Федеральное агентство по образованию
Реферат
Дом как модель Вселенной. Знаковость и символизм наполнения пространства, структура интерьера и выразительные особенности экстерьера.
Проверил: Е.А. Мезинцев
Выполнил: Д.О. Хиндов СР-118
Омск-2009
Содержание
Введение………………………………………………………………..3
1.История интерьера, значение его для дома…………………...……4
2.Структура интерьера...………………………………………………6
3.Пример интерьера и экстерьера: Американский колониальный стиль…………………………………………………………………....8
4.Этнический образ Дома-Мира……………………………………...9
Заключение…………………………………………………………....10
Введение
Понятие "дом" для человека имеет много смыслов, слитых воедино и эмоционально окрашенных.
Это и кров, убежище, защита от непогоды и напастей внешнего мира, здесь можно укрыться, спрятаться, отгородиться: "Мой дом - моя крепость".
Это и место жительства, официальный адрес, где человека можно найти, куда можно писать письма, - точка в пространстве социального мира, где он обретается: "Давайте обменяемся адресами, скажите мне свои координаты!"
Это и символ жизни семьи, теплого домашнего очага - грустно, когда дом пуст, когда тебя никто не ждет; тяжко быть бездомным сиротой.
Он воплощает также идею интимного, личностного пространства, обиталища человеческого "Я". Вернуться домой - это вернуться к себе: "Я у себя. Заходи ко мне, посидим!"
Дом как символ человеческой личности присутствует как в общекультурной традиции, так и в символике психической жизни отдельного человека. Если кому-то снится, что он бродит по странным помещениям знакомо-незнакомого дома, то при анализе сновидения часто обнаруживается, что это было путешествие по разным внутренним пространствам и закоулкам собственного "Я".
Тело человека тоже можно считать плотским домом его души, а в обиходных речевых формулах голова часто представляется домом его психики: "У этого ума - палата, а у того, наверное, не все дома, кажется, у него крыша поехала!"
Последнее пристанище тела - гроб - в народном языке называется "домовина", так же и бездыханное мертвое тело в народной поэтике сравнивается с опустелым домом без хозяина.
Можно сказать, что дом для человека является совокупностью вложенных друг в друга разновеликих пространств - от размеров собственного тела до пределов родины, Земли и даже Космоса: "Наш дом - Россия", "Земля - наш общий дом". Не случайно в народной культуре устройство дома как микрокосм воспроизводит структуру мироздания.
Получается, что психологический объем идеи дома в переживаниях человека имеет пульсирующие границы, то расширяющиеся до размеров вселенной, то постепенно сужающиеся до пределов собственного "Я". Но во всяком случае дом всегда остается местом, где находится человек, центром его пространственного бытия.
Характерна типичная для детей речевая формула: «Пойдем, я покажу тебе одно место». Разговор о нем можно начать с того, что категория места является первичной и важнейшей в детском познании предметного мира. Поначалу место - это точка, участок, локус пространства, где находится нечто. Для ребенка "быть существующим" - значит занимать определенное место в этом мире. Если нечто есть, то оно обязательно имеет свое место в пространстве. Наличие места является для детей необходимым и достаточным признаком существования. Такое понимание остается с человеком на бессознательном уровне на всю жизнь.
История интерьера, значение его для дома.
С развитием ремесла и возникновением художественных ценностей люди начали уделять внимание не только удобному устройству, но и украшению жилищ. Об этом свидетельствуют жилые постройки Древнего Египта .
Небогатые дома включали самые необходимые помещения. Центральное место занимала жилая комната, потолок которой, выполненный в виде наката из бревен, опирался на деревянные столбы. Две задние комнаты служили спальней и кухней с печью для выпечки хлеба и ступкой для толчения зерна. В глиняный пол жилой комнаты вмазывался сосуд-жаровня для обогрева в холодное время года. В некоторых домах лестница вела на плоскую крышу-террасу. Перед домом был двор, обнесенный глинобитной стеной.
Дом зажиточного египтянина был отгорожен от улицы такой же глухой стеной. Из узкой входной двери, расположенной напротив комнаты привратника, можно было попасть в хозяйственные помещения, а также в жилые, которые делились на мужскую и женскую половины и выходили на открытый обширный двор. Вдоль южной стороны двора шла галерея, крыша которой опиралась на деревянные столбы. Из этой галереи, спасающей от жаркого солнца, был вход в жилые помещения. В женской половине также был небольшой двор, окруженный открытыми галереями на колоннах.
Стены центральной жилой комнаты были выше стен других помещений, что давало возможность под самой ее крышей устраивать окна. Солнечные лучи проникали через деревянные решетки окон, падали на стены и колонны комнаты, создавая впечатление легкости, зрительно смягчая тяжеловесность архитектурных форм. Массивные колонны, поддерживающие балки перекрытия, были одним из наиболее выразительных элементов интерьера. Строители придавали им необычные формы. Возле стен возвышались площадки, вероятно, для диванов и кресла хозяина. В центре комнаты пол был замощен и в нем устроен сток воды, используемой для омовения рук во время еды. Стены, потолки, полы и колонны жилых помещений украшались росписью, что также вносило в интерьер легкость и изящество.
О предметном мире древнеегипетского жилого дома можно судить лишь по вещам, найденным в гробницах. Это различного рода мебель, предметы прикладного искусства, красивая и практичная посуда.
Таким образом, жилище строилось по принципам четкого функционального разделения на парадные, жилые и хозяйственные помещения, их удобного взаиморасположения, создания среды, комфортной в условиях жаркого климата. Искусство интерьера началось с осознания общей композиции внутреннего пространства дома, выделения ее центра - - главной жилой комнаты, роли света и цвета в восприятии архитектурных форм, художественного истолкования конструктивных элементов.
В интерьере античного жилого дома стремление к комфортности и художественной изысканности нашло более глубокое отражение. Древнегреческие и италийские мастера выработали отличные друг от друга композиции жилого дома, оптимальные в условиях средиземноморского климата. Позже в римском городском доме и загородном доме-вилле эти два приема были объединены в новую пространственную структуру.
Интерьер древнегреческого дома отличали продуманность и простота композиции, человечность масштабов, изысканная деликатность форм и сдержанность декорагавной отделки. Отчасти это объяснялось тем, что много времени греки уделяли общественной жизни, и дом им был нужен для удовлетворения потребности в пище, сне и отдыхе. Отсюда скромное убранство помещений и лаконичность пространства.
Характерный элемент жилого дома — расположенный в центре внутренний дворик, в который выходили двери и окна всех помещений. Внешние стены дома делали глухими. Именно во внутренний дворик вел вход в дом с улицы. Дворик имел с одной (всегда северной) или с двух, трех и четырех сторон крытые галереи-проходы, отделенные от открытой части колоннадой. Отсюда его название "перистиль", что означает двор, окруженный крытой колоннадой. Это защищало помещения летом от палящих лучей солнца, а зимой помогало собирать солнечные лучи для создания резервуара теплого воздуха. Дворик являлся композиционным центром дома, и здесь было сосредоточено все богатство декоративной отделки. Он был украшен зеленью, цветами, скульптурой, а пол выложен мозаикой.
Дом делился на две части — женскую, где также располагались дети, слуги и рабы, и мужскую, центром которой было парадное помещение дома, предназначенное для мужских собраний и пиров. Вдоль его стен устраивали возвышение для ложа пирующих. Важное помещение женской половины — комната с главным очагом (ойкос), рядом с которой находилась узкая комнатка, служившая дымоходом. В домах зажиточных горожан имелись ванные с терракотовыми или каменными ваннами-креслами.
Простота интерьера сочеталась с лаконичной росписью стен. Они были оштукатурены и окрашены обычно горизонтальными полосами: белой, желтой, красной или желтой, голубой, красной, начиная с цокольной части. Полы парадных помещений, выложенные разноцветной галькой, отличались богатством мозаичного рисунка геометрических узоров, орнамента или изображений животных и фантастических существ.
Структура интерьера
Организация интерьера жилого дома. Внутреннее пространство — та реальность, ради которой создают здания. Интерьер всегда индивидуален, он выражает самобытность заказчика. В интерьере должна ощущаться история дома, его настоящее и будущее. Проектировщик организует внутреннее пространство жилого дома в соответствии с определенными потребностями людей с помощью различных материальных структур — несущих опор, наружных стен, перегородок, перекрытий и покрытий. Сочетание конструктивных элементов, ограничивающих и ограждающих пространство, извне воспринимается как объем здания, изнутри — как .интерьер жилища. Объемы жилых зданий в свою очередь служат средством организации открытых пространств — придомовых участков, дворов, улиц, площадей. В композиции интерьера выделяют виды пространственной формы— пространство, объем и плоскость, ими архитектор формирует внутреннее жилое пространство.