Смекни!
smekni.com

Дом как модель Вселенной. (стр. 2 из 3)

Объемно-проетранственная композиция интерьера — система взаимодействия пространства и ограждающих его форм. Форма объема жилого здания зависит от его внутренних пространств, и наоборот, внутренние пространства дома диктуют его объемную форму. Исходной мерой для определения необходимых пространственных габаритов жилых помещений служит человек. В соответствии с этой общей мерой избираются и размеры помещений, деталей интерьера и оборудования.

Наиболее используемая форма элемента построения архитектурного пространства — параллелепипед. Прямоугольные элементы удобно соединяются в компактные группы, они легко сочетаются с существующими системами конструкций. Человек избрал их в качестве основы формирования жилища уже на самом раннем этапе развития зодчества. Цилиндр не может без потерь пространства сочетаться с другими цилиндрами в горизонтальной плоскости. Сфера не может быть повторена и при развитии композиции в высоту. Пространственные формы, ограниченные криволинейными поверхностями, неприменимы для структур, которые создаются из повторяющихся ячеек. Их применение эффективно в особых случаях, для образования единичных крупных пространств.

Средства композиции внутреннего жилого пространства: – сплошные ограждения — основное средство построения элементарных замкнутых объемов. Применение сплошных ограждений позволяет достичь полной изоляции отдельных функций (сна, гигиены); – неполные ограждения — перегородки, барьеры, не достигающие потолка, перегородки из прозрачных материалов, перфорированные панели, решетки и балюстрады (бетонные, металлические, деревянные и пр.), не нарушающие зрительной связи частей пространства, помогают разделить зоны, предназначенные для частей одного процесса или однородных процессов (в одном помещении или в помещениях на разных уровнях); – пунктирная, прерывистая преграда — разграничивает части пространства, но не препятствует проходу (ряд колонн, столбов, стены и перегородки, не образующие замкнутого объема).

Данная структура позволяет упорядочить организацию процессов, не нуждающихся в жестком разделении, или направить развитие этих процессов.

Первые три способа ограждения представляют собой выделение внутреннего пространства с помощью пространства качественно иной плотности — материальных конструкций. Следующие три вида ограничения пространства основаны на использовании качественно отличных свойств открытого пространства: – разделение горизонтальной плоскости пола на части, располагающиеся в разных уровнях, позволяет сохранить единый воздушный объем помещения, но разграничить функции; – изменение высоты или расстояния между боковыми ограничениями позволяет выделить место для части единого функционального процесса. Например, резкая разница высот выделяет гостиную среди других помещений в жилом доме; – градация освещенности пространства, концентрация света может акцентировать определенные части пространства (столовую зону) и наметить его подразделение в соответствии с требуемой организацией функции.
Перечисленные виды ограждения жилого пространства используют также для разграничения внешних открытых пространств в жилище — дворов, благоустроенных междомовых территорий.

Группировка помещений — главный принцип организации пространства внутри здания. Группировка внутренних пространств влияет на композиционное решение здания в целом, формируя симметричные или асимметричные композиции.

Симметричная схема плана формируется в случае, когда главное помещение — ядро композиции — располагается по оси симметрии, а второстепенные помещения группируются вокруг него. Симметричная схема характерна для архитектуры жилища Древнего Египта и античной Греции, Древнего Рима, Ренессанса, классицизма и историзма. Асимметричная схема плана жилого здания создается в случае, когда главное помещение располагают внецентренно, а соподчиненные элементы свободно группируются по отношению к нему. Асимметричная схема, появившись в конце XIX в., становится преобладающей в архитектуре XX в. — модерне, органичной архитектуре, функционализме, хай-теке.

Группировка помещений должна отражать функциональные взаимосвязи помещений. Взаимосвязи помещений обеспечивают непосредственное сопряжение помещений (холл и гостиная, кухня и столовая, вестибюль и гардероб и т. п.); а также горизонтальных и вертикальных коммуникаций (коридоров, лестниц, переходов). Планировку жилых зданий, композиционное построение интерьера разрабатывают, группируя помещения тем или иным способом .

Ячейковая схема — относительно самостоятельные функциональные процессы проходят в небольших равновеликих пространственных ячейках (личные жилые комнаты). Ячейки функционируют самостоятельно, могут иметь общую коммуникацию, связывающую их с внешней средой.

Коридорная схема — сравнительно небольшие ячейки, вмещающие части единого функционального процесса, связывают общей линейной коммуникацией — коридором. Все элементы процесса требуют изоляции. Ячейки могут располагаться с одной или с двух сторон коридора (спальни в составе функциональной зоны дома).

Анфиладная схема — ряд помещений, расположенных друг за другом непосредственно и объединенных между собой проходами (проемами). Единый функциональный процесс требует лишь незначительного разделения его частей (прихожая, холл, гостиная, столовая в общесемейной части жилого дома).

Зальная схема основана на создании единого пространства. Функция требует больших нерасчлененных площадей, вмещающих много людей (гостиные, общесемейные жилые комнаты в особняке или вилле). Все функции сосредоточены в одном помещении, не требуют изоляции.

Павильонная схема построена на распределении помещений или их групп в отдельных объемах — павильонах, связанных между собой на участке единым композиционным решением (генеральным планом). Павильоны функционально самостоятельны, объединяет их общее назначение территории.

Пример интерьера и экстерьера: Американский колониальный стиль.

И в интерьере и в экстерьере американский колониальный стиль более традиционен и консервативен чем английский и другие европейские стили того периода. Это выражается в меньшем количестве деталей и орнаментов.

Цветовая гамма американского колониального стиля

В американском колониальном стиле (и в интерьере и в экстерьере) используется множество цветов. Зачастую, цвет окраски стен отражал статус и достаток владельцев каждого конкретного домовладения.

Интерьеры в американском колониальном стиле

У не очень богатых хозяев домов в американском колониальном стиле здания были окрашены в различные оттенки различных цветов местных почв. К этой категории можно отнести белый, кремовый желтый, миндальный, охровый, красно-коричневый и шоколадно-коричневый, бежевый, серо-коричневый и различные оттенки приглушенного зеленого цвета. Красящие вещества и пигменты для этих цветов были общедоступны и дешевы, поскольку добывались из местных растений, почв и минералов.

В богатых домовладениях выбор цветов был более широк. Например, из-за того, что в то время голубой пигмент был достаточно редким, а значит дорогим, различные оттенки голубого и синего цветов на долгие годы стали «официальными цветами» домов богатых хозяев. Это стало одной из определяющих черт эры американского колониального стиля.

Также при отделке интерьеров в классическом американском колониальном стиле часто использовались различные оттенки зеленого цвета, начиная от чистого пастельного, морского, оттенков цвета зеленой травы, заканчивая приглушенным оливковым. Помимо оттенков зеленого цвета, при отделке интерьеров часто использовались оттенки розового, в особенности в спальнях, столовых и гостиных. Также достаточно часто использовался красный цвет, например, при изготовлении шкафов и комодов.

Оттенки серого, черного и коричневого цветов обычно использовались при окраске различных деталей крыш и досок полов, и применялись везде, независимо от статуса домов.

Экстерьеры в американском колониальном стиле

Основным цветом экстерьера домов в американском колониальном стиле был белый. Для более богатых домовладений было характерно использование синего пигмента в окраске экстерьера, как и интерьера.

Бежевый, серый, желтый охровый и кремовый цвета также использовались при отделке экстерьеров домов в американском колониальном стиле. Красно-коричневый, насыщенный зеленый и цвет черного шоколада часто использовались для покраски таких элементов экстерьера, как двери, окна, ставни, карнизы и фронтоны.

Этнический образ Дома-Мира

Представление народа об окружающем мире наиболее ярко воплощено в описании национального жилища и его внутреннего устройства, поэтому, как справедливо отмечает Г.Гачев, “по дому можно изучать воззрение народа на мир – как он его понимает”. В русской народной сказке дом всегда выступает как модель мироздания, “микрокосмос”, построенный по законам “макрокосмоса”. С этим представлением связан и славянский обычай ставить в центре возводимого сруба дерево как символ мира, отчетливо членящий пространство дома на три части: нижнюю, связанную с подземным миром (“корень”), центральную, представляющую собой локус человеческого бытия (“ствол”), и верхнюю, обращенную к небу (“крона”).

Этнический образ “дома-мира” убедительно воплощен в русской народной сказке “Петух и жерновцы”. В ней рассказывается о том, как желудь, упавший в подполье, пророс и дубок стал подниматься сначала до полу, а затем и до потолка избы; когда же хозяин избы прорубил и крышу, дуб дорос до неба, крона его образовала небесный свод, куда стало возможным забираться по стволу дерева, прочно связавшим землю и небеса. Однако в сказке не только отражен образ Мирового древа в его славянской “интерпретации” (дуб), но и совмещены модели строения мироздания и жилища древнего славянина, что говорит об их неразрывной связи в сознании человека.