Смекни!
smekni.com

Обрядовая поэзия (стр. 4 из 6)

3) Все образы (кроме вдовы и вдовца) создаются по одной схеме: изображаются внешность, одежда, богатство и т.д.

4) Но не смотря на общую схему, персонажи между собой различаются: они своеобразны, и это зависит от их возрастной и семейной определённости.

5) Основным принципом создания образов - принцип идеализации, находящийся в прямой зависимости от главной функции величальных песен как жанра - функции величания того или иного участника свадьбы.

6) Обрядовая функция и поэтическое содержание величальных песен объясняют их оригинальные композиционные формы и жанровую специфику использования художественных общефольклорных средств.

Корильные песни.

Семья невесты боялась потерять расположение мифических сил, которые покровительствовали семье и берегли её до этого времени. Чтобы не лишится этого расположения, надо было представить вхождение невесты в чужую семью как проявление насилия со стороны жениха.

Идёт старик с волоку,

Несёт пестерь с воробу

На Васькину голову:

Чирей с овин

Да короста с блин,

Ниточек с моточек

Да чирей на носочик,

Чашка вкруг -

Да чирей в пуп!

Акцент в ней не на изображение человека, а на тех бедах которые призываются на его голову.

Корильные песни исполнялись только в доме невесты

Выйди-ка, свекровья горбатая,

Встреть-ка невесту богатую!

Выдь-ка, свекровь сопливая,

Встреть-ка невесту счастливую!

В отличие от величальных песен, корильные создают комическо-сатирический портрет величаемого, смеются над человеческими пороками. Предметом изображения является человек - его внешность, одежда, отношение к нему окружающих - принцип гротеска. Гротеск не знает только низкого и только высокого. Он мешает противоположности, сознательно создавая остроту противоречий и играя одной лишь своеобразностью…

Сам шестом

Голова пестом,

Уши ножницами,

Руки грабельками,

Ноги вилочками,

Глаза дырочками!

(про жениха)

В корильных песнях возникает целая галерея портретов нищих, воров, обжор, пьяниц, дураков:

Дружка-вор, дружка-вор,

Дружка - воровьи глаза!

По своим моральным качествам персонажи корильных песен противопоставлены персонажам величальных.

Бестолковый сватушко!

По невесту ехали,

В огород заехали,

Пива бочку пролили,

Всю капусту полили,

Верее молилися:

- Верея, вереюшка!

Укажи дороженьку

По невесту ехати!

Характеристика персонажей.

1) возрастная характеристика и семейное положение персонажа никак не сказываются на его изображении;

2) образы обнаруживают очень большое сходство, а потому очень слабо различаются между собой. Вполне определённо можно говорить о мужском и женском персонажах. Например: песни дружке и тысяцкому отличаются только адресатом.

Тысяцкий - неумоя,

Сватушка - кукомоя!

Сунься в лоханку - умойся,

На тебе рогожку - утрися,

На тебе лопатку - молися!

Не гнися, дружка, не гнися,

Вот тебе лавочка - садися,

Вот тебе помои - умойся,

Вот тебе помело - утрися,

Вот тебе заслонка - молися!

3) корильные песни выработали довольно устойчивый тип песни, в котором адресатом является не один человек, а коллектив.

(членам свадебного поезда)

Уж что вы, бояре, не белы

пришли?

Чёрны, как вороны, широки

бороды!

Сходите в кузнецы, скуйте

топоры,

Бежите во темны леса,

Нарубите осинник, нажгите

пепелу,

Сварите щёлоку - умойте

головы,

Купите бороны - расчешите

бороды.

4) окружающий персонажей мир изображался фантастическим, ярким, существующим как бы вне реального пространства и времени. Корильная песня активно использует, например, приметы не городского, а крестьянского быта, причём нередко заглядывают в её тёмные уголки. В них употребляются такие детали, чтобы оттенить наиболее непривлекательные качества адресата корильных песен и выразить к нему отрицательное отношение.

Описательность - главная композиционная особенность, так как "ругая" человека, создавали, прежде всего, его портрет.

У тебя - у богатины

На горбу грибы выросли,

На затылке - обабочки,

На загривке - синявочки!

Ты - горохово пугало:

Шалаболы болтаются,

Тебя кони пугаются!

Сравнительно редко используется композиционная форма "повествовательная часть + монолог".

Идёт дружка на порог,

А косым глазом

В печь заглядывает:

Густа ль капуста,

Да велик ли горшок каши.

- Ой, иди, дружка, пройди,

А мы тебя давно ждали,

Лисицами двор слали,

Сенцы - коврами,

Избу - девицами!

Вот тебе лавочка - садися,

Когда не нажрался:

Вот тебе корочка - подавися!

Встречаются и песни - диалоги:

У нашего подженишника

Расчёсаны кудри:

А знать, его черти скубли!

- А за что его драли,

- А за что его лупили?

- Что нам мёду не купили!

Способы описания персонажей.

1.способ прямого описания

Как на дружке кафтан -

Чёрт по месяцу таскал!

Как на дружке сапоги -

Они с искорками!

Они с искорками-

Пальцы выскакали!

2. изображение участника свадьбы при помощи описания его поступков.

Как Иван-то господин

Да всё по миру ходил,

Да всё по миру ходил,

Суму новую носил;

Как у нас-то ночевал,

Он на печке спал;

Он на печке спал,

Он на полку взглянул;

Он на полку взглянул,

Блинов стопу стянул.

3. изображение персонажа через описание тех событий, в которых он или участвует, или может принять участие; события эти случаются или могут случиться обязательно не по его вине.

Уж ты, тысячко, не садись к окну

Ох, сегодня у нас перелёт совы:

Полетит сова из окна в окно,

Сядет она прямо на голову,

Спустится сова потом на бороду!

4. сами поющие накликают на голову того человека, которому поётся песня, разные беды, невзгоды.

Не (у)мытка дружко,

Не (у)мытко! -

Помойте их киселём,

Оботрите его помелом,

Положите его под полом,

Покройте его корытом,

Ой, тем корытом немытым!

В любой корильной песне используется или один, или два, или три, а то и все четыре способа описания. В зависимости от этого они могут быть и двухчастными, и трёхчастными, и четырёхчастными.

Корильные песни пародировали употреблявшийся в величальных песнях композиционный приём "вопрос - ответ", наполнив его другим содержанием, текст которых строился при помощи ряда вопросов, соединяющихся попарно - "по смыслу".

- В огороде у нас не лук ли?

У нас тысяцкий не глуп ли?

- В огороде у нас не мак ли?

У нас тысяцкий не дурак ли?

Антитеза - принцип оформления корильных песен.

Как у нашей-то свашеньки хорошая шаль

А у вашей-то свашеньки - мережа на голове;

Как у нашей-то свашеньки пальто хорошее,

А у вашей-то свашеньки - рыболовная гуня!

Отрицание

Друженька не хорошенький,

Друженька не пригоженький!

Как на дружке-то кафтан

Чёрт по месяцу таскал!

Художественные средства: оксюморон и эвфемизм.

Оксюморон показывает несуществующие в действительности предметы - способствует созданию более яркой, запоминающейся картины.

…Да и наша сваха богата:

У нашей-то свахи три рубахи:

Да перва-то рубаха дубовая,

Да друга-то рубаха смоляная,

Да третья-то рубаха крапивная

Эвфемизмы также способствуют более яркому, но не прямому изображению участника свадьбы и отношения к нему: скрытая ирония, юмор становится основой подтекста.

Александр, не гляди под стол! -

У нас нет мослов…

А ботинки поросячьи:

Шубка рявкает,

Шапка бряхнет

А ботинки заскагочут!

Лирические песни

Свадебные лирические песни обрядовы по своему назначению, в выражении или вполне определённого обрядового чувства, настроения. Песни, воспроизведя обряды, могли создавать необходимый обрядово - эмоциональный колорит свадьбы.