Смекни!
smekni.com

Марси Шимофф Про счастье (стр. 17 из 59)

Липучка против тефлона

Во времена, когда пещерный человек Уго и его жена миссис Уго пытались выжить и вырастить маленьких Уго, им приходилось уделять больше внимания потенциальным угрозам, чем положительным событиям, чтобы избежать опасности и не быть съеденными, например, саблезубым тигром.

Избирательное внимание к негативным сторонам жиз­ни позволило мистеру и миссис Уго и их детям выжить. Чтобы прожить долгую жизнь, лучше было настороженно реагировать на любое пустяковое событие, даже если оно оказывалось потом безобидным, чем не заметить что-то по-настоящему смертельно опасное. Нашими предками были «нервные Нэлли» и «напуганные Фрэнки». Люди, которые более расслабленно относились к этим потен­циально опасным ситуациям, обычно не успевали завести детей и передать им свои гены.

Сегодня, несмотря на то что нам не нужно больше бояться тигров (по крайней мере, в моем окружении), мы запрограммированы на то же самое: больше внимания мы уделяем негативным сторонам жизни, чем позитивным. Как мне объяснил психолог и исследователь мозга доктор Рик Хэнсон, наши мозги «липнут к отрицательному и от­талкиваются от положительного». Наши негативные пере­живания пристают к нам, как на липучке, а позитив­ные — соскальзывают с нас, как с тефлоновой поверхно­сти. На самом деле ученые открыли, что требуются многочисленные позитивные переживания, чтобы преодо­леть одно негативное! Такое устройство человеческой психики губительно для нашего счастья.

Помните, что случилось со мной во время моей лек­ции? Согласитесь, что требовался особый талант, чтобы не замечать 449 человек, которые на протяжении всей моей презентации смеялись, улыбались, кивали головами, и сосредоточить все внимание на одном мужчине, кото­рому, как я ложно полагала, не нравилась моя речь. Я думаю, с вами не раз случалось нечто подобное. Получив десять комплиментов и одно оскорбление — что вы за­помните лучше? Если вы похожи на большинство людей, вы проживете несчастную жизнь, часами переживая из-за оскорблений и не замечая большого количества позитив­ных событий. Эту склонность острее реагировать на тре­вожные мысли и переживания психологи называют «нега­тивным смещением».

Психолог доктор Джон Качоппо из Университета Чи­каго изучал эту тенденцию в своем исследовании, изме­ряя электрическую активность области мозга, отвечающей за обработку поступающей информации. Каждому испы­туемому он показывал три типа изображений. Один ряд картинок вызывал позитивные чувства (спортивные маши­ны, вкусная еда), второй — негативные (страшные и тре­вожные образы), третий — нейтральные (повседневные предметы, такие, как тарелки, сушилка). Волны электриче­ской активности были значительно выше, когда люди смот­рели на изображения, провоцирующие негативные эмоции. Негативное восприятие сильно действует на мозг.

Ученые начинают понимать физиологическое обоснова­ние «прилипчивости» наших негативных переживаний. Тут участвует миндалевидное тело — часть сигнальной системы нашего мозга, участвующая в реакции «борьбы или бегст­ва». Чтобы узнать больше об этом процессе и ближе по­знакомиться с мозгом и его работой, давайте наденем бе­лые халаты и войдем в медицинскую лабораторию.

Адреналин и возбудимое миндалевидное тело

Вы наверняка думаете, что сейчас должно последовать детальное объяснение процесса, изложенное точным на­учным языком с использованием большого количества терминов, которое потребует от вас работы со словарем. Не знаю, как насчет вас, но во время таких разъяснений у меня бывает довольно глупое выражение лица, а мой разум хочет уехать в продолжительный отпуск на Бага­мы. Нет-нет, «детального объяснения» не будет, вместо этого я вам предлагаю короткий обзор сигнальной систе­мы мозга и ее влияния на наше тело.

Независимо от того, участвует миндалевидное тело в реакции «борьбы или бегства» или нет, в случае действи­тельной или мнимой опасности частота сердцебиений у человека увеличивается, в кровоток выбрасывается адре­налин и другие гормоны стресса. Согласно последним ис­следованиям, проведенным доктором Джимом Макгау из Университета Калифорнии в Ирвине, адреналин оставляет более сильные воспоминания в нашем мозгу, чем гормоны удовольствия. Это означает, что ваши тревожные ощуще­ния «химически перегружены» и остаются с вами дольше, чем приятные переживания.

Ухудшает ситуацию то, что миндалевидное тело мно­гих из нас слишком восприимчиво (возбудимо), то есть оно чаще и охотнее выделяет адреналин, чем требуется. Следствием этого является наша способность заводиться с полуоборота, легко впадать в панику и в целом делать из мухи слона. Человека с возбудимым миндалевидным телом легко определить по его поведению: как правило, такие люди — буйные и мнительные, это паникеры, хро­нические жалобщики.

Когда миндалевидное тело находится в постоянной лихорадочной активности, оно расширяет негативные ней­ронные пути в нашем мозгу. Мы наполняемся негативны­ми мыслями и начинаем беспокоиться, воображая снова и снова нежелательные события, испытывая тревогу и не­счастье. Мы рассказываем сами себе истории, основанные на, как я это называю, «засевших в голове старых убеж­дениях ».

Возбудимое миндалевидное тело отрицательно влияет на здоровье. Если оно постоянно участвует в реакции «борьбы или бегства», химические продукты стресса, вы­пущенные в кровь, накапливаются. Саблезубых тигров, пугавших наших предков, в современном мире заменили опасные ситуации на дорогах, конфликты с начальником или сотрудниками, ссоры с мужем или женой. Эти повсе­дневные «опасности» запускают гормоны «борьбы или бегства», но они не требуют от вас бегства в безопасное место или драки с кем-либо, то есть тех физических дей­ствий, на которые раньше расходовались химические про­дукты стресса. Теперь эти вещества накапливаются в ор­ганизме, создавая усталость и вызывая болезни.

Слишком восприимчивая сигнальная система может навредить вашему здоровью и значительно понизить уро­вень вашего счастья, пока вы не научитесь управлять ею. Обучая мозг новым приемам

Хотя вы запрограммированы на то, чтобы притягивать негативное и иметь высокочувствительную сигнальную систему, у вас есть надежда на увеличение уровня сча­стья. В отличие от мозга собаки человеческий мозг может «выучить» новые приемы. Изменение мыслей ведет к из­менению биохимии мозга и, возможно, структуры ДНК.

Исследования, проведенные доктором Ричардом Дэ­видсоном, директором Лаборатории эмоциональной нейробиологии в Университете Висконсина в Мэдисоне, с ко­торым вы уже встречались в первой главе, показали, что разные новые мысли создают новые нейронные проводя­щие пути. Когда мы меняем образ мыслей, чтобы поддер­живать счастье, негативные нейронные пути суживаются, а позитивные пути расширяются. Становится легче думать о положительных вещах.

Годами считалось, что наследственный компонент в нашем уровне счастья — 50 процентов, определяемые струк­турой ДНК, — не может быть изменен. Однако Брюс Липтон, молекулярный биолог и автор книги «Биология веры», считает, что состав ДНК не настолько постоянен, как мы думаем. В своем любопытном исследовании он предполагает, что позитивные и негативные мысли влияют на ДНК. Это еще одно доказательство того, что наше мышление может «перенастроить» наш уровень счастья.

Я не говорю о принятии желаемого за действительное или простом решении быть счастливым. Не нужно приклеивать улыбку на лицо, чувствуя боль, или покрывать сгоревший пирог слоем глазури. Негативные эмоции все еще с вами. Я говорю о возможности высшего мозгового центра и коры головного мозга изменить «негативное смещение» и «победить» примитивную сигнальную сис­тему.

Пускаем в ход кору головного мозга

Согласно последним исследованиям, счастье «живет» в коре головного мозга, в левой префронтальной области, если быть точной. У счастливых людей повышена актив­ность этой области, у людей же, склонных к тревоге, стра­ху и депрессии, повышена активность правой префрон­тальной области. Когда речь идет о счастье, вы не може­те обмануть свою природу. Психолог доктор Джеймс Хардт, один из лучших специалистов в области волн, из­лучаемых мозгом, объяснил мне, что активность мозговой волны счастливого человека отличается от активности аналогичной волны несчастливого человека. Его исследо­вание показало, что у людей, которые меньше реагируют на пугающие сигналы миндалевидного тела, большую ак­тивность проявляют альфа-волны.

Счастливые люди не переполнены негативными мысля­ми и не включают постоянно реакцию «борьбы или бег­ства», их привычки позволяют относиться ко всему про­ще при помощи высшего мозгового центра и коры головного мозга. Из интервью со «ста счастливчиками» я поняла, что они не верят всему, о чем думают.

• Они более скептически настроены по отношению к негативным мыслям. Они подвергают сомнению тре­вожные сигналы и отвергают их, когда это необхо­димо.

• Они не борются с негативными мыслями. Они зна­ют, что зачастую это побочное действие их «нега­тивного смещения» и что можно возвыситься над разумом и выбросить их из головы.

• Они глубже запечатлевают позитивные мысли и на­слаждаются позитивными чувствами.

Вот три «счастливые привычки», которые помогут вам создать новые нейронные пути в своем мозгу.

«Счастливые привычки разума»

1. Задавайте вопросы вашим мыслям.

2. Возвысьтесь над разумом и выбросите из головы лишнее.

3. Склоняйте свой разум к радости.

«СЧАСТЛИВАЯ ПРИВЫЧКА РАЗУМА» 1

Задавайте вопросы вашим мыслям.

У несчастья есть только одна причина: ложные убеждения