Смекни!
smekni.com

Народы Южного Урала башкиры (стр. 3 из 3)

Мужская одежда – рубахи и штаны с широким шагом, легкие халаты (прямоспинные и расклешенные), камзолы, тулупы. Головные уборы – тюбетейки, круглые меховые шапки, малахаи, закрывающие уши и шею, шляпы. Шапки из меха зверя носили и женщины. Широкое распространение имели сапоги, кожаные ботинки, бахилы, а в Приуралье - и лапти.

Преобладала мясная и молочная пища, употребляли продукты охоты,

рыбной ловли, мед, ягоды и травы. Традиционные блюда – мелконарезанная

конина или баранина с бульоном (бишбармак, куллама), вяленая колбаса из

конского мяса и жира (казы), различные виды творога, сыр (кори), каши из

пшена, ячменной, полбяной и пшеничной крупы, толокно. Популярна лапша

на мясном или молочном бульоне, крупяные супы. Хлеб (лепешки) употребляли пресный, в 18-19 вв. распространился кислый хлеб, в пищевой рацион вошли картофель, овощи. Напитки слабоалкогольные: кумыс (из кобыльего молока), буза (из проросших зерен ячменя, полбы), бал (сравнительно крепкий напиток из меда и сахара); пили также разбавленное кислое молоко айран.

Основные народные праздники отмечались в весенне-летнее время.

После прилета грачей устраивали каргатуй (грачиный праздник). Накануне

весенних полевых работ, а местами после их проводили праздник плуга

(сабантуй), включающий общую трапезу, борьбу, конные скачки, соревнования в беге, стрельбе из лука, состязания с юмористическим эффектом. Праздник сопровождался молениями на местном кладбище. В середине лета проходил джин (йыйын), праздник, общий для нескольких деревень, а в более далекие времена – волости, племени. Летом же происходят девичьи игры на лоне природы, обряд «кукушкин чай», в котором участвуют одни женщины. В засушливое время проводили обряд вызывания дождя с жертвоприношениями и молениями. Обливанием друг друга водой.

Развито песенно-музыкальное творчество: эпические, лирические и бытовые (обрядовые, сатирические, юмористические) песни, частушки (такмак). Разнообразны плясовые мелодии. Танцам свойственна повествовательность, многие («Кукушечка», «Вороной иноходец», «Баик», «Перовский») имеют сложную структуру и содержат элементы пантомимы.

Традиционные музыкальные инструменты – курай (род свирели), домра, кумыз (кобыз, врган: деревянный – в виде продолговатой пластины и металлический – в виде дужки с язычком). В прошлом существовал смычковый инструмент кыл кумыз.

Башкиры сохраняли элементы традиционных верований: почитание объектов (рек, озер, гор, лесов и т.п.) и явлений (ветров, буранов) природы, небесных светил, животных и птиц (медведя, волка, лошади, собаки, змеи, лебедя, журавля, беркута, сокола и других, культ грачей был связан с культом предков, умирающей и оживающей природы). Среди многочисленных духов-хозяев (эйе) особое место занимают домовой (йорт эйяхе) и водяной дух (хыу эйяхе). Верховное небесное божество Тенре слилось впоследствии с мусульманским Аллахом. Лесной дух шурале, домовой наделены чертами мусульманских шайтанов, Иблиса, джинов. Синкретичны демонические персонажи бисура, албасты. Переплетение традиций и мусульманских верований наблюдается также в обрядах, особенно родинных и похоронно-поминальных.


Список использованной литературы:

1. Башкиры: Краткий этноисторический справочник. Уфа, 1995.

2. Большая советская энциклопедия. М., 1970.

3. Агеева Р.А. Какого мы роду – племени? М., 2000.

4. Дмитриев Н.К. Грамматика башкирского языка. М.-Л., 1948.

5. Кузеев Р.Г. Происхождение башкирского народа. М., 1974.

6. Руденко С.И. Башкиры: историко-этнографические очерки. М.-Л., 1955.

7. Тишков В.А. Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 1999.

8. Грамматика современного башкирского литературного языка. Под ред. А.А.Юлдашева. М., 1981.

9. Интернет сервер.