Смекни!
smekni.com

Декоративно-прикладное искусство Киевской Руси (стр. 1 из 3)

Федеральное агентство по образованию российской федерации

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«орловский государственный университет»

Художественно-графический факультет

Кафедра дизайна

РЕФЕРАТ

На тему: «Декоративно-прикладное искусство Киевской Руси»

Вып.:ст.2к. ДПИ Дорофеева Л.Ю

Рук.: Проф. Е.А. Чертыковцева

Орел.2009.

Содержание.

1.Введение.

2.Основная часть.

3.Заключение.

4.Список литературы.

5.Иллюстрации.

Введение.

Какова роль декоративно-прикладного искусства в Киевской Руси? И каково вообще его значение в художественном творчестве любой эпохи?

Вот что в применении к своему времени писал по этому поводу В.В Стасов:

« Есть еще пропасть людей, которые воображают, что нужно быть изящным только в музеях, в картинах и статуях, в громадных соборах, наконец , во всем исключительном, особенном, а что касается до остального, то можно расправляться как ни попало- дескать дело пустое и вздорное. Что может быть несчастнее и ограниченнее таких понятий! Нет, настоящее, цельное, здоровое в самом деле искусство существует лишь там, где потребность в изящных формах, в постоянной художественной внешности простерлась уже на сотни тысяч вещей, ежедневно окружающих нашу жизнь. Народилось настоящее, не призрачное, народное искусство лишь там, где и лестница моя изящна, и комната, и стакан, и ложка, и чашка, и стол, и шкаф, и печка, и шандал, и так до последнего предмета: там уже, наверное, значительна будет и интересна по мысли и форме и архитектура, а вслед за нею и живопись и скульптура. Где нет потребности в том, чтобы художественны были мелкие общежитейские предметы, там и искусство растет еще на песке, не пустило еще настоящих корней».

Мы видели, как именно эта потребность пронизывала весь быт, все стороны жизни языческой Руси. И продолжала пронизывать, все совершенствуясь и обогащаясь, повседневную жизнь Киевской державы, когда наш народ приобщился к великой художественной традиции, корнями своими уходившей в классическую древность.

И эту традицию, равно как и новую религию, наш народ сочетал со своей собственной традицией и своим собственным мироощущением.

Мы уже говорили об этом: подлинно из глубин народной души росло и выкристаллизовывалось эстетическое чувство.

Горький писал, что в средние века « основоположниками искусства были гончары, кузнецы и златокузнецы, ткачихи, каменщики, плотники, резчики по дереву».

Мы знаем, какого замечательного развития достигло художественное ремесло в Киеве. И мы можем сказать, что без этого развития, без всех этих плотников, резчиков, златокузнецов и гончаров немыслим был бы весь центральный ансамбль великокняжеского Киева, с его златоверхими церквями, теремами и величественными Золотыми воротами – парадным въездом в столицу.

Нет, на песке не могла бы вырасти София киевская, чья архитектура плоть от плоти многовекового искусства отечественных древоделей.

Но важен и обратный процесс.

Народное прикладное искусство, стремление к художественности «общежитейских предметов» находило свое увенчание в монументальной живописи и зодчестве, и оно обогащалось их достижениями. Строители Софии многому научились у русских плотников- древоделей, а те в свою очередь совершенствовали свое искусство, имея перед глазами такой образец законченного мастерства , как этот храм.

Гений художника может развиваться только в художественно одаренной среде, которую он в свою очередь обогащает.

Мы уже знаем, какое восхищение вызвало у чужеземцев художественное творчество наших умельцев.

Основная часть.

Внутреннее убранство дома.

« Внутри крестьянские избы были убраны строго, но нарядно. В избе в переднем углу под иконами большой стол для всей семьи , вдоль стен широкие встроенные лавки с резной опушкой, над ними полки для посуды. Северный шкафчик- поставец нарядно украшен росписью ,здесь птица Сирин и кони, цветы и картинки с аллегорическими изображениями времён года. Праздничный стол накрывали красным сукном, ставили на него резную и расписную посуду, ковши, разные светцы для лучины. Ковши были самых разнообразных форм и размеров, в них наливали мед или квас. Ручки ковшей делались в виде головы коня или утки. Ковши щедро украшались резьбой или росписью. Вокруг большого ковша, возвышавшегося в центре стола, они были похожи на утят вокруг наседки. Ковши, имеющие форму утки, так и назывались ковши – утицы . Братины точеные сосуды для напитков в виде шара тоже расписывались, давались к ним и надписи, например такого содержания : « Господа, гостите , пьяными не напивайтесь, вечера не дожидайтесь!»Из дерева вырезали красивые солонки в виде коней и птиц, и миски, и, конечно ложки. Деревянные ложки и в наши дни не стали музейными экспонатами.

Из дерева делали всё и мебель, и корзину, и ступу, и сани, и колыбель для ребёнка. Часто эти бытовые предметы из дерева расписывали. Мастер думал не только о том, чтобы они были удобные, но и заботился о красоте предметов, чтобы они радовали людей, и превращая работу в праздник. Особенно почитались у крестьян прялки. Прядение и ткачество было одним из основных занятий русских женщин. Нужно было наткать ткани. Чтобы одеть свою большую семью, украсить дом полотенцами, скатертями. Не случайно прялка была традиционным подарком у крестьян, они с любовью хранились и передавались по наследству.

По старому обычаю парень, посватавшись к девушке , дарил ей прялку ручной работы. Чем прялка наряднее, чем искуснее вырезана и расписана, тем больше чести жениху. В зависимости от изготовления прялки могли быть « стройные, высокие, силуэтом своим напоминали женскую фигуру в пышном сарафане и кокошнике, украшала их обычно сквозная резьба», либо « массивные, тяжелые, сплошь покрыты строгим геометрическим орнаментом, часто ещё и расписаны по резьбе». У практичного хозяина всякое лыко в строку, в работу идут все части дерева: из луба резали всевозможную утварь, из корней , ветвей плели изящные и ловкие корзины. Удивительно красивые и удобные вещи крестьяне делали из бересты (специально обработанной березовой коры). Во всех изделиях из дерева, сделанных народными умельцами , ясно видно высокое техническое и художественное мастерство. Удивительно, как приспособлено всё, что выходит из-под рук мастеров, к быту народа, к окружающей природе. Жива и сейчас деревянная посуда: горит золотом, рдеет алыми цветами. Поистине на старое глядят, новое творят. В современной деревне, конечно, стало меньше расписных и резных изделий из дерева.

Но, может быть, сейчас они как никогда радуют нас. На ярмарках, выставках, в музеях народного искусства они создают атмосферу праздничности . красоты, вызывают удивление и восхищение людей.

Русский народный костюм

"Нелёгкая и непростая жизнь была у русской крестьянской семьи в прошлые века. Весной и летом – тяжёлая работа в поле. Нужно было вспахать и засеять землю, посадить овощи, заготовить на зиму сено для скота. Осенью – собрать урожай, сделать запасы на зиму. Зимой – заготовить дрова, если в тёплое время не успел, съездить в город продать кое-что из зимних запасов и купить самые необходимые для семьи вещи. Дел и забот всегда было много и у мужчин и у женщин. Работу крестьяне начинали с первыми лучами солнца, а заканчивали, когда уже было совсем темно. Так шли дни, месяцы, годы...

Зато когда приходил праздник, он был для крестьян особенно радостным и желанным, его ждали, к нему готовились. Все жители деревни в эти дни надевали свою лучшую, праздничную одежду. И чем тяжелее и безрадостнее была жизнь, тем больше хотелось в праздник окружить себя весельем, яркой красотой, всем показать свои наряды, своё мастерство в шитье и в украшении одежды.

В каждой местности одевались по-разному, но основные предметы крестьянского костюма были одинаковыми в большинстве областей России. Одежда резко делилась на будничную и праздничную. Будничная одежда была простой, часто её почти никак не украшали. А праздничная, наоборот, – демонстрировала всё, на что были способны её хозяева. Любую одежду в деревне очень берегли, потому что доставалась она большим трудом, и каждая вещь должна была служить долгие годы, часто не одному поколению семьи.

Женская одежда состояла из длинной рубашки с рукавами. Поверх неё надевали сарафан, обычно шерстяной, а в южных областях носили клетчатую домотканую юбку-понёву, голову покрывали платком. Девушки могли ходить с открытой головой. Они, как правило, заплетали одну косу и украшали голову плотной лентой, обручем или венцом. Сверху, если было нужно, надевали платок. Замужняя женщина не имела права появляться при посторонних с открытой головой. Это считалось неприличным. Волосы у неё были заплетены в две косы, а на голову надевали богато украшенный твёрдый кокошник или особую мягкую шапочку – рогатую кичку, затем платок. В будни вместо парадного кокошника обычно надевали скромный повойник. Открытым у замужних женщин оставались лишь лицо да кисти рук.

Основной частью мужской одежды тоже была рубаха и порты – длинные штаны вроде брюк. Обувь у крестьян, и у мужчин и у женщин, была одинаковая. У бедных – лапти, которые плели из лыка, особым образом очищенной коры липы. Липа – лиственное дерево, которое растёт в России повсюду. Лапти, хотя и не отличались особым изяществом, в сухую погоду были и лёгкой и удобной обувью, но изнашивались очень быстро. Поэтому каждый крестьянин мог сплести лапоточки и делал это быстро, весело и красиво. Но в дождь, в холод в лаптях было плохо. Богатые крестьяне на такое время шили из кожи сапоги, бедные редко могли позволить себе такую роскошь. Зато зимой, когда устанавливались морозы и снег плотно укрывал землю, все надевали валенки. Валенки изготовляли (валяли) из домашней овечьей шерсти. Были они удобными, тёплыми, мягкими, и ходить в них по льду и снегу – одно удовольствие, хотя особенно красивой обувью их не назовёшь.