Диагонали — неравнополотные ткани диагоналевого переплетения, гладкокрашеные, плотные, из крученой пряжи, относятся к группе тяжелых (масса 1 м2 — 400—500 г), характеризуются высокой износостойкостью. Используются для форменной одежды, а также для костюмов и пальто (редко).
В ассортименте костюмных тканей с синтетическими волокнами в настоящее время преобладают ткани с вложением волокна лавсан (более 50% общего объема всех тканей). Ткани с лавсаном и изделия из них пользуются спросом благодаря красивому внешнему виду, прочности в носке. Необходимо наряду с облегченными тканями, используемыми для пошива легких летних костюмов, вырабатывать ткани более плотные, с большей массой.
Костюмные ткани с лавсаном могут быть выработаны и с добавлением третьего компонента — вискозного волокна. Они нарядные за счет разноокрашенных просновок, мягкие, с приятным туше, могут иметь мелкую, среднюю и крупную клетку как светлых, так и темных тонов.
Кроме костюмных тканей с лавсаном, изготовляют костюмные ткани с нитроновым коротким волокном. Для увеличения устойчивости тканей к истиранию в смеску пряжи добавляют иногда 10—12% капронового волокна. Следует отметить, что все костюмные ткани с большим содержанием нитрона недостаточно устойчивы к истиранию, поэтому двухкомпонентные ткани, содержащие большое количество нитрона, нецелесообразно использовать в качестве костюмных.
Рисунок 1. – костюмные шерстяные ткани.
Тонкосуконные ткани.
Тонкосуконные ткани по назначению можно подразделить на платьевые, костюмные и пальтовые.
Тонкосуконные ткани вырабатывают из пряжи аппаратного (суконного) прядения, изготовленной из тонкой, полутонкой и полугрубой шерсти. Смески шерсти для суконной пряжи очень разнообразны: натуральная шерсть, обраты, гребенные очесы, восстановленная шерсть, короткое волокно из искусственных или синтетических волокон. Для этих тканей применяют различные переплетения: полотняные — для типовых сукон; саржевые — для тонких шевиотов; атласные — при выработке сукна кастор; комбинированные — для костюмных трико и пальтовых; полутора- и двухслойные — при выработке драпов и др. Большинство тонкосуконных тканей, особенно тяжелые (пальтовые, драпы, сукна), вырабатывают из окрашенного волокна. Для тонкосуконных тканей применяют меланжевую и разноокрашенную пряжу, фасонную цветную пряжу (эпонж, петлистую, с непсом и др.). Ассортимент тонкосуконных тканей разнообразен не только по сырью и структуре, но и по характеру отделки (ворсование, ратинирование, начес, валка и др.).
Большинство тонкосуконных тканей имеют ворсовой застил, полученный в результате валки, или начесно-ворсовой — за счет валки и ворсования. В тканях с ворсовым и начесно-ворсовым застилом переплетение скрыто частично или полностью. Однако некоторые тонкосуконные ткани могут быть безворсовыми (костюмные), они имеют слегка или плотно уваленную гладкую и подстриженную поверхность. На лицевой стороне начесно-ворсовых тканей располагается ворс сравнительно длинный и приподнятый (пальтовые ткани типа бобрика), короткий вспушенный и незапрессованный (велюровый), короткий ровно подстриженный и сильно запрессованный (касторовый) или фигурный, фасонный (ратиновый).
В ассортимент тонкосуконных тканей входят как легкие платьевые ткани, так и тяжелые драпы. Тонкосуконные ткани должны быть равномерно уваленными, тщательно отделанными, упругими, не дряблыми (не «тряпичными»), не жесткими, пластичными при обработке не должны давать большую усадку и лассы (полосы запрессованного ворса от утюга) при обработке. Химические волокна должны быть равномерно распределены в толще материалов, без жгутиков (синтетические волокна), хорошо закреплены, равномерно окрашены, чтобы на гладком фоне готовых тканей не было точек (мушек).
В зависимости от характера лицевой и изнаночной поверхностей различают драпы однолицевые и двухлицевые. У однолицевых тщательно отделана только лицевая сторона, у двухлицевых — обе поверхности ткани. Полутора- и двухслойными переплетениями вырабатывают драпы с различной лицевой и изнаночной поверхностями по волокнистому составу, переплетению (лицевая сторона — одного переплетения, изнанка — другого) и оформлению (например, лицевая сторона гладкокрашеная, а изнаночная — пестротканая в клетку). Драпы таких переплетений могут иметь лицевую и изнаночную поверхности из более качественного сырья, а сырье худшего качества может быть заработано в толщу ткани.
Платьевые ткани. Платьевые тонкосуконные ткани недорогие, легко обрабатываются при пошиве, меньше лоснятся, чем камвольные. Однако они менее формо- и износоустойчивы, имеют большие массу и толщину, что несколько сдерживает расширение их производства.
Костюмные ткани. Большинство костюмных тканей с небольшим содержанием шерсти (20—25%) характеризуется повышенной жесткостью, сминаемостью, быстро теряет товарный вид. Основными в ассортименте костюмных тканей являются трико, ткань костюмная и шевиот. Трико и ткань костюмную выпускают в основном пестроткаными, комбинированных переплетений, легко уваленными, с открытым ткацким рисунком.
Выпускается брючная ткань Джинсовая, оформленная в виде полосок разного ритма — от узких до широких. Эту ткань можно разнообразить по оформлению путем создания теневых эффектов за счет переплетения или цвета, клеток разного масштаба (мелких, вытянутых по вертикали), использования интересных переплетений.
Шевиоты суконные — гладкокрашеные или меланжевые ткани саржевого переплетения, но в отличие от камвольных не имеют четко выраженного рисунка, так как их вырабатывают из аппаратной пряжи и подвергают умеренной валке. Они бывают полушерстяные и смешанные: в основе полушерстяных — хлопчатобумажная или вискозно-лавсановая пряжа, а в утке — чистошерстяная или смесовая суконная пряжа; в основе и утке смешанных — смешанная пряжа из шерсти и вискозного штапельного волокна. Полушерстяные шевиоты вырабатывают уточно-застилочной саржей, при этом лицевой застил образуется за счет суконной пряжи. Из шевиотов шьют мужские и женские костюмы, а также ведомственную одежду. Сукна тонкосуконные — однослойные гладкокрашеные и меланжевые ткани, как чистошерстяные, так и смешанные. Сукна — тяжелые ткани, что достигается длительной валкой. В процессе валки ткань утолщается и уплотняется, значительно изменяются линейные размеры (до 40% по ширине и до 20% по длине), в результате на ткани образуется войлокообразный застил, полностью закрывающий рисунок переплетения. Для изготовления сукон используют тонкую, полутонкую и реже полугрубую шерсть, как однородную, так и смешанную из разных волокон. Сукна чаще вырабатывают полотняными и реже саржевым и атласным (сукно кастор) переплетениями. В полушерстяных и смесовых сукнах содержится 50—80% шерсти.
Сукна характеризуются высокими тепло- и ветрозащитными свойствами, хорошими износостойкостью и формоустойчивостью. При органолептической оценке необходимо учитывать следующие показатели: застилистость, увалку ткацкого переплетения, упругость на ощупь (ремнистость, мягкость), густоту, плотность и устойчивость к закатыванию войлокообразного застила, окраску ткани. Благодаря хорошей пошивочной способности сукна широко используют для изготовления форменной одежды. Из них также шьют женские и детские костюмы и пальто, мужские костюмы, брюки, шаровары, головные уборы и др. Сукна можно использовать для обивки мебели и биллиардных столов, приборные сукна — для петлиц, околышей, деталей форменной одежды.
Пальтовые ткани. Они представлены сравнительно тяжелыми чистошерстяными и полушерстяными тканями, применяемыми для пошива женских, детских и мужских демисезонных и зимних пальто. В торговом прейскуранте эти ткани входят в подгруппы пальтовых и драпов. Пальтовые ткани предназначены для пошива женских и детских зимних и демисезонных пальто. В прейскуранте они объединены в различные по структуре и волокнистому составу группы. Некоторые ткани в пестротканом оформлении применяются для пошива мужских пальто. Ткани для пальто, как правило, имеют рельефную рисунчатую - фактуру поверхности, которая образуется благодаря применению пряжи фасонной, меланжевой или мулине, полотняного, саржевого, мелкоузорчатого, жаккардового переплетений, различных видов отделки. Пальтовые ткани по волокнистому составу бывают чистошерстяные, полушерстяные и смешанные. Большинство пальтовых тканей имеют однослойную структуру. В небольшом количестве выпускают ткани полутораслойные и двухслойные; эти ткани, подвергнутые ворсованию, целесообразно включать в группу драпов.
По внешнему виду пальтовые ткани в основном (около половины) пестротканые, меньше выпускают гладкокрашеных, гладкокрашеных с рельефными рисунками за счет переплетения (диагоналевые, рогожка) и тканей с использованием пряжи фасонной крутки. Вырабатывают также пальтовые ткани рисунчатого оформления с длинным ворсом, крупноузорчатые. Ткани пальтовые фасонные («Завиток», «Полянка») имеют на лицевой поверхности рельефную оригинальную фактуру в виде петлистых завитков. Для выработки их применяют по основе крашеную шерстяную пряжу, к которой прикручена вискозная окрашенная нить. По утку в ткани последовательно чередуются по одной нити крашеная шерстяная пряжа и крашеная фасонная (типа эпонж). Завитки ткани, полученные за счет ровницы, устойчивы, придают ей определенный эффект. Однако при использовании ровницы из неуравненной и короткой шерсти эффект завитка нарушается за счет выдергивания коротких волокон и залахмачивания ткани. Завитки фасонной пряжи часто окрашивают в другие цвета, что придает ткани нарядность. Эти ткани износостойкие, при использовании прочных красителей хорошо сохраняют внешний вид.