Смекни!
smekni.com

Аэробика как средство физического воспитания (стр. 1 из 6)

Аэробика как средство физического воспитания

РЕФЕРАТ

2008

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………………. 3
I.

История аэробики…………………………………………………………..

4
II. Возникновение понятия "Аэробика" …………………………………… 6
III.

Воздействие аэробики на организм человека …..……………….. .……

7
3.1. На мускулатуру человека ………………………………………………. . 8
3.2. Изменение мышц под влиянием физической нагрузки ……………… 9
3.3.

Положительное и отрицательное воздействие аэробики на организм человека………………………………………………………………………

12
IV. Виды аэробики…………………..………………………………………….. 13
4.1. Оздоровительная аэробика……………………………………………….. 13
4.2. Спортивная аэробика……………………………………………………… 14
4.3. Прикладная аэробика……………………………………………………… 15
V. Музыкальное сопровождение…………………………………………….. 16
VI. Методика проведения занятий…………………………………………… 17
VII. Перечень упражнений, рекомендуемых для использования………… 20

VIII.

Самоконтроль………………………………………………………………. 23
Заключение……………………………………………………………………………… Список использованных источников литературы…………………………………….. 25 26
ВВЕДЕНИЕ

В наше время большинство людей малоподвижны. Они ходят пешком от автостоянки или от дома до автобусной остановки, от рабочего стола до столовой. Даже молодежь не очень балует себя физическими нагрузками. А недостаток движений плохо сказывается не только на состоянии здоровья, но и на возможностях человека во всех сферах жизни. Медицинские исследования показывают, что физические упражнения помогают улучшить психическое состояние, кровообращение и защитить организм от сердечных заболеваний. Двигательная активность - вот в чем нуждается человек для нормального функционирования, для укрепления здоровья и хорошего самочувствия. Но людей необходимо заинтересовать и именно в занятиях аэробикой присутствует масса элементов, с помощью которых можно привлечь к занятиям.

Аэробика-это комплекс физических упражнений, исполняемых под музыку. В этом виде физических упражнений есть ритм и стиль, а музыка подавляет утомление, усиливает удовольствие и создают позитивное настроение.

Но помимо этого регулярные занятия аэробикой полезны. Что такое аэробика, какова ее история, разобраться в направлениях аэробики я и хочу в своей работе.

I. ИСТОРИЯ АЭРОБИКИ

Одной из разновидностей греческой гимнастики была орхестрика, гимнастика танцевального направления. В античном мире физические упражнения под музыку применялись для развития хорошей осанки, походки, пластичности движений. Греческую орхестрику можно считать предшественницей всех существующих ритмических и ритмопластических систем упражнений, включая современную художественную гимнастику.

На рубеже XIX-XX веков формируется направление в гимнастике, связанное с именем французского физиолога Ж. Демени. Его система физических упражнений была основана на ведущем значении ритма и гармонии движений, на ритмичном чередовании расслабления и напряжения мышц. Гимнастика Ж. Демени базируется на естественных движениях. Большое значение Демени придавал развитию ловкости и гибкости. Под этим подразумевалось умение выполнять движения, правильно напрягая необходимые группы мышц и расслабляя второстепенные. Таким образом, автор основывался на экономичности функционирования организма, основой которой считал правильную технику движения. Он особо подчеркивал непрерывность движения, закладывая этим основу метода поточного выполнения упражнений. Говоря о непрерывности, Демени имел в виду то, что "все движения должны делаться без остановок между фазами, это обеспечит правильное кровообращение и не вызовет усталости в мышцах".
Ж. Демени имел много последователей, в том числе Б. Менсендика, разработавшую женскую функциональную гимнастику. Основными ее задачами были: укрепление здоровья при помощи гигиенической гимнастики, развитие силы, воспитание искусства движений в форме танца. Ритм движения Менсендик связывает с ритмом дыхания, которое считала важнейшей функцией организма. В ее гимнастике широко применялись корригирующие упражнения, многие ее рекомендации применяются в области лечебной физической культуры.

В середине XIX века началось увлечение выразительностью и ритмом движений. Родоначальником этого направления был Ф. Дельсарт. Система Дельсарта охватывала наряду с владением жестом, мимикой, движениями и позами, поэтому она получила название выразительной гимнастики. Известная танцовщица того времени Айседора Дункан продолжила идеи Дельсарта в своем искусстве. Она отрицала классическую школу танца в балете, и особое значение придавала идее всеобщего художественного воспитания через общедоступные танцевальные движения под музыку.

Значительный рост популярности ритмики начался в начале XX века. Он связан с именем Э. Жак-Далькроза. Ему принадлежит открытие чувства ритма в физической деятельности человека. Основа метода Жак-Далькроза - органическое совпадение музыки и движения. Ему удалось создать некую нотную грамоту движений, с помощью которой он развивал у тренирующихся чувство ритма. Теория Жак-Далькроза распадается на 3 части: ритмическая гимнастика в узком смысле слова, развитие слуха (сольфеджио), музыкальная пластика и импровизация. Автор классифицировал движения не по органическому признаку, а по художественной образности. В 20-х годах в Петрограде, и особенно в Москве появилось множество студий танца, в основу преподавания которых были положены принципы Дункан, Жак-Далькроза и популярных в то время пластических танцев. В 1919 году была создана "Студия пластического движения" З.Д. Вербовой. Студия готовила преподавателей гимнастики для школ и техникумов. В список дисциплин в программу входили ритмическая гимнастика и сольфеджио по Жак-Далькрозу, пластика, акробатика, танец и составление произвольных упражнений. В студии Л.Н. Алексеевой, носившей название "Школа-лаборатория художественной гимнастики", одним из методов преподавания был метод художественно-эмоционального воспитания женщин с помощью танцевально-ритмического движения. В студию привлекались женщины вне зависимости от возраста и сложения. Система Алексеевой и в настоящее время развивается.

В конце 60-х годов появляется новая форма гимнастики с использованием ритмичной музыки - джаз-гимнастика. Основателем этого направления является Бекман. В основе музыкального сопровождения лежит джазовое направление в музыке. Распространение и популярность джазовой музыки наблюдается в последние 60-70 лет, в ее основе лежат негритянские мелодии. Ее характерной особенностью является то, что она неотделима от движений человеческого тела, связана с хлопками, притоптываниями и несет в своей основе ритмическую полифонию. В процессе эволюции джазовая музыка претерпела три этапа: классического джаза, период свинга и период современного джаза, одной из разновидностей которого является современное направление в эстрадной музыке. То есть особенностью гимнастической аэробики является выполнение упражнений под аккомпанемент современных эстрадных мелодий с ясно выраженным ритмом.

В 70-х годах появляется такая форма оздоровительной физической активности, как аэробные танцы, основоположником которых является Дж. Соренсен. Программа аэробных танцев включает в себя ритмичный бег, прыжки, наклоны, махи, а также множество танцевальных шагов и движений. По структуре и содержанию занятий аэробные танцы стоят ближе всего к современной ритмической гимнастике и аэробике.

II. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПОНЯТИЯ "АЭРОБИКА"

Термин "аэробика" происходит от слова аэробный, что значит кислородный (от греч. “аэро” - воздух и “биос” - жизнь), впервые был введен в 1960 году американским врачом Кеннетом Купером, специалистом по профилактической медицине. Известно, что обмен веществ при возбуждении мышцы представляет собой сложную систему химических реакций. Процессы расщепления сложных молекул на более простые сочетаются с процессами синтеза (восстановления) богатых энергией веществ. Один из этих процессов может идти только в присутствии кислорода, то есть в аэробных условиях. При аэробных процессах вырабатывается значительно большее количество энергии, чем при анаэробных реакциях. Углекислый газ и вода являются основными продуктами распада при аэробном способе выработки энергии и легко удаляются из организма при помощи дыхания и пота. К видам двигательной активности, стимулирующим повышение потребления кислорода во время занятий, относятся различные циклические движения, выполняемые с невысокой интенсивностью достаточно длительное время.

Купером была предложена очковая, строго дозированная система физических упражнений, имеющих аэробный характер энергообеспечения (бег, плавание, лыжи). Автор предложил четкую и логично построенную систему самооценки с помощью таблиц, которые позволяют достаточно точно оценить свое физическое состояние и тот прогресс, которые приносят ему регулярные физические упражнения. "Возрастные" таблицы Купера делают аэробику доступной практически для всех людей. Вначале Купер в своей системе оздоровительных занятий предлагал только циклические виды спорта, но вскоре он расширил диапазон применяемых средств и наряду с другими включил в нее гимнастическую аэробику. В России последователем Купера стал Николай Амосов. А в 1969 году ученица Купера Джеки Соренсон придумала аэробный танец-выполнение упражнений под музыку на свежем воздухе.