Смекни!
smekni.com

Общие сведения о тканях (стр. 3 из 8)

Крупноузорчатые переплетения характеризуются большими раппортами и многообразием ткацких рисунков, влияют в основном на эстетические свойства тканей. Этими переплетениями вырабатывают мебельно-декоративные, нарядные платьевые ткани, штучные изделия (скатерти, покрывала) и др.

Сложные переплетения характеризуются наличием трех или четырех систем нитей, например двух систем нитей основы и одной или двух – утка (в первом случае – это ткани полутора-, во втором – двухслойного переплетения). Ими вырабатывают драпы, ворсовые ткани (бархаты, вельветы, плюш) и др. Ткани сложных переплетений имеют высокие теплозащитные свойства.

Число нитей на единицу длины характеризует плотность нитей в ткани. За единицу длины принято 10 см. Число нитей на 10 см определяют отдельно по основе и утку. От этого показателя строения зависят поверхностная плотность, воздухопроницаемость, теплозащитные и другие свойства тканей.

По волокнистому составу ткани могу быть однородными и неоднородными. Однородные ткани состоят из какого-либо одного вида волокна (нити), и свойствами – этого волокна. Неоднородные ткани состоят из двух, трех или более видов волокон (нитей). Их называют соответственно двух-, трех- и многокомпонентными. Свойства таких тканей зависят в первую очередь от видов и соотношения долей вводимых волокон (нитей).

Структура используемых нитей определяет особенности строения тканей. Непосредственное влияние оказывают величина, направление, характер крутки нитей, наличие фасонных эффектов и др. По структуре используемых нитей ткани также делятся на однородные (из нитей различных структур).

Большое значение имеет деформируемость нитей в продольном и поперечном направлениях. Сильно деформирующиеся в продольном направлении нити при выработке тканей становятся тоньше, они могут потерять объемность, пушистость. Производство тканей из таких нитей требует соблюдения особых условий, в частности минимальных натяжений. Ткани из нитей, неодинаково деформирующихся в поперечном направлении, имеют различное строение. Если нити деформируются (сплющиваются) значительно, ткани получаются гладкими, плоскими, застилистыми. Соответственно изменяются и их свойства.

Соотношение диаметров нитей оказывает влияние на степень взаимоизгибов основы и утка: тонкие нити изгибаются больше, толстые – меньше. Такие ткани имеют рубчик (утолщение) вдоль балок толстых нитей.

Плотность тканей (фактическая) по основе и утку характеризуется числом нитей на единицу длины - 100 мм. Чем выше плотность, тем больше масса 1 м, выше заполненность ткани, ниже проницаемость, лучше механические свойства. Большое влияние на строение и свойства тканей оказывает соотношение плотностей нити основы и утка. Чем больше плотность по одной из систем нитей по сравнению с плотностью по другой системе, тем больше эти нити изгибаются и выступают на поверхность, тем выше анизотропность (равномерность свойства во всех направлениях) ткани.

Поверхность заполнения характеризует долю площади ткани (в %), закрытую нитями основы и утку. Эта доля зависит от плотности по основе и утку и диаметров нитей. Поверхностное заполнение дает представление об общей заполненности ткани волокнистым материалом и может измениться от 60 до 100%.


3. Свойства тканей

3.1 Эстетические свойства тканей

Свойства тканей, удовлетворяющие нематериальные потребности людей, подразделяют следующим образом: удовлетворяющие эстетические потребности человека; потребность воспринимать приятное и испытывать моральное удовлетворение престижности.

Свойства тканей, удовлетворяющие эстетические потребности людей. Эстетические потребности человека состоят в необходимости испытывать чувственное, духовное удовлетворение от созерцания красоты, красивой вещи. К свойствам тканей, оказывающим эмоциональное воздействие при зрительном восприятии, относятся пластичность, упругоэластичность, драпируемость, жесткость, фактура, цвет, рисунок.

Пластичность - способность тканей на отдельных участках одежды под действием влажно-тепловых обработок, растягиваясь или сокращаясь, принимать определенную форму и затем сохранять ее. Это свойство играет решающую роль при получении из плоского материала различных выпукло-вогнутых форм одежды. Высокой пластичностью обладают шерстяные ткани, наименее пластичные ткани из целлюлозных и гидратцеллюлозных волокон.

Упругоэластичность - особо важное свойство, так как упругоэластичные ткани позволяют создавать швейные изделия интересных динамических форм. Упругоэластичные свойства тканей зависят от природы их волокнистого состава, строения и отделки. Так, ткани из чистого льна обладают весьма незначительной упругостью; замена части льняного волокна лавсановым повышает их упругость в 2 раза и более по сравнению с чисто льняными. При обработке целлюлозных тканей несминаемыми аппретами также повышается их упругость и т. д.

Драпируемость - способность тканей образовывать красивые симметрично расположенные округлые подвижные складки. Требования к драпируемости тканей диктуются модой. Это свойство тканей значительно влияет на внешний вид изделия, в том числе на его геометрическую форму. Применение хорошо драпируемых тканей позволяет создавать изделия сложных и разнообразных форм. Мягкие ткани, как правило, хорошо драпируются, жесткие - наоборот. Драпируемость тканей зависит от их волокнистого состава, строения и отделки. Например, ткани из натуральных шелковых нитей имеют хорошую драпируемость, а из льняных волокон - плохую. Повысить драпируемость льняных тканей можно путем выработки их из смеси волокон. Различные виды отделок по-разному влияют на драпируемость тканей. Так, отделки, повышающие жесткость тканей, резко снижают их драпируемость, и наоборот.

Жесткость - способность тканей сопротивляться изменению формы при определенном виде деформации. Это свойство затрудняет моделирование из них одежды и ограничивает выбор фасонов. Из жестких тканей можно изготовлять одежду только строгих форм с прямыми линиями кроя. По данным ЦНИИШП, допустимая жесткость для тканей следующая, мНсм2: для женских пальтовых тканей -20÷100, мужских - 30÷150, костюмных -4÷9, джинсовых -5÷25 (детских) и 15÷120 (молодежных).

Жесткость тканей так же, как и драпируемость, зависит от их волокнистого состава, строения и отделки. Так, жесткость шерстяных тканей вследствие более низкого модуля упругости шерстяных волокон значительно меньше, чем льняных. Одним из решающих факторов, влияющих на жесткость тканей, является переплетение. С ростом длины перекрытий и уменьшением количества связей между системами нитей жесткость тканей уменьшается.

Фактура - характер строения поверхности ткани. В зависимости от фактуры различают ткани гладкие, ровные, шероховатые, узорно-гладкие, рельефные, ворсовые, войлокообразные. Их фактура зависит, главным образом, от структуры применяемых нитей, вида переплетений и особенностей отделки. Так, используя гладкие нити и атласное переплетение, получают ткани гладких фактур, ткани полотняного переплетения имеют ровную фактуру, а мелкоузорчатого - шероховатую. Такая же фактура ткани и при применении креповой и фасонных круток. Вырабатывая ткани жаккардовым переплетением, получают узорно-гладкую фактуру, а применяя ворсовое переплетение - ворсовую. Отделка «лаке» позволяет иметь гладкую фактуру, а «гофре» и тиснение- рельефную. Фактура ткани имеет большое значение в зрительном восприятии как самой ткани, так и объемности, массы изделия. Например, шероховатая и рельефная фактуры тканей увеличивают зрительную объемность и тяжеловесность изделия, а гладкая фактура, наоборот, придает одежде легкость, зрительно уменьшает объем.

Цвет имеет эмоционально-психологическое воздействие, что объясняется ассоциируемостью его с отдельными предметами или явлениями природы, вызывающими у людей определенные эмоции. Так, красный, оранжевый и желтый цвета, называемые теплыми, активны, действуют возбуждающе, обостряют эмоциональные реакции, привлекают внимание, оживляют одежду, резко выявляют все особенности фигуры человека, в то же время сине-голубые (холодные) успокаивают, скрадывают отдельные недостатки фигуры, делают ее тоньше, стройнее и т. д.

В характеристике цвета большое значение имеют светлота, от которой зависит восприятие цвета как тяжелого (темные тона) или легкого (светлые тона), и насыщенность цвета. Самый насыщенный цвет концентрирует внимание; обилие такого цвета раздражает. Гамма цветов очень разнообразна, поэтому составляют атласы и карты цветов, а для удобства работы каждому цвету присваивается номер.

Рисунок тканей получают в процессе ткачества, применяя соответствующие переплетения, разноцветные, разноструктурные или другие нити, а также в процессе отделки (набивка и др.). Эстетическое восприятие рисунков на тканях связано с тематическим содержанием, ритмикой (частотой расположения), степенью стилизованности, цветовой гармонией и др.

По тематике текстильные рисунки бывают геометрические, растительного орнамента, пейзажные, абстрактные, с изображением каких-либо предметов или животного мира и др. Их композиция может быть однотонной и многоцветной. Рисунок может изображаться с деталировкой или без нее, т. е. обобщенно.

Свойства тканей, удовлетворяющие потребность воспринимать приятное. Помимо объективных физико-морфологических свойств тканей, являющихся носителями эстетической ценности текстильных изделий, имеются определенные и одинаково важные субъективные качественные характеристики, которые частично или полностью определяются субъективными ощущениями человека. Они являются отражением чрезвычайно сложного взаимодействия между основными физико-механическими свойствами волокон, нити и ткани и большим количеством физиологических воздействий, на которые люди реагируют по-разному. Субъективные характеристики являются важными факторами при оценке качества тканей, особенно одежных и для домашнего обихода.