Другим образным “ходом” русской народной сказки является попытка не просто совместить две параллельные модели, но более того - расширить дом до размеров Вселенной. Например, в сказке “Солнце, Месяц и Ворон Воронович” небесные светила “гостят” в человеческом жилище, становятся зятьями старика. Так в образе “дома-Вселенной” человек выражает чувство своей причастности к “макрокосмосу”, осознает себя как его отражение, модель.
Наконец, “редуцированным” домом оказывается в русских сказках посмертное жилище человека – гроб (именуемый “домовиной”). В традиционной сказочной формуле “избушка на курьих ножках”, встречающейся в большинстве волшебных сюжетов, запечатлен древний обычай хоронить покойников на дереве или помосте.
В тех случаях, когда речь в русских народных сказках идет не о метафорическом, а о реальном жилище живого человека, в этническом контексте акцентируются не столько отвлеченно-вечностный и общечеловеческий аспекты, сколько конкретно-исторический и социальный. Последнее достигается путем дифференциации разных социальных типов “дома” и их предельной поляризации. Важнейшей здесь оказывается оппозиция “изба (избушка) – дворец (терем)”, всячески обыгрываемая в сказочных текстах. Традиционные для волшебной сказки ситуации, связанные с превращением избы во дворец, появлением дворца на месте избы, перемещением героя из избы во дворец и т.д., основаны на противопоставлении нищеты и убожества избы богатству и великолепию дворца. Эти мотивы наиболее ярко проведены в русской народной сказке “Волшебное кольцо”.
Заключение
Дом -это способ организации пространства, с которого начинается культура. Это окультуренное пространство, "пространство с человеческим лицом". Важнейшим в Доме является не то, что он ограничивает космическое (физическое) пространство, "вырезает" из него нишу пребывания человека. Чтобы стать Домом, пространство должно перестать быть физическим, обрести антропоморфные качества. Дом есть Пространство-для-Человека, неотделимое от человека. Дом - это Мир, но Мир, в котором есть человек, Мир в шестой день Творения.