Верхнюю зону художники расчленяли несколькими арочками, внутри которых гравировали изображение птиц, зверей, людей, деревьев. Арки иногда напоминают церковные закомары, а иногда настоящие аркады с колоннами.
В нижней зоне браслетов обычно преобладают два орнаментальных мотива: распластанные вширь корневища с отростками и ритмичная плетенка.
Большой интерес вызывают солярные знаки, включенные в плетёный орнамент. Это обычно круг, перекрещенный наискось двумя полосами. Иногда встречаются два косых креста без круга.
Оружие.
Почетное место среди оружейников принадлежит стальному мечу русской работы около 1000 года из окрестностей Миргорода. Его выковал, судя по клейму, «Людо(т)а Коваль». Рукоять меча богато украшена тератологическим орнаментом. Другой меч с растительным орнаментом XI-XII был найден в Волыни.
Большой интерес представляет парадный топорик из Волжкой Болгарии ,связываемый с именем князя Андрея Боголюбского на том основании, что в трех местах на топорике размещена буква « А». Сталь топорца высеребрена, рисунок нанесен гравировкой и подчеркнут позолотой. На одной щеке лезвия изображен меч, пронзающий змея, а на другой «древо жизни» с двумя птицами по сторонам. Заклинательную формулу обоих рисунков можно расшифровать так: « Пусть процветает жизнь и да погибнет зло!».
Из парадных богато украшенных доспехов сохранился шлем, найденный на Липецком поле под Юрьевом- Польским, где происходило две битвы: в 1176 и в 1216 году. По всей вероятности, он связан с первой датой. На челе шлема вычеканено по серебру изображение архистратига Михаила , покровителя полководцев, а на шишаке четыре изображения святых. Интересен чеканный бордюр тульи шлема, где в сердцевидных клеймах размещены грифоны и птицы по сторонам « древа жизни».
Заключение.
Судьба русской культуры и прекрасна и драматична. Прекрасна потому, что оставила заметный след в отечественной истории. Трудно представить нашу культуру без «Слова о полку Игореве», Рублевской «Троицы», Московского Кремля, собора Василия Блаженного, сокровищ Оружейной палаты и многого другого.
Драматична же потому, что, как всякое явление своего времени, культура средневековья исторически была обречена. С началом петровских реформ изменился ее характер - она лишилась своего религиозного содержания и стала по преимуществу светской. Словно забыв свои византийские корни, русская архитектура, живопись, декоративное искусство стали осваивать западный художественный опыт. Получила развитие скульптура, почти неизвестная в Древней Руси. Изменился облик городов. Да и сами горожане преобразились - стали иначе одеваться, питаться, усвоили новые нормы повеления.
Правда, перемены те коснулись в основном дворянства. Жизнь крестьян почти не изменилась. Деревня сохраняла свой традиционный быт и культуру, сложившиеся еще в средние века. Болезненная ломка крестьянской культуры произошла уже в XX в., в советское время. После 1917 г. началась борьба с «пережитками старой идеологии», подорвавшая устои духовной жизни деревни. Искоренялись старые обычаи и традиции, исчезли многие праздники. Последовавшая за этим массовая коллективизация разрушила традиционный уклад крестьянской жизни.
За последние семь десятилетий погибло немало памятников средневековой культуры. В годы революции и гражданской войны под предлогом борьбы с религией уничтожали церковную утварь, сжигали иконы, разбивали колокола. В 30-е годы в старых русских городах безжалостно разрушали выдающиеся памятники средневекового зодчества - храмы, монастыри, палаты,
В годы Великой Отечественной войны русской культуре был нанесен новый удар. Фашисты погубили многие памятники древнего искусства в Киеве, Новгороде, Пскова, Смоленске и других городах. Потери оказались невосполнимы, Многие древнерусские шедевры можно увидеть теперь только на фотографиях.
Немало воды утекло с того далекого времени. Растеряв много ценного на этом пути, люди, наконец, становятся мудрее и бережливее. Возрождаются из небытия многие русские традиции и обряды. Растет интерес к народной культуре и быту. Хочется надеяться, что это не временное увлечение, не дань мимолетной моде, а серьезное желание восстановить прерванную связь времен.
Человек, с надеждой смотрящий в будущее, не может жить только настоящим. Еще Пушкин заметил, что уважение к минувшему - черта, отличающая образованность от дикости.
Список литературы.
1. Маёрова К., Дубинская К. Русское народное прикладное искусство. - М.: "Русский язык", 1990. - 269 с.
2. Лев Любимов «Искусство Древней Руси».-М.: «Просвещение»,1981.-116с.
3. Рыбаков Б.А «Декоративно-прикладное искусство Руси».Л.: «Аврора»,1971.