Смекни!
smekni.com

Романтизм 4 (стр. 4 из 6)

Актёры первой сцены Франции с удовольствием и проникновенно играли трагедию героя -заложника долга, мученика чести. На премьере разыгрался ещё один спектакль. В зрительном зале возникла настоящая драка между сторонниками нового романтического театра и приверженцами классицизма. Во круг спектакля и драматурга кипели страсти, но Гюго победил - его пьесы утвердились в репертуаре французских (и не только французских) театров. Он сумел соединить в своих произведениях опыт высокой романтической литературы и мелодрамы - но это уже был упрощённый, или "укрощённый", романтизм. Борьба между классицистами и романтиками продолжалась довольно долго; приверженцев разных на правлений можно было отличить даже по одежде и гастрономическим пристрастиям. Однако французы - более ироничная нация, чем немцы, - подсмеивались над романтическими персонажами и ситуациями. Для немцев же новое на правление стало проблемой жизни, связывалось с сокровенными тайнами творчества, с глубинами духа. Для французов победа романтического театра всегда оставалась фактом искусства, жизни художественной - и только. Французская романтическая сцена не отличалась глубиной и трагизмом немецкой, но она была более красочной и долговечной. На сценах Парижа драма и театр объединились. Драматурги романтики - Виктор Гюго и Альфред де Виньи, Дюмаотец, Проспер Мериме и Альфред де Мюссе (двое последних быстро расстались с романтизмом) определяли репертуар театров, давали актёрам выигрышные, интересные роли. Появились во Франции и художники декораторы - сторонники романтизма. Они работали и в драматическом, но больше в музыкальном театре. При помощи освещения на учились создавать особое пространство сцены - таинственное, тревожное. Здесь скользили тени, нависали тяжёлые своды, струился неверный лунный свет. Французские декораторы в 30х гг. XIX в. освоили газовое освещение - менее опасное, чем свечи, и проявляли чудеса изобретательности: прикрепляли газовые рожки в верхней части сцены, размещали их вдоль линии рампы, подсвечивая лица актёров снизу. Эпоха романтизма осталась в истории театра как одна из самых ярких страниц. Мотивы романтической драматургии переосмыслены в пьесах более позднего времени. И главное, что романтическая драма, отвергнутая современниками, стала частью театрального репертуара мировой сцены.

В театральном искусстве Р. сформировался в 1810—40-х гг. При всём национально-историческом различии творчество крупнейших актёров-романтиков — Э. Кина (Англия), Л. Девриента (Германия), Г. Модены и А. Ристори (Италия), П. Бокажа, М. Дорваль, Фредерика-Леметра (Франция), П. С. Мочалова (Россия), Э. Форреста, Ш. Кашмен (США), Г. Эгрешши (Венгрия) и др. — сближали глубокий гуманизм, ненависть к филистеру и буржуа, протест против царящей в мире бесчеловечности.

Основой театральной эстетики стали воображение и чувство. Восстав против классицистского принципа «облагороженной природы», актёры сосредоточили внимание на изображении контрастов и противоречий человеческой жизни. Общественный пафос, страстность обличения, верность идеалу определили бурную эмоциональность, яркую драматическую экспрессию искусства актёров, стремительный жест. Однако романтическое мироощущение несло в себе и опасность творческого субъективизма (акцентирование исключительного, причудливого); эмоциональность иногда подменялась риторическими эффектами, мелодраматизмом.

Романтический театр впервые утвердил сценическое переживание (непосредственность, правдивость и искренность игры) как основное содержание актёрского творчества. Р. обогатил выразительные средства театра (воссоздание «местного колорита», историческая верность декораций и костюмов, жанровая правдивость массовых сцен и постановочных деталей); его художественные свершения подготовили и во многом определили основные принципы реалистического театра. С традициями высокого, героического Р. связано в России искусство М. Н. Ермоловой, А. И. Южина, П. Адамяна, В. С. Алекси-Месхишвили, М. К. Заньковецкой, Г. Араблинского, позднее — Ю. М. Юрьева, А. А. Остужева, В. К. Папазяна, М. Касымова, Ш. Бурханова, А. Хоравы, А. Хидоятова, Н. Д. Мордвинова и др.

Франсуа-Жозеф Тальма́ (фр. Francois-Joseph Talma; род. 15 января 1763 г. Париж — ум.19 октября 1826 г. Париж) — великий французский актёр, реформатор театрального искусства.

[править]Биография

Детство и юность Тальма провёл в Лондоне, где он познакомился с драматическими произведениями Шекспира, к которому он сохранил любовь на всю жизнь. Вернувшись во Францию, будущий актёр учится в Королевской школе декламации и пения. В 1787 году зачислен в труппу театра Комеди Франсез. С началом Великой французской революции«Комеди Франсез» распался и на его месте возник новый «Театр Нации». В 1791 году революционным правительством принимается Декрет о свободе театров. В «Театре Нации» же возникли 2 группировки актёров, так называемая «чёрная эскадра», стоявшая на консервативных позициях, и «красная эскадра», пропагандировавшая революционныйклассицизм, и которую возглавлял Тальма. Вскоре произошёл разрыв, и сразу после принятия Декрета группа Тальма ушла из «Театра Наций» и образовала свой «Театр Революции», который Тальма и возглавил.

Будучи замечательным представителем классицизма на сцене, Тальма внёс в него и много нового. Так, играя Карла IX в одноимённой пьесе Шенье, актёр отказывается изображать своего героя обычным тираном — как это было принято в современном ему театре. Тальма старается заглянуть в душу королю, показать всю многогранность этого несчастного человека.

Не меньшее внимание Тальма уделял и внешней правдивости актёрской игры. Актёр вводит портретный грим, исторический и этнографический костюмы — средневековый, античный, восточный. В создании великолепного артистического гардероба ему оказал неоценимую помощь его друг — художник Луи Давид.

После падения якобинской диктатуры на французской сцене также произошли перемены. На смету революционному классицизму пришёл ампирный классицизм, отмеченный великолепием и роскошью форм. В это время Тальма практически полностью переключается на шекспировские пьесы.

Его приглашал Наполеон Бонапарт чтобы изучить позы. Наполеон очень покровительствовал этому актеру, и его расположение объяснялось в значительной степени сходством, которое действительно существовало между ними. Ему приятно было видеть Тальма на сцене, можно было бы сказать, что он находил себя в нем.

В последние годы жизни великий актёр очень неохотно играл новые роли. Творчество Тальма явилось переходным во французском театре — от классицизма к романтизму.

Пьер Бокаж (фр.Pierre Bocage, наст. имя Пьер-Мартиньен Тузе, фр. Pierre-Martinien Tousez;род. 1799 г. Руан — ум. 30 августа 1862 г. Париж) — выдающийся французский актёр.

[править]Жизнь и творчество

П.Бокаж происходил из бедной семьи рабочих. С детства вынужден был работать на ткацкой фабрике, чтобы прокормиться. Школы не посещал, грамоте научился по случаю. В то же время он уже в юности читает Шекспира и видит себя на сцене. Для воплощения своей мечты в жизнь отправился пешком из Руана в Париж и поступил в Парижскую консерваторию, однако ввиду безденежья вынужден был оставить обучение.

П.Бокаж играет роли в ряде парижских театров (напр. «Порт-Сен-Мартен») в пьесах Гюго,Дюма-отца, Пиа, Антье и других. Именно ему принадлежит авторство в появлении на французской сцене образа романтического героя — ироничного, одинокого, обречённого на гибель в борьбе с ограниченностью, эгоизмом и тиранией. Этот герой впервые появился в роли влюблённого Антони, сыгранной в одноимённой пьесе Дюма в 1831 году.

П.Бокаж был политически активным гражданином, участником французской революции1848 года, что впоследствии отразилось на его театральной карьере. Будучи на посту директора театра «Одеон» (1845—1848), он не раз использовал спектакли для революционной пропаганды, за что был с этой должности уволен в связи с обвинением в ведении антиправительственной деятельности.

Мари Дорва́ль(фр. Marie Dorval, наст. имя Мария Амелия Томаса Делоне, фр. Marie Amelie Thomase Delaney; род. 6 января 1798 г. Лорьян, Бретань — ум. 20 марта 1849 г. Париж) — великая французская актриса.

Жизнь и творчество

Родилась в семье актёров, росла при театре. Уже в детстве выступала на сцене. В 1818 годуприезжает в Париж и поступает в консерваторию, однако вскоре оттуда уходит. Дорваль устраивается актрисой в один из лучших парижских театров того времени — «Порт-Сен-Мартен», где занята преимущественно в мелодраме. Первый большой успех в 1827 годупринесла ей роль Амалии в мелодраме Виктора Дюканжа и Проспера Гобо «Тридцать лет, или Жизнь игрока». Актриса замечательно показывает зрителю образ несчастной женщины, терпеливой и униженной, жертвы своего бессовестного игрока-мужа в исполнении великого Ф. Леметра. Впервые в этой драме раскрывается любимая тема актрисы — тема любящей матери.

В 1831 году Дорваль играет роль Адель д´Эрве в мелодраме А. Дюма-отца «Антони». Роль Адели, трагизм этой женщины, самоотверженность и чистота её любви заставляет зрителей весьма эмоционально сострадать героине. Актрисе же устраивались бесконечные овации.

В том же году Дорваль играет Марион в драме «Марион Делорм» В. Гюго. Несмотря на определённые сложности в подготовке спектакля, так как актриса предпочитала прозаические тексты стихотворным, Гюго был в восторге от игры Дорваль—Марион, бывшей, по его мнению «больше, чем красавицей» — несмотря на в общем-то достаточно заурядную внешность. Дорваль была невысока ростом, с неправильными чертами лица и хрипловатым голосом, однако она обладала обаянием великой актрисы, которой были подвластны все формы выражения человеческих страстей — горя и страдания, любви и ненависти.