Смекни!
smekni.com

Марси Шимофф Про счастье (стр. 5 из 59)

Я осознала, что у меня проблема. Я не могла найти нужные мысли, которые сделали бы меня счастливой. Моя жизнь к этому моменту явилась доказательством тщетности такого подхода. Я дошла до точки. Надо было что-то менять. Мне пришлось признаться себе в ужасной правде: я до сих пор чувствовала себя опустошенной. У меня были все причины, чтобы стать счастливой, но я такой не стала.

И все-таки я очень долгое время верила, что мои при­обретения, мои достижения и мой опыт помогут мне об­рести счастье, что для этого должно пройти немного вре­мени.

Но может быть, счастье не зависело от причин, кото­рые я себе надумала? Может быть, счастье вообще ни от чего не зависело....

Вот тогда-то я и переключила свое внимание на идею «счастья без причины» и начала применять принципы, от­крытые мной во время исследований и опросов. В резуль­тате уровень моего счастья сделал качественный скачок. Я почувствовала спокойствие и благополучие, которые шли изнутри. Неожиданно для себя я начала целыми дня­ми что-то напевать и вдруг поняла, что стала больше це­нить окружающих людей. Я осознала, что добилась успе­ха, когда пять лет назад друзья начали называть меня «веселый зайчик».

Это взволновало меня так, как если бы я получила Нобелевскую премию.

Все мои искания не учитывали очень важной инфор­мации. Она полностью изменила мой подход к состоянию счастья, и стало понятно, почему столько лет настоящее счастье ускользало от меня.

Почему одни люди счастливее, чем другие?

Если бы мы с вами сидели в кафе за чашечкой чая и я бы спросила вас: «Вы счастливы?» — что бы вы ответили?

Некоторые бы сказали: «Безусловно! Куда уж счаст­ливее!» Такой ответ дали бы немногие. Еще значительная часть людей ответили бы: «Иногда». Несомненно, что в итоге половина людей сказали бы: «Нет, не совсем...» Некоторые умеют наслаждаться своей жизнью незави­симо ни от чего, в то время как другие не могут обрести счастье, даже прикладывая к этому огромные усилия. Большинство из нас находится в промежуточном состоя­нии. Причина такого различия заключается в «заданной величине» счастья, которую я упоминала во введении. Ис­следования показали: независимо от того, что происхо­дит в вашей жизни, вы стремитесь вернуться к фиксиро­ванному показателю счастья. Как значение вашего веса колеблется вокруг одной и той же цифры, так величина вашего счастья останется на том же уровне, пока вы не приложите усилия, чтобы изменить ее.

Было проведено исследование поведения людей, кото­рые выиграли в лотерею. Многие из них думали, что по­лучили билет в волшебный мир радости и счастья. В тече­ние года уровень счастья этих победителей возвращался к тому, который у них был до неожиданной удачи. Порази­тельно, но то же самое происходило с теми, кого разби­вал паралич. Примерно через год они возвращались к первоначальному уровню счастья.

Каким бы ни был опыт, положительным или негатив­ным, люди стремятся к заданной величине счастья. Даль­нейшие исследования показали только три исключения из данного правила: потеря супруга (супруги), от которой очень сложно оправиться, хроническая безработица и край­няя нищета.

«Ладно, — подумаете вы, — если мой уровень счастья постоянен, откуда он вообще взялся?» У доктора Дэвида Ликкена, ученого из Университета Миннесоты, возник тот же вопрос. Чтобы определить, какой процент счастья мы получаем от рождения и какой — в процессе воспитания, Ликкен и его команда в 1980-е годы стали изучать близ­нецов, включая однояйцевых, которые воспитывались от­дельно друг от друга. После длительных испытаний и опытов они открыли, что примерно 50 процентов нашего уровня счастья дается нам с рождения, а 50 процентов приобретается в течение жизни. Обычно вы веселы и бодры или, наоборот, всегда мрачны и тоскливы наполо­вину потому, что вы родились такими, а наполовину по­тому, что ваше состояние определяется вашими мыслями, чувствами и убеждениями, сформированными под влияни­ем вашего жизненного опыта.

В последнем обзоре литературы и исследованиях сча­стья позитивные психологи Соня Любомирски, Кеннон Шелдон и Дэвид Шаад подтвердили открытие Ликкена, которое заключалось в том, что 50 процентов счастья связаны с нашей наследственностью. Интереснее оказа­лась информация по поводу оставшихся 50 процентов. По-видимому, только 10 процентов величины счастья обу­словлены такими обстоятельствами, как наш уровень бла­госостояния, семейное положение и работа. Остальные 40 процентов зависят от наших ежедневных мыслей, чувств, слов и действий. Вот почему можно повысить свой уро­вень счастья самостоятельно. Таким же образом, как вы включаете обогреватель, чтобы согреться в прохладный день, у вас есть возможность включить режим счастья на более высокий уровень спокойствия и благополучия.

Открытие заданной величины счастья и нашей способ­ности влиять на нее переворачивает все наши взгляды на счастье вверх ногами. Мы тратим целую жизнь на поиски счастья, стремимся к нему, пытаемся приобрести благо­состояние, красоту, хорошие отношения с окружающими, карьеру и так далее. Вся правда в том, что надо всего лишь поднять свой уровень счастья.

Я уверена, лучше знать заранее, что относишься к ка­тегории людей с низким начальным уровнем счастья, пре­жде чем тратить огромное количество времени и энергии на погоню за ним. После моих интервью со «ста счаст­ливчиками» я поняла, что действительно счастливые люди счастливы без причины.

Давайте рассмотрим этот феномен.


Диапазон счастья

Счастье по какой-либо причинеэто просто

обратная сторона страдания.

Упанишады

Как-то раз я решила свести воедино все мои откры­тия, и каждый кусочек мозаики встал на свое место. Я сказала себе: «Ага, получается, у счастья есть диапа­зон! »

Несчастье. Мы все знаем, что это означает. Неудачная жизнь. Характерные признаки: тревога, усталость, грусть или подавленное состояние — в общем, заурядное несча­стье. Это не то же самое, что клиническая депрессия, ко­торая характеризуется глубоким отчаянием и безнадеж­ностью, сильно препятствующими нормальной жизни, и для лечения которой требуется профессиональная по­мощь.

«Счастье по причине нехороших событий». Когда лю­ди несчастливы, они часто пытаются улучшить свое со­стояние, предаваясь удовольствиям или совершая поступ­ки, которые приносят радость на некоторое время, но в целом причиняют вред. Они пытаются добиться наслаж­дения с помощью наркотиков, алкоголя, чрезмерного секса, шопинга, азартных игр, переедания, постоянного просмот­ра телевизора. Вряд ли такое состояние можно назвать счастьем. Это способ временно избавиться от несчастья, получив дозу удовольствия.

«Счастье по причине хороших событий». Обычно лю­ди под счастьем имеют в виду хорошие отношения с близкими и друзьями, успешную карьеру, материальную обеспеченность, владение красивым домом, машиной, пра­вильное использование таланта или силы. Это удоволь­ствие, которое мы получаем, когда приобретаем полезные вещи.

Не поймите меня неправильно, я полностью за такое счастье! Но это только половина дела. «Счастье по причине хороших событий» зависит от внешних обстоятель­ств жизни. Стоит измениться обстоятельствам, как наше счастье уходит вместе с ними.

В душе вы знаете, что счастье не равносильно тому, чтобы сводить концы с концами, бороться с болью или держать все под контролем. Настоящее счастье — это не просто коллекция счастливых моментов. Сердцем вы по­нимаете, что это нечто большее.

Вы правы. В диапазоне счастья есть еще один уровень: «счастье без причины».

«Счастье без причины». Это настоящее счастье, нейро­физиологическое состояние спокойствия и благостности, которое не зависит от внешних обстоятельств.

«Счастье без причины» нельзя сравнить с бурной ра­достью, эйфорией, приступом хорошего настроения или высшей точкой волны положительных эмоций, так как эти состояния временны. Такое счастье не означает, что надо ходить и улыбаться, как дурак, 24 часа в сутки семь дней в неделю либо ощущать мнимый душевный подъем. Речь идет не об эмоциях. На самом деле, будучи счастли­вы без причины, вы можете испытывать любые эмоции, включая печаль, страх, гнев или боль, но в основе всего этого будут лежать спокойствие и благостность.

Когда вы счастливы по-настоящему, вы стараетесь пе­ренести счастье на внешние обстоятельства, а не полу­чать его от них. Вам не надо управлять окружающим миром, чтобы быть счастливыми. Вы живете благодаря счастью, а не для счастья. Это принципиально новая идея.

Многие из нас пытаются стать «счастливыми по причине хороших событий», собирая счастливые моменты, словно бусины для ожерелья. Приходится тратить много времени и энергии на поиски нужной бусины, чтобы собрать «сча­стливое ожерелье». «Счастье без причины» — это, образ­но выражаясь, обладание счастливой ниткой бус. Неваж­но, какие бусины мы будем нанизывать — плохие, хо­рошие или нейтральные, — наше внутреннее состояние счастья похоже на нитку, которая проходит через все бу­сины.

Если вы счастливы без причины, вы счастливы безого­ворочно. Это не значит, что все у вас в жизни будет иде­ально — это значит, что при любых обстоятельствах вы останетесь счастливыми.

Так описал это Руми, поэт-суфий, живший в трина­дцатом веке: «Счастлив не потому, что что-то случилось. Горяч не от огня или горячей воды. Легкий, я отмечаю ноль на чаше весов». Когда я просила «сто счастливчи­ков» описать достоинства «счастья без причины», я снова и снова получала одни и те же ответы: