Смекни!
smekni.com

Культурологические школы XX века (стр. 2 из 2)

В качестве знаков или символов у Клиф­форда Гирца выступают и акты социального поведения людей, имеющие место в рамках культуры, которая становится для них не про­сто пассивным фоном, а активным, наполня­ющим их смыслом контекстом. Вернее даже было бы сказать, что носители данной куль­туры выстраивают своё поведение сообразно тем моделям, которые им для этого предла­гает их культура. Она выступает в качестве своеобразной «грамматики», которой люди пользуются для формирования «высказыва­ний» – социальных действий, нагруженных смыслом, доступным в полной мере только носителям данной культуры. Поведению но­сителей изучаемой культуры антрополог при­зывает уделять особо пристальное внимание, потому что «…именно в поведении – или, точнее, социальном действии – проявляются, артикулируются культурные формы».

В процессе постижения смысла какой-либо культурной реалии антропологу, как исследователю куль­туры, приходится постоянно переходить от части, которая обретает значение только в контексте целого, к целому, которое актуали­зируется в виде отдельных частей. Такое бес­конечное движение, заявляет американский учёный, является ничем иным, как «…зна­комой траекторией того, что Дильтей назвал герменевтическим кругом». Подход, разработанный Клиффордом Гир­цем в рамках американской культурной антро­пологии, явился выражением более широких тенденций развития эпистемологии и социо­гуманитарных наук во второй половине XX в. В частности, его последователям пришлось столкнуться с проблемами, связанными с тра­дицией постмодернизма, пришедшей из ли­тературоведения и философии, с проблемами формирования неклассической эпистемоло­гии и переосмысления феномена научного знания. В рамках культурной антропологии этот процесс выразил себя во всё большей «беллетризации» этой науки, приближении её к литературоведению, что, на наш взгляд, было вызвано заимствованием ряда концеп­ций, в том числе, огромную роль сыграло из­менение точки зрения на этнографию, которая стала рассматриваться как процесс производ­ства текстов. Во многом толчком для разви­тия этих идей стал курс лекций, прочитанных Клиффордом Гирцем в Стэндфордском уни­верситете в 1983 г., изданный позднее отдель­ной книгой17. В ней, проанализировав произ­ведения ряда антропологов, сформировавших образец научного стиля этой дисциплины, он делает вывод о том, что их убеждающая сила зиждется вовсе не на неопровержимости предлагаемых научных фактов и концепций, а скорее, на литературном таланте их созда­телей.

В 1970-х гг. начала складываться группа последователей Клиффорда Гирца, которая в 1980-е гг. образовала ядро направления, по­лучившего название интерпретативной ан­тропологии. В 1980-х уже вокруг самой ин­терпретативной антропологии выросла груп­па сторонников, чья деятельность оказалась важной для формирования тем антропологи­ческих исследований в 1990-х гг. Существует традиция выделения ряда направлений в рам­ках культурной антропологии США, сформи­ровавшихся в ходе развития проблематики, поднятой в своих работах К. Гирцем. Прежде всего, здесь можно назвать подходы, полу­чившие условные названия «антропология как культурная критика» (Маркус, Фишер, Клиффорд, Бун) и «экспериментальная этно­графия» (Агар, Лофланд, Хьюз, Ван Маанен). Однако вопрос о теоретической преемствен­ности этих направлений с трудами Гирца и отношения к ним самого основателя интер­претативного подхода в антропологии явля­ется сложным и не предполагающим одно­значных ответов. Его освещение выходит за рамки данной статьи и требует отдельного рассмотрения.

5. Игровые концепции культуры

Раскрытие игровой концепции культуры, сформулированной Й. Хейзингом предполагает прежде всего определить, что автор вкладывает в понятие игры, в чем видит её характер и значение как явления культуры. Игра переходит границы чисто биологической или чисто физической деятельности, так как уже в наипростейших формах, в том числе и в жизни животных, игра есть нечто большее, чем чисто физиологическое явление, либо физиологически обусловленное психическая реакция. Исследователь указывает, что в игре есть нечто, выходящее за пределы непосредственного стремления к поддержанию жизни. Как бы это не называлось, в любом случае, эта целенаправленность игры являет на свет некоторую нематериальную стихию, включенную в сущность игры.

К определению основных функций игры неоднократно обращались ученые различных специализаций (физиологи, психологи, философы, педагоги). Синтез этих теорий позволяет выделить следующие положения:

- игра - высвобождение избыточной жизненной силы;

- игра - инстинкт подражания;

- игра - удовлетворение потребностей в разрядке;

- игра - упражнение на пороге серьезной деятельности;

- игра учит себя ограничивать;

- игра поддерживает собственную индивидуальность

Однако, Й. Хейзинга находит неудовлетворительными эти объяснения, так как, по мнению исследователя, можно было бы принять эти положения, но в том случае, если бы хотя бы одно из них было исчерпывающим, оно исключило бы все остальные либо, как некое “высшее единство охватывало их и вбирало в себя”.

Й. Хейзинга доказывает, что игра относится к области иррационального, так как игра простирается на животных и на человеческий мир, она не может быть обоснована никакими рационалистическими связями. Ведь укоренённость в рассудке означало бы, что её пределы - человеческий мир. Существование игры не связано ни с какой-либо ступенью культуры, ни с какой-либо формой мировоззрения “Игра, какова бы ни была её сущность, не есть нечто материальное” Даже у животных она вырывается за границы физического существования. С точки зрения мира, мыслимого как детерминированный, то есть как чисто силовое взаимодействие, игра есть нечто избыточное. Лишь с вторжением духа, который сводит на нет эту детерминированность, наличие игры становится возможным, мыслимым, постижимым.

Существование игры утверждает сверхлогический характер положения в космосе: животные могут играть, следовательно, они нечто большее, чем механизмы; человек играет и знает, что он играет, следовательно, он нечто большее, нежели разумное существо, так как игра неразумна.

Й. Хейзинга дает понятие игры в культуре следующим образом: игра предстает как некая заданная величина, предшествующая самой культуре, сопровождающая и пронизывающая её от истоков, вплоть до той фазы культуры, которую в данный момент переживает сам наблюдатель. Наблюдатель обнаруживает присутствие игры как определенной особенности или качества поведения, отличного от обыденного поведения в жизни. Его будет интересовать игра как некая форма деятельности, форма, наделенная смыслом, и как социальная функция. Он пытается понять игру так, как воспринимает её сам играющий, в её первичном значении. Если он придет к выводу, что игра основывается на обращении с определенными образами, то захочет понаблюдать, как они проявляются в самой игре, и попытаться понять игру, как фактор культурной жизни.

Так, наиболее заметные первоначальные проявления общественной деятельности человека уже пронизаны игрою: например, язык, это первейшее и высшее орудие, которое человек формирует, чтобы иметь возможность сообщать, обучать, править. С помощью языка человек возвышает вещи до сферы духа. Поэтому “всякое абстрактное выражение есть речевой образ, всякий речевой образ есть ни что иное как игра слов”. Пронизан игрою и миф, который тоже “есть образное претворение бытия, только более подробно разработанное, чем отдельное слово”. Так же и культ: ведь ранние общества совершали свои свяшеннодейтсвия в ходе чистой игры. Далее Хейзинга делает немаловажный вывод: в мифе и культуре зачинаются великие движущие силы культурно жизни - право и порядок, общение и предпринимательство, ремесло и искусство, поэзии, ученость, наука; таким образом, все они уходят в ту же почву игровых действий.

В игре мы имеем дело с такой функцией живого существа, которая полностью может быть столь же мало определена биологически, как логически или этически. Понятие игры остается в стороне от всех остальных интеллектуальных форм, в которых можно было бы выразить структуру духовной и общественной жизни.

6. Заключение

Многие исследователи отмечают, что к концу ХХ века существовало более 800 определений культуры, так или иначе понимающих её социальную природу, границы и формы её существования. Это обилие определений свидетельствует об особом интересе, который сложился по отношению к этому социальному феномену, о значимости культуры в жизни современного общества. Сложившееся многообразие определений культуры - свидетельство сложной природы, которую имеет реальная культура в современном обществе; её отличает динамичный характер, резкие изменения, что подчас не позволяет создать достаточно законченную систему её описания. Но за этим многообразием определений скрывается и изменение положения культуры в жизни общества, её превращение в ядро и двигатель социальных изменений.

Если ещё в начале ХХ века прогресс общества ассоциировался с социальными революциями, политическими коллизиями и потрясениями, то к концу ХХ века у общества появились "культурные" способы разрешения конфликтов, и здесь социальный прогресс превращается в непрерывную цепь культурных модернизаций, новаций, реформ.

7. Список использованной литературы

1. Основы теории и истории культуры. - СПб., 1996.

2. Поликарпов B.C. Лекции по культурологии. - М., 1997.

3. Полищук В.И. Культурология. - М., 1998.