Смекни!
smekni.com

Марси Шимофф Про счастье (стр. 48 из 59)

В своих интервью со «ста счастливчиками» я обнару­жила ту же особенность. Хотя они очень отличались друг от друга по количеству дружеских связей, их отношения с другими людьми процветали и поддерживали их сча­стье. «Сто счастливчиков» отличает то, что они не зави­сят от других в своем счастье. Если вы «счастливы без причины», вам нравится проводить время с вашей семьей и друзьями, но также вы можете наслаждаться и одино­чеством. Вы переносите свое счастье на отношения, а не пытаетесь извлечь его из них.

Эмоциональная заразительность

Одно из самых удивительных открытий, которое сде­лали нейробиологи в последнее десятилетие, заключается в том, что мозг задействован в определении отношения человека к другим людям. Каждый, с кем мы взаимодей­ствуем, даже если он просто кивнул нам на улице, акти­визирует «нейронный мост», который связывает нас. Че­ловеческий мозг содержит так называемые «зеркальные» нейроны, которые возбуждаются благодаря соответствию или противоречию с окружающими нас людьми.

Вы никогда не ловили себя на том, что ненароком на­чинаете подражать выражению лица, позе, жестикуляции и мимике или ритму речи человека, с которым беседуете? Или зеваете в ответ на зевок другого человека, даже если вы не устали? Когда вы наблюдаете кого-то, кто соверша­ет эти действия, ваши «зеркальные» нейроны подражают им в вашем мозгу, как если бы вы сами совершали эти действия!

«Зеркальные» нейроны также связаны с нашей спо­собностью глубоко проникаться чувствами другого чело­века. Это объясняет, почему, когда в комнату входит сер­дитый или расстроенный человек, мы сразу чувствуем это. Или когда мы просто видим, что кого-то переполняют эмоции, этого достаточно, чтобы наши глаза увлажнились слезами. Некоторые ученые считают, что аутизм, который характеризуется нарушенной способностью устанавливать отношения с другими, может приводить к повреждению «зеркальных» нейронов. Наши эмоции заразительны. Как считает всемирно известный психолог Дэниел Гоулман, автор книг «Эмоциональный интеллект» и «Социальный интеллект», эмоции передаются от одного человека к другому подобно простуде. И если «подхватить» припод­нятое настроение приятно и полезно, то гнев, зависть, тревога или ненависть могут оказать вредное воздействие. Доктор Гоулман говорит, что чем больше мы связаны с кем-то эмоционально, тем большее влияние этот чело­век оказывает на нас, особенно по прошествии времени.

Я перенимала приятные эмоции от тех, кто был мне бли­же всего, особенно от Сержио. Я, конечно, специально не ставила счастье в перечень качеств, которыми должен об­ладать мой идеальный мужчина, но очень рада, что Сер­жио по-настоящему веселый и счастливый человек. Он честно заслужил возможность войти в список «ста счаст­ливчиков». На самом деле он неистощим на песни. Снача­ла я думала, что Сержио пытается произвести на меня впечатление, когда он, находясь под душем, громко запел красивую итальянскую любовную песню, которую было слышно по всему дому. Однако даже сегодня, когда у не­го нет надобности производить на меня впечатление, гром­кое и радостное пение в ванной до сих пор является ча­стью его ежедневного ритуала. Этим все не ограничивает­ся. Сержио поет, когда готовит завтрак, стирает (да-да, он стирает!) или пишет электронные сообщения — то есть почти целый день. Иногда мне даже приходится выходить из своего кабинета, когда я говорю по телефону по делу, чтобы попросить его «убавить громкость». Тем не менее я никогда не променяю возможность находиться под его радостным воздействием ни на что другое в мире. Это так потрясающе повлияло на мое счастье!

Подумайте о людях в вашей жизни. Вы бы хотели пе­ренять их эмоции?

Привет, подружка!

Наши отношения биохимически воздействуют на наши тела. Когда у нас хорошие отношения с людьми, наш мозг наполняет клетки «счастливыми» химическими веществами, а когда у нас нездоровые социальные взаимоот­ношения, в наш организм выделяются вредные химиче­ские вещества.

Согласно последним исследованиям, женское биохими­ческое «устройство» мозга в отличие от мужского застав­ляет женщин с большей охотой устанавливать отношения с другими людьми. Хотя в ситуации стресса и мужчины и женщины выделяют адреналин и кортизол, в эпохальном исследовании, проведенном Калифорнийским университе­том Лос-Анджелеса, ученые открыли, что в целях защиты от этих химических веществ мозг женщины выделяет ок-ситоцин, связующий гормон, о котором я говорила в шес­той главе. Вот почему женщина, у которой случается в жизни что-то неприятное, ищет общения в компании или долго и обстоятельно болтает с близкой подружкой. Так­же в подобной ситуации она может почувствовать, что желает заботиться о детях или домашних животных. Уче­ные называют такое поведение «забота и поддержка», оно вызвано окситоцином и, в свою очередь, увеличивает количество этого вещества. Чем больше женщины забо­тятся о ком-то и поддерживают друг друга, тем больше окситоцина выделяется в кровь, производя успокаиваю­щий эффект и снижая уровень стресса.

Нет никаких сомнений, что друзья помогают женщи­нам прожить более счастливую и здоровую жизнь. Знаме­нитое «Исследование здоровья медицинских сестер» ме­дицинской школы Гарварда показало, что чем больше друзей у женщины, тем меньше у нее физических про-элем с возрастом и больше шанс прожить счастливую жизнь. На самом деле результаты исследования оказались настолько знаменательными, что ученые сделали вывод: отсутствие близких друзей или доверенных лиц настолько же вредно для здоровья женщины, как курение или из­быточный вес.

Мой коллега Джон Грей, автор книги «Мужчины с Мар­са, женщины с Венеры», у которого я брала интервью для этой книги, провел обширные исследования на предмет взаимосвязи между стрессом, гормонами и полом. Он рас­сказал мне, что, если женский организм выделяет оксито-цин, когда сталкивается со стрессом, у мужского другая биологическая реакция. Если мужчина сталкивается со стрессовой ситуацией, у него в большей степени выделя­ется кортизол, понижающий уровень допамина и тесто­стерона, провоцируя расстройство и депрессию. Доктор Грей считает, что мужчины биологически запрограммиро­ваны на образование этих нейрохимических веществ пу­тем решения проблем, принятия мер или преодоления риска и опасности, а не посредством разговоров или за­боты о ком-то. Меньшее количество окситоцина в их ор­ганизме заставляет их меньше общаться с друзьями.

Отношения и ваша энергия

Пока вы прочно не утвердитесь в состоянии «счастья без причины», ваше счастье будет подвержено влиянию окружающих людей. Если вы окружаете себя отношениями, которые поддерживают вас, ваша энергия расширяется. Если же в вашей жизни много людей, отравляющих жизнь, ваша энергия сжимается.

Если вы будете практиковать следующие «счастливые привычки отношений», ваш уровень счастья поднимется.

«Счастливые привычки отношений»

1. Заботьтесь о своих отношениях.

2. Обеспечьте себе поддержку.

3. Воспринимайте мир как вашу семью.

«СЧАСТЛИВАЯ ПРИВЫЧКА ОТНОШЕНИЙ» 1

Заботьтесь о своих отношениях.

Вы становитесь средним арифметическим пяти людей, с которыми вы больше всего общаетесь. Джим Рон, писатель и лектор-мотиватор

Мы заботимся о наших садах, пропалывая их, поливая деревья и высаживая цветы. Мы можем заботиться о на­ших отношениях, проводя больше времени с людьми, ко­торые поддерживают наше счастье, и меньше с теми, кто разрушает его.

Разумеется, чем счастливее вы в душе, тем меньше вы подвержены неблагоприятному воздействию окружающей среды. Беседуя со «ста счастливчиками», я видела, что они общаются с отравляющими жизнь людьми, когда в этом есть необходимость, но при возможности они огра­ничивают взаимоотношения с ними.

Одна из «ста счастливчиков», писательница и инструк­тор по персональному росту Марта Бек, знакомая вам по шестой главе, испытала в своей жизни невероятное личное преображение, которое привело ее к состоянию глу­бокого счастья. В следующей истории она описывает, как научилась узнавать поддерживающие ее отношения.

История Марты.

Моя большая разобщенная семья

Я только переехала в город Финикс и, чувствуя себя оторванной от общества, пошла на презентацию книги в надежде встретить там других читающих людей. Но на мероприятии было настолько скучно, что я решила уйти домой. Оказалось, что это не так-то просто. Когда я ухо­дила, чувствовала, как что-то в буквальном смысле пыта­ется меня развернуть и снова втолкнуть в здание. Всю дорогу домой я боролась с сильным желанием повернуть машину, поехать обратно и встретиться с кем-то.

Неделю спустя я пошла в кафе и там увидела Анетт. Я немедленно узнала ее, но не потому, что она присутст­вовала на презентации. Она там была, но я ее не видела. Я узнала Анетт, потому что знала ее. Казалось, будто давным-давно наши души договорились встретиться в Фи­никсе (штат Аризона) в назначенное время. Это ощуще­ние было таким сильным, что могло напугать меня, если бы я уже не испытывала его несколько раз раньше, с разными людьми и в разных местах.

Мне было около пятнадцати, когда у меня появилось такое ощущение, что я встречаю очень малое количество людей, которые мне нравятся. Секс, наркотики и рок-н-ролл привлекали меня меньше, чем английская литература и биология, — в отличие от многих подростков. У меня было много таких же, как я, друзей-«ботаников», эта груп­па ровесников давила на меня, считая, что учиться надо ради сдачи SAT (экзамен на проверку академических спо­собностей). До сих пор я странным образом чувствовала себя не в своей тарелке. Я ходила по коридорам нашей большой средней школы, как зебра, отбившаяся от стада, выискивая других полосатых существ.