Смекни!
smekni.com

Арабо-исламский тип культуры (стр. 1 из 5)

Арабо-исламский тип культуры.

1. Ислам как духовное явление.

2. Особенности исламской духовной традиции.

По сравнению с конфуцианско-даосистской, индо-буддийской и христианской культурами мир ислама от­носительно молод. Его возникновение относится к пер­вой половине VII века и полно драматических событий. Эти события оказались включенными в му­сульманскую культуру и приобрели социально значимые черты.

Ислам как духовное явление возник в результате взаимодействия культур арабов и завоеванных ими народов Ближнего и Среднего Востока, Юго-Запад­ной Европы и Северной Африки. Процесс арабизации был по историческим меркам стремительным, однако он имел свою довольно длительную предысто­рию. Ведущую роль в нем сыграли племена, населявшие Аравийский полуост­ров.

Основная часть территории Аравии — степи, пустыни и полупустыни, лишь незначительная часть земель была пригодна для занятия земледелием. Большинство населения полуострова составляли кочевники-бедуины, которые называли себя арабами — слово «араб» означало «лихой наездник», а остальная часть жила оседло в оазисах и городах, занимаясь земледелием, ремеслами и торговлей. Аравия была экономически и культурно связана с соседними странами — Месопотамией, Сирией, Палестиной, Египтом, Эфиопией. Торговые пути между этими странами шли через Аравию. К V — VI вв. в Аравии распались древние клас­совые государства, существовавшие в ее север­ных и южных районах. Ослабла транзитная торговля, бывшая во многом экономической основой жизни этих государств, пришли в упадок многие городские центры. Увеличилась подвижность кочевников-скотоводов, возросла их военная мощь; результа­том этого стало усиление их проникновения на территории оседлых, подчинение ими оазисов и территорий по краям пустыни. Прежде земле­дельческие районы превращались в пастбища. Некоторые аравийские земли — на севере, на вос­токе, на юге — постепенно попадали под прямое управление соседних держав — Ирана. Византии, Эфиопии. Распад многих основ древнего общества обо­стрил все виды общественных противоречий, привел к разложению устоявшихся социальных связей, усилил конфликты между разными слоями обще­ства, между племенами, между кочевниками и оседлыми. Все это нашло отражение в обострен­ном чувстве неустроенности, в фатализме. Это же стимулировало и духовные искания аравийцев, разочаровывавшихся во многих ста­рых богах. В те же V—VI вв. рождался новый мир Ара­вии. Складывались государства нового типа, по­строенные на динамичном соотношении оседлых и кочевников, в которых последние почти всегда главенствовали, возникали новые союзы кочевых племен и жителей городов. Уси­лились внутриаравийские торговые связи, опирав­шиеся на систему аравийских ярмарок, возвыси­лись новые торгово-политические центры.

Од­ним из таких центров была Мекка, населен­ная в основном племенем курейш. Распространялись и находили себе новых приверженцев учения иудеев и христиан. Появились люди (ханифы), отрицавшие многобожие и поклонение идолам, признававшие единого бога, знако­мые с вероучениями иудеев и христиан, но не причислявшие себя ни к тем, ни к другим. Шел процесс этнической и культурной консоли­дации и интеграции Аравии. Повсюду распростра­нялись единый арабский язык, общая словес­ность, элементы общего самосознания. Шел далее процесс перехода от родоплеменного строя к раннеклассовому. Эти отношения раз­вивались, социальное неравенство становилось более явным.

Потребность в идеологическом обосновании по­литических, экономических и социальных пере­мен, стремление к их развитию породили во всех частях Аравии сходные друг с другом явления — политические движения, стремившиеся объеди­нить племена и города, противостоять внешним врагам. Во главе них становились люди, претен­довавшие на прямую связь с божеством и обосно­вывавшие свою деятельность «божественным» вдохновением. Божество это представлялось им единым и единственным и называлось Аллах.

Ислам и пророческая деятельность Мухаммеда были частным и закономерным проявлением общих процессов.

Мухаммед родился в 570 году в Мекке в роду Хашим племени Курайш.Настоящее имя Мухаммеда Абу Касим ибн Абдаллах и жизнь его окружена легендами, создавшми образ чудотворца и сверхчеловека. Согласно преданиям, рождение Мухаммада было предсказано пророками Ибрахимом, Исмаилом, Мусой и Исой. Во время родов на мать будущего Пророка Амину снизошёл чудесный свет с неба, а в момент его рождения рухнули наземь идолы в Мекке - Хубал и ал-Лат, потухло пламя в главном храме зороастрийцев в Гандзаке (на севере Ирана). Мухаммед рано осиротел, и его воспитывали дедушка, а затем дядя, бога­тый торговец. В молодости Мухаммед был пастухом, а в 25 лет стал работать у 40-летней вдовы, матери нескольких детей. Она организовывала караваны, которые отправлялись за товарами в другие земли. Они поженились — это был брак по любви, и у них родилось четверо дочерей. Всего же у пророка было девять жен.

Со временем Мухаммед все меньше интересовался торговлей и все больше — вопросами веры. Когда Мухаммеду было уже за сорок, он завел обычай уединяться для размышлений в пещере Хира, расположенной в двух часах ходьбы от Мекки, где и произошло первое из великих событий в истории ислама. Однажды, когда он находился в пещере, он услышал голос, принадлежавший, как выяснилось позже, Ангелу Джибриилу, который повелел ему:

"Читай! Во имя Бога, который сотворил человека из сгустка крови".

Три раза Мухаммед признавался, что не умеет читать, и каждый раз следовал тот же приказ. В конце концов, Мухаммед произнес слова, которые ныне являются пятью первыми стихами суры 96 Корана, - слова, которые провозгласил Бог, Творец человека и Источник всех знаний.

Вначале Мухаммад рассказал о произошедшем только жене и своему ближайшему окружению. Нооткровения становились все чаще, и в 610 г. пророк впервые выступил с проповедью в Мекке. Несмотря на страст­ность Мухаммеда, число его сторонников росло медленно. Проповеди Мухаммеда вначале были встречены окружающими недоверчиво, даже враждебно, особенно предводителями его собственного племени корейш. Торговая знать опасалась, что прекращение культа староарабских племенных богов подорвет значение Мекки как религиозного, а значит, и экономического центра. В 622 г. Мухаммеду с его приверженцами пришлось бежать из Мекки и переселился в другой город — чуть позже его назовут Меди­ной — городом пророка; вместе с ним туда перебрались и его единомышлен­ники. С этого года и начинается мусульманское летоис­числение.

Жители Медины признали Мухаммеда своим пророком, религиозным и политическим вождем и поддерживали его в стремлении победить Мекку. Ожесточенная война между этими городами закончилась полной победой Медины. В 630 г. Мухаммед торжественно вернулся в Мекку, которая стала центром ислама.

Тогда же формируется мусульманское теократическое государство — Араб­ский халифат, первым руководителем которого был сам Мухаммед. Его спод­вижники и преемники на посту главы халифата провели целый ряд удачных завоевательных походов, которые привели к значительному расширению тер­ритории халифата и способствовали быстрому распространению там ислама. Ислам становится государственной религией Арабского Востока. Мухаммед умер в 632 г. и был похоронен в Медине. Его могила — важнейшая святыня ислама.

В идейном и политическом плане Мухаммед был личностью исключительной, и это стало одной из причин того, что провинциальное движение приобрело оригинальные черты, духовную и политическую мощь, сделав­шую рождение ислама одним из важнейших исторических событий.

Особо следует выделить вопрос о связи Ислама с иудаизмом и христианством. Рассматривая догматику, обрядность, этику раннего ислама, необходимо отметить, что в основе этой идеологии лежит иудейско-христианское мировоззрение, но приспособленное к более примитивному общественному укладу — к разлагавшемуся родоплеменному быту арабов. Идеология арабов проще, грубее, понятнее для широкой массы верующих, особенно для кочевников и земледельцев Азии; предписания его несложны и вполне выполнимы.

Мировоззренческая сердцевина ислама содержит ряд принципиальных положений, которые сводятся в пять «столпов» веры. Пред­ставление о пяти «столпах» исламского вероуче­ния сложилось еще в ранний период существова­ния мусульманской общины.

1.Исповедание веры, содержащее в себе два основных догмата: исповедание единобожия и приз­нание пророческой миссии Мухаммеда.Это главный из пяти столпов ислама и он означает необходимость в послушании Богу и неуклонном следовании заветам Пророка Мухаммеда. «Нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммед посланник Аллаха»- первые слова, которые слышит ребенок при рождении и в детстве и последние слова, которые мусульмане говорят, умирая. Это свет на жизненном пути мусульман и упование на милость Бога в иной жизни. Мусульмане верят в единого Бога — Аллаха, всемогущего и непостижимо­го для человека. Своим посланником Аллах выбрал Мухаммеда, через него бог передал людям текст священной книги - корана, его руками он основал общину верующих (умма). По мусульманской доктрине, люди, не исповедующие ислам, - "неверные", среди них иудеи и христиане выделяются особо как "люди Писания". Согласно Корану они верят якобы в того же бога, что и мусульмане. Этот бог и им посылал своих посланников - Моисея (Мусу), Иисуса (Ису), которые несли людям слово божье. Однако люди исказили и забыли то, чему те учили. Поэтому Аллах и направил людям Мухаммада, своего последнего пророка, с божьим словом - Кораном. Это была как бы последняя попытка наставить людей на праведный путь, последнее предупреждение, после которого должен наступить конец мира и Суд, когда всем людям будет воздано по их делам - они попадут в райские сады или в адский огонь.

2.Молитва.

Мусульманин должен пять раз в сутки совершать молитву: на рассвете, в полдень, во второй половине дня, после захода солнца, в начале но­чи. Каждая молитва должна свидетельствовать о религи­озном рвении и полном подчинении воле Аллаха. Ислам нашел и особую форму оповещения верующих о времени намаза. В час молитвы раздается пение муэд­зина, который, выйдя на балкончик минарета, громко, нараспев читает стихи азана: «Аллах велик! Свидетельст­вую, что Мухаммед — посланник Аллаха. Вставайте на молитву, идите к спасению. Молитва полезней сна. Стихи повторяются несколько раз. Заканчиваются сло­вами: «Аллах велик! Нет бога, кроме Аллаха.