иногда обведенный рвом участок земли.

Построенные мечети появились лишь в 665—670 гг. Они представляли собой квадратный двор, окруженный галереями на столбах или колоннах. На стороне, обращенной к Каабе, ставили пять и более рядов колонн, которые создавали открытый во двор молитвенный зал. Так сформировался распространенный в арабской архитектуре арабских стран тип колонной мечети. Особую выразительность интерьерам колонных мечетей придавали ряды арок, на которые опиралась крыша. Идея создания пространства из множества одинаковых ячеек, образуемых равномерно расставленными аркадами, получила распространение во всем арабском мире. Ячейки можно было легко добавить или убрать и тем самым при необходимости менять размеры здания. Во внутренних помещениях мечетей часто выкладывали богатые мозаики, похожие на ковры. Со временем мечети стали различаться по своему назначению. Небольшая мечеть (масджид) служила местом индивидуальной молитвы. Джами (или джума), соборная (или пятничная) мечеть, предназначалась для коллективных молений, совершаемых всей общиной в пятницу в полдень. Главная джами города стала называться Большой мечетью (Джами иль-Кабир). В дни больших праздников горожане отправлялись в загородную мечеть — мусалла, которая представляла собой открытую площадку с единственной стеной, обращенной к Мекке.

За предела­ми городов состоятельные лю­ди и правители строили "зам­ки пустыни", сохранившиеся с тех давних времен и удивляю­щие не только своими мощны­ми стенами, но и прекрасной росписью на них. Стремление к упорядоченности жизни рож­дало в этих рисунках симмет­рию, которая создавала четкий ритм в повторении фигур животных, элементов растительного орнамента. Кроме прекрасных зданий, во все времена создавались связанные с архитектурным ансамблем водоемы. Исламский обряд омовения перед молитвой сделал для мусульман воду священной, она была образом жизни. Поэтому так причудливы фонтаны и так ярко украшены резь­бой и драгоценными материалами бассейны, в которых отражались строения.

Искусство исламского мира во всем многообразии своих форм постоянно стремилось к поискам счастья, красо­ты, истины, уповало на справедливого властителя, возвышая и проповедуя культ разума. Этим культура ислама бо­лее, чем другие восточные культуры, приближалась к пафосу существования европейской культуры.

Исламская культура — самая моло­дая из всех восточных культур. Давно распались государства, ставшие опорой ислама, на их месте появились другие, но культура ислама не исчерпана. Она имеет гораздо более прочное будущее, чем будущее тех культур, которые ми­новали свой апогей. В ней еще содер­жится то количество противоречий, которое необходимо для дальнейшего прогресса. Исламской культуры не кос­нулся скепсис европейских культуро­логов конца прошлого века (Шпенгле­ра, например). Нет смысла строить предположения, по какому сценарию будет развиваться она из прошлого в будущее. Мы можем только надеяться на то, что ее развитие не окажется саморазрушительным.

Ислам — самая молодая из трех мировых религий, значение которой неук­лонно возрастает. Несмотря на многочисленные изменения, произошедшие в исламе с течением времени, стержнем его остаются незыблемые духовные ценности, основанные на общечеловеческих ценностях и морали.

В современном мире ислам — вторая по числу последова­телей мировая религия.

Литература

1. Быстрова А.Н. Мир культуры (основы культурологии). Учебное пособие 2-е издание, исправл. и дополненное. – М. Издательство Федора Конюхова; Новосибирск. ООО «Издательство ЮКЭА», 2002.

2. Введение в культурологию: Учеб. пособие для вузов/ Руководитель автор. Колл. И отв. Ред. Е.В. Попов. – М.: ВЛАДОС, 1995.

3. Шишкова Н.В., Грожан Д.В., Новиков А.Ю.. Топчий И.В.

Культурология. Серия «Высший бал». Ростов н/Д: Феникс 2002.

4. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов/

Под ред. Проф. А.Н. Марковой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.:

ЮНИТИ, 2001.