Стюарт, соавтор книги «Успех, построенный навечно», всегда знает много интересных (и зачастую мрачных) фактов. Как он мне объяснил, во времена Джефферсона, в конце XVIII — начале XIX века, первое значение слова «гнаться» было не «преследовать что-либо», а «упражняться в чем-то, делать что-то регулярно, формировать привычку». Какая же это огромная разница в определениях! Томас Джефферсон, наш мудрый отец-основатель, имел в виду, что у нас у всех есть право упражняться в счастье, а не гнаться за ним, что в любом случае не очень продуктивно. Так давайте перестанем преследовать счастье, давайте будем тренироваться, чтобы его обрести. Для этого нам надо завести новые привычки.
Привычки счастливых людей
Люди с высоким уровнем счастья — такие же простые смертные, как и мы. У них нет специальных возможностей, дополнительного сердца или рентгеновского зрения. У них просто другие привычки. Вот так все просто. Психологи полагают, что 90 процентов поведения обусловлено привычками, поэтому, чтобы стать счастливыми, нужно разобраться именно в них.
Некоторые книги и телепрограммы предлагают вам просто решить стать счастливыми: решитесь на это — и обретете счастье. Я лично не согласна. С тем же успехом вы можете решить стать великим пианистом и ждать незамедлительного эффекта. Однако вы способны предпринять необходимые шаги, чтобы добиться цели. Например, начать учиться играть, брать уроки фортепьяно. Благодаря упражнениям вы приведете себя в необходимую форму и, может быть, впоследствии даже будете давать сольные концерты.
Таким же образом вы можете стать счастливыми — перенимая привычки счастливых людей.
Ваши обычные мысли и поведение в прошлом создали специфические нейронные пути в «проводке» вашего мозга, сравнимые с дорожками на граммофонной пластинке. Когда мы думаем и ведем себя определенным образом снова и снова, нейронные пути укрепляются и дорожки становятся глубже. Точно так же протоптанная тропинка через поле со временем превращается в дорогу. У несчастливых людей больше негативных нейронных путей. Вот почему вы не можете не учитывать работу вашего мозга и просто решить стать счастливыми! Для того чтобы поднять вашу величину счастья, вам надо создать новые дорожки.
Раньше ученые думали, что стоит человеку повзрослеть, как его мозг фактически «застывает», и это никак нельзя изменить. Современные исследования располагают другой, более интересной, информацией о гибкости мозга: когда вы думаете, чувствуете и действуете иначе, мозг изменяется и практически заново прокладывает «проводку». Вы вовсе не обречены на одни и те же негативные реакции. Ведущий исследователь мозга доктор Ричард Дэвидсон из университета Висконсина считает: «На основании наших знаний о гибкости мозга мы можем относиться к явлениям счастья и милосердия как к навыкам, которые не отличаются от навыка игры на музыкальном инструменте или игры в теннис... Мы можем тренировать наш мозг и становиться счастливыми».
Только некоторые из тех «ста счастливчиков», кого я опрашивала, были счастливы с рождения. Остальные этому научились, используя привычки, которые поддерживали их счастье.
Как говорил далай-лама, один из моих счастливых героев, важно знать, какие привычки поддержат ваше счастье, а какие нет. В своей книге «Искусство быть счастливым» он пишет:
«Начинать следует с определения факторов, которые ведут к счастью, и факторов, которые ведут к страданию. После этого необходимо постепенно исключить из своей жизни те факторы, которые ведут к страданию, и усилить те, которые ведут к счастью. В этом — смысл моей идеи».
Позже мы определим «факторы, которые ведут к счастью». А сейчас давайте разберемся с «факторами, которые ведут к страданию».
Существуют два важнейших мифа, вера в которые не дает нам обрести «счастье без причины». Это миф о Большем и миф о «Я-буду-счастлив-когда ». Они настолько распространены в нашей культуре, что коснулись почти всех.
Миф о Большем
Кто богат? Тот, кто доволен своей участью.
Из Талмуда
Многие из нас стали жертвами того, что я называю мифом о Большем: чем больше мы имеем, тем лучше мы себя чувствуем. Наше желание приобретать все больше предметов или «ярких блестящих вещиц», как говорит мой друг Стюарт, основано на коллективном, постепенно укрепляющемся и часто бессознательном убеждении: безделушки, успех и деньги равносильны счастью. Как показывает статистика, это неверное убеждение.
• Средний индивидуальный доход американцев за последние пятьдесят лет вырос более чем в два с половиной раза, но их уровень счастья остался прежним.
• Почти 40 процентов тех, кто входит в список самых богатых людей (по оценкам журнала «Форбс»), счастливы меньше, чем средний американец.
• Даже если индивидуальный годовой доход американца превышает 12 000 долларов, это практически не влияет на уровень счастья.
Очевидно, что самые счастливые люди — это не те, у которых есть все. Если бы было иначе, в Голливуде жило бы больше счастливых людей! До сих пор нас соблазняет укоренившаяся мысль о том, что на деньги можно купить счастье — по крайней мере, мы думаем, что так произойдет с нами. Недавний опрос показал: люди с любым уровнем дохода считают, что деньги точно увеличат их счастье.
Однажды репортер спросил у Дж. Пола Гетти, основателя нефтяной компании «Гетти Ойл» и первого в мире биллионера: «Вы самый богатый человек в мире. Вам кажется, что у вас уже достаточно денег?» Тот немного подумал и сказал: «Еще пока нет».
Это хороший пример того, что наше желание приобретать не принесет нам настоящей радости. Но почему так сложно остановиться?
Мэдисон-авеню не хочет, чтобы мы останавливались. Реклама существует для того, чтобы увековечить миф о Большем; это двигатель нашей экономики. Каждый год тратятся биллионы долларов, чтобы убедить вас в том, что вы неправильно живете и что вам нужны вещи, много вещей для счастья. Однажды ночью я даже провела эксперимент. Я посчитала, сколько раз за время просмотра телевизора меня пытались в этом убедить. Поразительно! За три часа меня 68 раз атаковали рекламные сообщения, твердящие о том, что я обречена на нищету, если не куплю продукт такой-то компании. Причем это было сделано самым занимательным, привлекательным и изобретательным образом. Рекламодатели пытались убедить меня в том, что мне нужна самая удобная машина (пять разных компаний утверждали, что их машины самые удобные), самый сексуальный бюстгальтер (одна фирма украшала их бриллиантами, которые стоят 2 миллиона долларов — получается по миллиону на каждую грудь!), волшебные таблетки (о них поговорим позже) и лучшие товары по уходу за колеей (боже упаси, я должна выглядеть на свой возраст!).
Я знаю, о чем вы сейчас подумали: «Я не обращаю внимания на акции торговых компаний. Они никак не влияют на меня». Простите, что разрушаю ваши иллюзии, но все-таки влияют.
Вы не можете ничего поделать с этим: все эти многократно повторяемые рекламные обращения внедряются в мозг на бессознательном уровне и становятся нашими убеждениями. Если бы было иначе, рекламодатели никогда бы не тратили такое количество денег на то, чтобы вы постоянно видели их объявления.
Если дети в среднем смотрят телевизор пять часов в день, то нет ничего удивительного в том, что они несчастливы и просто сходят с ума, чтобы получить игрушку, видеоигру или фирменные джинсы. Если вы видели поведение детей в Рождество, вы поймете, почему меня так тронула история, рассказанная одним молодым отцом:
«Когда моей старшей дочери Виктории было почти три года, перед праздником мы каждый вечер читали книжку доктора Сеусса «Гринч — похититель Рождества». Дочка удобно устроилась рядом со мной, когда я начал читать: «Каждый житель Ктовилля любил Рождество...» Виктория слушала, как Гринч открывает свои планы похитить Рождество у жителей Ктовилля. Нарядившись Санта-Клаусом и надев на свою собаку шкуру северного оленя, Гринч прокрадывается в дома и уносит оттуда все, оставляя только крюки и провода на голых стенах. К его удивлению, жители Ктовилля продолжают радоваться празднику, несмотря на потерю подарков и елок, украшений и нарядов. Ему не удалось лишить их Рождества, оно пришло к ним так же, как и всегда.
В то рождественское утро мы встали раньше Виктории, чтобы посмотреть, как она обрадуется подаркам под елкой. Первым делом она побежала к обеденному столу на кухню, где она оставила Санта-Клаусу и его оленям немного еды. Она убедилась в том, что Санта побывал у нас: на тарелке остались крошки от печенья, стакан из-под молока был пуст, морковка исчезла. Моя жена, беременная вторым ребенком, и я светились от счастья, видя, что наша дочь так радуется и волнуется при мысли о посещении нашего дома самим Сантой. Затем она побежала в гостиную и увидела подарки под елкой.
Мы думали, дочка кинется к ним, но вместо этого она подняла свою маленькую ручку и сказала: «Стойте. Давайте представим, что тут был Гринч. Он унес все, кроме крюков и проводов. Но мы все равно будем счастливы!»
Мы были счастливы, и моя любовь к дочери в этот день словно выросла втрое».
На что были бы похожи наши жизни, если бы мы могли быть счастливы независимо ни от чего?
Когда вы ощущаете внутреннее естественное счастье без причины, вы получаете удовольствие от вещей, но не ждете, что они доставят вам удовольствие. Вы вполне в состоянии избавиться от мифа о Большем.
Миф о «Я-буду-счастлив-когда»
Миф о «Я-буду-счастлив-когда» — близкий родственник мифа о Большем. Какое из следующих высказываний вам близко?