Театр в Приене был построен между 350 и 330 гг. до н.э. (немецкий учёный А.Геркан указывает 300 г. до н.э.). Вначале скена была деревянной. Каменная скена была выстроена не раньше начала 3 века до н.э. Она представляла собой двухэтажное строение с одноэтажным зданием спереди, выходящим на орхестру. Плоская крыша этого более низкого здания состояла из деревянных досок, помещённых между каменными балками. Передняя стена состояла из каменных полуколонн, прислонённых к опорным столбам. Так как имелись отверстия по бокам опор, то, очевидно, к ним могли быть прикреплены деревянные панели. Следовательно, колонны представляли собой постоянную декорацию, а расписные доски между ними – меняющуюся декорацию. По мнению А.Геркана, верхний этаж над плоской крышей был сперва закрыт за исключением одной двери. Существование только одной двери для выхода на крышу проскения, а также наличие приспособлений для укрепления декораций между колоннами проскения заставляют сделать вывод, что действие развивалось вначале перед проскением. Однако приблизительно к середине 2 века до н.э. действие было перенесено на крышу проскения, на логейон. Это вытекает из некоторых изменений, произведённых в театральном здании: места для почётных гостей были отнесены из первого ряда зрительских мест в пятый, в фасаде скены на втором этаже появились широкие фиромы, на орхестре перед проскением были поставлены статуи.
Пергам – столица эллинистического Пергамского царства в М.Азии (создано в 283 г. до н.э. Филетером), перешедшего в 133 г. до н.э. к римлянам и превращённого ими в провинцию Азию. Театр в Пергаме был построен на склоне крутой горы в узкой лощине (узость использованной лощины объясняет то обстоятельство, что число лестниц, идущих вверх, уменьшается, вместо того чтобы увеличиваться). 2 поперечных прохода разделяют зрительские места на 3 яруса. Скена и проскений были сделаны из дерева. Если в классическую эпоху это было правилом, то в эллинистическую эпоху скена и проскений сооружались почти всегда из камня, деревянные конструкции там, где они имелись, были заменены, вероятно, ещё в 3 веке до н.э. каменными. Таким образом, Пергамский театр один сохранял значительные остатки деревянной конструкции от 2 века до н.э. В позднее эллинистическое время (1 век до н.э.) В Пергаме была сооружена каменная скена. В римское время перед фасадом скены соорудили низкую глубокую сцену, которая стоит на стилобате эллинистического проскения. От обоих концов сцены высотой в 1 м. вели на орхестру рядом с пародами лестницы с 5 ступеньками.
В эллинистическую эпоху был перестроен и театр Ликурга в Афинах, получивший по образцу других театров этой эпохи высокую сцену, поддерживавшуюся впереди колоннами проскения (фундамент которого ещё до сих пор можно различить). Параскении были укорочены, выступая только на 1,8 м. от фасада проскения. Благодаря этому было выиграно пространство для устройства более широких пародов и облегчения доступа к зрительским местам. О фасаде скены, её внутреннем устройстве в эллинистическом театре в Афинах нет никаких сведений. Существуют разногласия о времени появления высокой сцены в афинском театре. Вероятно, она появилась незадолго до серидины 2 века до н.э. С этого времени пьесы стали разыгрываться, возможно и в Афинах, не перед проскением, а на логейоне, за исключением, быть может, тех случаев, когда возобновлялись старые трагедии с хором (Дёрпфельд считал, что проскений всегда был только декорационной стеной и что в эпоху эллинизма актёры играли не на высокой сцене, а на орхестре перед проскением).
В западной части греческого мира – в Южной Италии и Сицилии эллинистические театры имели свою особую форму. Типичными могут считаться театры в Сегесте и Тиндариде. Фасад скены в этих театрах был богато украшен колоннами, эффектно завершающимися вверху фронтоном. Фиром нет. Оба театра имеют параскении, причём фасадная стена проскения несколько вперёд по сравнению с фасадом параскениев. В Сегесте параскении состояли из двухэтажных открытых галерей. Некоторые исследователи относят эти театры к 4-3 и даже ко 2 вв. до н.э. М.Бибер рассматривает театры в Сегесте и Тиндариде (как и в Помпеях) как переходную форму от эллинистических театров к римским и относит их приблизительно к 100 г. до н.э.
Витрувий в своём трактате «Об архитектуре» даёт план греческого театра. Раньше этот план ошибочно относили к греческому театру классической эпохи (отсюдо возникло неправильное мнение о наличии высокой сцены уже в 5 в. до н.э.), но теперь ряд исследователей считает, что Витрувий даёт план современного ему позднеэллинистического театра. Однако план Витрувия полностью не соответствует ни одному из дошедших до нас театральных зданий; очевидно, он давал лишь идеальный план греческого (точнее позднеэллинистического) театра.
План театра вычерчивается, по Витрувию, следующим образом. Надо начертить круг, соответствующий предполагаемой величине орхестры, и вписать в него 3 квадрата так, чтобы их углы, касаясь окружности, делили её на 12 равных частей. Сторона одного из этих квадратов, которая является ближайшей к скене и противоположной середине зрительских мест, представляет собой переднюю линию проскения. Касательная, проведённая параллельно передней линии проскения, определяет линию фасада скены. Высота сцены должна быть 10-12 футов (то есть 2,95-3,53 м.). Ряд театров (например, Сикиона, Эпидавра, Тиндариды) имеет приблизительно такую высоту, театры Оропа, Приены и Сегесты – несколько меньшую, афинский театр – большую. Колебания в ту или другую сторону обусловливаются размерами театров. Естественно, что с увеличением орхестры и большей отдалённостью зрительских мест от сцены высота последней возрастает. Глубина сцены также зависит от основного круга, так как по Витрувию, она должна составлять приблизительно 3/10 радиуса орхестры. Обращённые к зрительским местам углы квадратов, вписанных в основной круг, обозначают направление лестниц в первом ярусе; если в театре предполагается 2-3 яруса, то в каждом следующем ярусе продолжаются лестницы предыдущего и, кроме того, делается ещё по одной дополнительной лестнице. Некоторые исследователи, обращая внимание на то, что измерения, даваемые Витрувием, соответствуют в некоторых случаях форме так называемой греко-римского театра, склонны указания Витрувия относить к этому типу театра.
С 1 века до н.э. вновь сооружавшиеся греческие театры принадлежат к греко-римскому типу театральных зданий. В это время и некоторые эллинистические театры были перестроены по греко-римскому типу (например, театры в Приене и Эфесе).
МИМ. ПАНТОМИМ
В Греции с давних пор существовали представления, во время которых разыгрывались небольшие сценки (чаще всего – импровизация) бытового и парадийно-сатирического характера – мимы. Первоначально мимы исполнялись самими жителями деревни или города. В эллинистическую эпоху существовали уже бродячие труппы актёров мима. Развитие мима во всех его видах способствовало усилению реалистических тенденций в античном театре. В мимах изображались типы, взятые из жизни, а также мифологические персонажи – боги и герои, представлявшиеся в виде обычных людей со всеми их пороками и недостатками. В 4 и 3 вв. до н.э. мим широко распространился на Востоке, пользуясь, благодаря своей простоте и живому изображению повседневного быта, огромным успехом у разноплеменной толпы, заполнявшей новые эллинистические столицы. Среди актёров мима были и женщины. Актёры играли без масок. Представления давались на деревянных подмостках, вместо декораций использовались деревянные перегородки и ширмы.Широкое распространение в эллинистическую эпоху получил также пантомим, то есть мимический танец, обычно на мифологический сюжет. Актёры пантомима, не сопровождавшие своё исполнение ни словами, ни пением, достигали большого мастерства в умении передавать посредством танца сложные душевные переживания человека, причём один и тот же актёр мог исполнять последовательно несколько ролей, меняя костюм и маску. Как правило, актёр пантомима выступал один. Женские роли исполнялись главным образом мужчинами. Аккомпанементом для пантомима служила обычно флейта. Для пантомима характерны постановочная пышность, зрелищная занимательность, широкое внесение эротических мотивов и т.п. В Южной Италии и Сицилии в 4-3 вв. до н.э. имели распространение флиаки – небольшие комические сценки, отличавшиеся от мима прежде всего обязательным применением маски. Флиаки пародировали трагедии, но брали темы также и из повседневной жизни. Исполнители флиаков носили такой же костюм, что и актёры древней комедии.
Театральная культура Древней Греции оказала огромное влияние на развитие мирового театра. Римский театр, особенно на первых этапах развития, широко использовал греческое театральное наследие. Деятели Возрождения и Просвещения постоянно обращались к древнегреческой драматургии и театру. Демократические традиции театра античной Греции сохранили своё значение и для последующих эпох. Постановка больших общественно-политических, философских и этических вопросов, насыщенность произведений античного театра идеями патриотизма, внимание человека со всем богатством его духовной жизни, глубокая обрисовка героических характеров, воспитывающая гражданское сознание зрителей, совершенство художественной формы составляют жизнеутверждающую силу искусства древнегреческого театра.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основное представление о мире у греков сводилось к тому, что мир — это театральная сцена, а люди — актеры, которые появляются на этой сцене, играют свою роль и уходят. Приходят с неба, уходят туда же, там растворяются. Земля — лишь сцена, где они исполняют свою предназначенную роль. Поэтому древнегреческий театр органичен: в нем проявляется возвышенный, высокий и торжественный космологизм.
Театральные зрелища были особенно любимы эллинами. Социальные, этические, политические проблемы, вопросы воспитания, глубокая обрисовка героических характеров, тема гражданского сознания составляют жизнеутверждающую основу древнегреческого театра.