Сознательное присвоение чужого при условии национальной созидательной переработки заимствованного — процесс для любой культуры необычайно плодотворный, обогащающий ее. Но, не имея возможности обратиться к собственной культурной древней традиции и компенсируя эти трудности усвоением «чуждых начал», Россия дала чрезвычайно своеобразный, не менее всемирно значимый, чем Индия и Китай, путь развития. Там, где одни страны варьировали наличное богатство традиций, другие по необходимости их восстанавливали, третьи боролись за их выживание, там Россия, будучи с XV в. сильной и независимой страной со своеобразной идеологией, могла себе позволить «прорубать окна в Европу» по мере надобности, брать по свободной воле нужный ей опыт, творчески его перерабатывать, компенсируя тем самым трудности своего развития и не испытывая особой боязни духовного или политического порабощения в результате такого рода контактов.
Литература:
1. Возрождение: культуры, образование, общественная мысль. Межвузовский сборник научных трудов. Иваново. 1985 г.
2. Культура эпохи Возрождения и Реформация. /Ред. В. И. Рутенбург. Л. Наука. 1981 г.
3. Петров М. Т. Проблема Возрождения в советской науке. Л. Наука. 1987 г.
4. Типология и периодизация культуры Возрождения. М. Наука. 1978 г.