Распространенный комплект косметических средств восточной женщины состоял главным образом из декоративных средств и снадобий: хны, басмы (краска для волос, ногтей и др.), румян, сурьмы (для придания блеска глазам), золотой фольги и «галея» - особой ароматической смеси (для искусственных мушек).
В Индии впервые начали применять косметические пластические
операции с целью исправления форм лица. Широкое распространение
ринопластика (исправления форм носа, а также восстановление части или всего носа) объясняется тем, что в Индии за некоторые проступки виновным отрезали носы и уши. Конечно, такие люди не хотели мириться с подобными дефектами и хирурги приходили им на помощь с большим успехом. Сейчас хирургические операции с косметической целью обычны во всем цивилизованном мире.
Индийские женщины чернили брови и красили ногти красной краской, белили лицо и шею, красили щеки и ресницы, золотили губы и покрывали коричневой краской зубы.
Гречанки в большом количестве употребляли белила, румяна, пудры для плеч и рук, лица, порошки для ресниц и глаз, кармин - красная краска, добываемая из кошенили, духи. Для подведения глаз гречанки пользовались копотью от cгopaния особой эссенции. Копоть собирали в тарелку.
Белилами и румянами могли пользоваться только женщины
привилегированных классов, а остальные добивались “интересной бледности” путем накладывания на ночь масок из ячменного теста с яйцами
и приправами.
Ароматические эссенции, духи, масла помещали в керамические изящные флаконы , красиво расписанные сосуды, которые часто являлись произведениями искусства. Сосуды сферической формы позволяли легко наносить мазь непосредственно на кожу. Они изготавливались в Коринфе, так же как и вазы из алебастра или кувшины с одной ручкой, украшенные антическими рисунками. Начиная с VI в. до н.э., флаконы, изготовленные в Родосе, становились все более оригинальными: ступни, обутые в сандалии, божества, животные, сирены. Полированные бронзовые зеркала были предметом роскоши и стоили очень дорого.
В Афинах впервые появились парикмахеры, причесывавшие дам и брившие мужчин. Бритье бороды было делом особой важности. Александр Македонский накануне битвы при Аребела дал приказ, чтобы воины были бритыми. Этим он до известной степени оскорбил своих педагогов-философов. Именно в древней Элладе было принято, чтобы все мудрецы носили длинные бороды, а люди обыкновенного ума - более короткие. Вообще, эллины считали волосы украшением лица. Бритый подбородок у молодого человека был признаком изнеженности и порочности.
Выдающийся врач Древней Греции Гиппократ (460-377 гг.н. э.), один из основоположников античной медицины, прозванный «отцом медицины»), в своих трудах о кожных болезнях уделил внимание разделу косметических дефектов. Он предписывал притирания, с помощью которых женщины пытались освежить увядающую или восстановить увядшую кpaсоту. Его ученик и последователь Диокл предписывал гигиенические ванны и масcаж, а также различные масла и мази для смягчения кожи. Позднее им был написан солидный труд (в четырех томах) по косметике: по уходу за волосами, их окраске, по уходу за кожей лица, за глазами, носом, зубами, руками. Он предложил многочисленныe косметические препараты, а также средства для устранения скверного запаха из носа, рта, запаха пота, темных пигментных пятен, для смягчения кожи, для чистки зубов, для ароматизации тела и платья и разбрызгивания в комнатах, а также огромное количество других косметических средств для кожи, волос, ногтей н т. д.
Большое внимание косметике оказал Плиний (23-79 гг. н.э). Знаменитый врач древности Гален (130-201 гr. н. э. ) создал рецептуру крема, носящего ныне название «кольдкрем» . Гален тогда отмечал, что есть косметика, предназначаемая для естественной красоты, и есть косметика, преследующая цели маскировки, к которой относятся различные румяна, белила и т. п.
Следуя опыту египтян, греки обогатили гамму ароматизированных продуктов и увеличили их применение, как в религии, так и в повседневной жизни. Во время принятия ванны, до и после еды считалось правилом хорошего тона покрывать свое тело маслами и мазями, как в целях гигиены, так и для удовольствия.
Греки приписывали ароматам божественное происхождение. Усопшие, чьи тела были парфюмированы, погребались вместе с личными предметами, куда обязательно входил флакон с благовониями.
У римлян косметика имела большое распространение. Римляне широко пользовались мазями, притираниями и красками. У египтянок римлянки научились гримироваться Особенно ценились порошки и мази, привезенныe из Египта. Слава об искусстве египтянок дошла до Рима, и римские императрицы на вес золота ценили приобретаемые у жрецов храма Исиды таинственные составы «Cosmetiсon», которые будто бы придавали лицам блеск золота и белизну слоновой кости. Им приписывали магические свойства. Воспитанные и образованные девушки должны были уметь говорить по-гречески, умащивать тело маслами и благовониями, применять притирания, употребляющиеся знатными патрицианками, ухаживающими за собой.
Римлянкам были знакомы различные средства для удаления
волос, вплоть до введения в волосяные мешочки горячих игл, различные средства против полноты или худобы, против запаха пота, для освежения кожи путем отслойки надкожицы, нередко при помощи золы. Для удаления волос применяли негашеную известь, для ращения волос - высушенных и растертых в порошок лягушек или ящериц.
Римские женщины натирали лицо, спину, грудь и руки меловым порошком, смешанным со свинцовыми белилами, для придания коже белизны. Румянец на щеках наводили при помощи винных дрожжей и охры. Их применение иногда приводило к тяжелым и даже смертельным отравлениям от свинцовых белил и киноварных (ртутных) румян. На лицо наклеивали мушки. Глаза и брови подводили специальными черными карандашами, грифелями, сажей. Богатые матроны имели специальные несессеры (которые назывались “женский мир»), содержавшие краски, инструменты для косметики.
В римских парфюмерных лавочках продавались ароматические;. средства, предназначавшиеся для женщин и мужчин. Для кожи тела, лица имелись масла пальмового дерева, для рук - мятные масла, для волос - мази из эфирно-масличного растения майорана.
В Риме применение женщинами декоративной косметики было массовым, если не поголовным, явлением. Гримировались настолько усердно, что это вызвало немало злой сатиры. До нашего времени дошли язвительные сатиры римских поэтов Овидия, Горация, Лукиана, которые высмеивали римских матрон за чрезмерное увлечение косметикой
В разные периоды развития Римского государства, особенно во времена Империи, на косметические товары тратились баснословные, суммы денег. Так как казна пустела и денежные средства таяли, римский Сенат ограничил ввоз парфюмерных товаров извне. Римский ученый Плиний Старший писал, что Индия, Китай, страны Аравийского полуострова, по самым скромным подсчетам, выкачивают из римской казны ежегодно сто миллионов сестерций.
Римляне много времени проводили в банях - термах, где им прислуживали специальные рабы - косметы. Они натирали тело ароматическими составами, делали массажи, лечебные ванны и души. Воздух терм был пропитан ароматами. Стригли и брили специальные рабы - тонсоресы, обученные мастерству парикмахеров и брадобреев. Эти работы выполняли вольные мастера, они обслуживали римлян, не имеющих собственных рабов.
Арабский ученый Абу Али Ибн-Сина (Авиценна) почти тысячу лет назад написал книгу «Канон врачебной науки», в которой уделил серьезное внимание вопросам косметики . Им разработано более 500 рецеrrов, среди них лекарственные средства, применяемые с косметической целью (по устранению болезней кожи, мышц).
Большое распространение благовоний и косметики в Средней Азии и на Кавказе обязано связи этих стран с Багдадским халифатом.
Кyпцы Багдадского халифата в то время были фактически монополистами в торговле этими товарами и сильно содействовали распространению благовоний и косметики. Они вывозили из халифата пестрые шелка, тонкие полотна, ковры, благовония, пряности, косметические и лечебные снадобья, т. е. товары преимущественно дорогие.
B Закавказье и особенно в Средней Азии ароматические и косметические вещества нашли высоких ценителей. Они получили широкое распространение главным образом для эстетических целей. Обонятельные эмоции исстари занимали здecь видное место. Среди благовоний особенно высоко ценились смола и дерево алоэ (сабур),медвяной сахар, камфара, семена руты, рейхан и др. Пары семян руты на Востоке и в Средней Азии считались также средством, предохраняющим от дурного глаза и злых духов. Зерна клали на раскаленную сковороду, окуривали этим пахучим дымом человека, которого хотели уберечь от зла. Применялись в качестве «духов» мускус, амбра, камфара, мирра, шафран, алоэ, масло чайной розы, розовая вода. Эти «духи» исстари высоко ценились и на Ближнем Востоке, а в средние века - в Греции, Риме и Франции.
Арабы поддержали это искусство торговлей цветочными пряностями изобретением перегонного куба и улучшением техники дистилляции. Они научились получать спирт.
Что касается изысканности и места, которое занимали благовония в жизни арабов для того, чтобы их оценить достаточно лишь взглянуть на сады Альхамбра в Гренаде. И не подтвердил ли это пророк Магомет, сказав, что больше всего на свете он любил "женщин, детей и духи"?
Много сведений о благовониях, косметике и методах их применения древними народами Средней Азии и Закавказья сохранилось в книгах Низами, Фирдоуси, Руставели и др.
Как и на Ближнем Востоке, жаркое солнце, способствующее быстрому увяданию и пересыханию ножи, вызывало здесь потребность в применении в первую очередь жировых веществ. Очень важным средством для ухода за кожей и волосами был катык - кислое молоко, главным образом овечье. Этим молоком смазывали (с хорошим результатом) и волосы. Катык дает поразительные результаты - веснушки и пигментные пятна исчезают или сильно бледнеют, кожа становится нежной, гладкой и приобретают прекрасный цвет. Но особенно ценно действие кисломолочных продуктов на волосы - они становятся густыми, блестящими, шелковистыми. Трудно найти где-либо в мире такие длинные, густые и шелковистые волосы, как у жительниц Средней Азии.